Тайна рождения шёлка

Это удивительное создание, обладающее скрытым талантом. В свое время его ценили так же, как бриллианты или золото, во имя него вспыхивали революции и объединялись целые континенты. И все из-за лучшего в мире волокна. Это невероятная история о крохотном, но имеющем большое значение, тутовом шелкопряде.


Сегодня мы побываем на итальянской фабрике, а заодно вспомним историю и узнаем про таинственное рождение шелка.
Гусеница шелкопряда.


Долговечный, тонкий и прочный. На протяжении всей человеческой истории шелк всегда был драгоценным товаром. История шелка началась 5 000 лет назад в древнем Китае.
Бабочка тутовый шелкопряд и коконы. Из одного из них она и появилась.


По легенде, жена Желтого императора пила в саду чай, когда с ветвей тутового дерева вдруг что-то упало. Когда таинственный объект извлекли из чашки, оказалось, что он сплетен из тонкой и приятной на ощупь нити.
Гусеница шелкопряда.

Так открылся секрет шелка, а этот продолговатый предмет на самом деле был коконом тутового шелкопряда.
Шелковые коконы.

Вскоре после открытия, производство шелка распространилось по всему Китаю, пока не стало одним из ключевых элементов экономики страны. Сохранились образцы ткани, которым уже по 2-3 тысячи лет.
Бабочка тутовый шелкопряд и коконы.

Шелкопряд — 7-сантиметровая гусеница. Создание кокона начинается с постройки каркаса, на котором держится вся конструкция.
Гусеница шелкопряда.

Гусеница совершает быстрые, равномерные движения головой и укладывает нить в форме «восьмерки».

Она может повторять эти движения до 230 000 раз, а длина шелковины доходит до 1 000 метров. Спустя 2-3 дня кокон готов, и в шелковом доме начинает происходить чудо. Гусеница находится в коконе около 3 недель и там превращается в бабочку.
Тутовый шелкопряд и яйца, отложенные бабочкой.

Все начинается с крошечных яиц, настолько маленьких, что даже масса 2 000 штук не превышает 1-го грамма. Их них вылупляются гусеницы размером не больше булавочной головки. За следующие 3 дня они увеличат свой вес в 10 000 раз. И питаются они листьями белой щелковицы.

Для производства тончайшего шелка они не должны есть ничего другого. На изготовление 1 шелкового платья требуется около 2 000 коконов, а это значит, что гусеницам нужно съесть более 70 кг листьев – почти 2 тутовых дерева.

Коконы нужно успеть собрать до того, как появятся бабочки. Если их передержать, то бабочка прогрызет кокон и повредит шелк. Коконы погружают в кипящую воду, чтобы убить гусениц и растворить защитный слой.
Тутовый шелкопряд и яйца, отложенные бабочкой.

После этого нити сплетают вместе, и они готовы для производства дорогого и ценного материала – шелка. Но не все коконы оказываются в кипящей воде, ведь нужны новые бабочки, которые отложат крошечные яйца, из которых появятся тысячи новых гусениц… Круг замыкается.
Шелковые коконы.

Современные бабочки слепы и не умеют летать, это результат тысяч лет селекции. Каждая бабочка живет всего несколько дней, и ей важно быстро найти партнёра. Через несколько дней после спаривания самка откладывает яйца на листья тутового дерева.

Что делает шелк особенным? Нить тоньше человеческого волоса в 8 раз, она очень прочная, ведь призвана защищать гусениц от голодных насекомых, и абсолютно водоотталкивающая. Из-за этого ткань получается мягкой и приятной на ощупь, но в тоже время прочной и износостойкой.
Шелковые коконы и шёлковые нити.



В 200 году до н.э. город Сиань стал отправной точкой легендарного торгового пути, по которому этот ценный материал доставлялся в другие страны. Появился Великий Шёлковый путь, он пролегал на запад и тянулся почти 6 500 км.
Шелковые коконы.

На всем пути появлялись большие и маленькие города. Торговля шелком стала важным этапом развития человеческой цивилизации. Конечной точкой маршрута был город Византий, сегодня известный, как Стамбул. Он стал воротами в Европу и Римскую империю.
Шелковые коконы. На этой итальянской фабрике находятся около 200 различных типов тутового шелкопряда.

В те времена высокие цены на шелк держались потому, что Китай ревностно охранял свою тайну производства этого материала. Но в 550 году н.э. византийский император приказал двум монахам отправиться в Китай и вывести яйца шелкопряда, а так же семена тутового дерева. При правильном хранении яйца и семена могли сохраниться в течение 2-х лет, которые требовались для возвращения.
Вылупившиеся из коконов бабочки шелкопряда.


Так пришел конец китайской монополии на производство шелка. В течение следующих 1 000 лет производство шелка стало важной частью арабской и европейской экономик.
Шелковые коконы.

Прошло уже 5 000 лет, а уникальная ткань до сих пор пользуется большим спросом. Сегодня шелковая промышленность также является важной составляющей многих экономик, и на огромных фабриках ежедневно из коконов разматываются миллионы метров шелка.

Вот так нить какой-то крошечной гусеницы меняла мир, и шелковичные гусеницы сыграли роль во многих исторических событиях.
« Несколько фактов о поцелуях
Сам себе моралист »
  • +43

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Чудесный материал, только стало бабочек жалко)(
+3
После 4-го класса в 1960 году в Геметюбинской школе Бабаюртовского района Дагестанской АССР мы — пионеры летом выращивали тутовый шелкопряд. Консультировала моя бабушка Хабибат, которая ранее в колхозе имени Сталина работала по шелководству. На вырученные школой деньги была наша недельная поездка в июле-августе в Махачкалу, где мы жили на палаточной турбазе на ул.3-я Таркинская. В начале привезённые из Хасавюрта несколько граммов яиц грели на сковородке на слабом огне керосинки (электричество в Геметюбе подали осенью 1966 года), затем вылупились личинки, которые разместили на столе и им хватало немного листьев. По мере роста гусеницами заняли все классы, мы еле успевали таскать мешками листья из бывшего колхозного специального сада тутовых деревьев за каналом имени Дзержинского. В классах был шум дождя от поедания листьев. Упитанные гусеницы переставали грызть, мы раскладывали веники из стеблей сухой травы-бурьяна, в вениках они окутывали себя коконом, постепенно худея. Готовые коконы раскладывали под солнечными лучами: убивали куколок. Рассортировав, сдавали по весу, в Хасавюрт. Из небольшой части коконов, защищённых от солнца в помещении, вылуплялись бабочки и на блюдечках откладывали яйца для следующего летнего сезона разведения. Мы привыкали к гусеницам, как к домашней живности, брали, не брезгуя, на руки, защищали от птиц, закрывая окна и двери после проветривания классов.… В магазине одна покупательница воскликнула: «Акажай, что это?». Бабушка моя сказала: «Джанывар!» и бережно сняв с подола платья зацепившуюся ещё в школе большую гусеницу, велела мне отнести обратно. Я, держа на сдвинутых ладонях, ответственно доставил её за сотни метров в класс к сородичам… И через 55 лет думаю, что тогда и в мыслях не было, чтобы бросить на улице эту гусеницу и обмануть бабушку. Хотя, моё отношение к гусеницам других насекомых всегда недружелюбное, особенно, в последние годы к гусеницам американской бабочки и… ещё кое-к-чему американскому…
0
Великое изобретение!
0
А как это монахи вывели шелкопряда? Может их послали вывезти, а не вывести?
+4
Интересно. Но было бы ещё интересней весь процесс от бабочки до платья увидеть.
+1
спасибо за интересный пост!!!
+1
Очень интересно и познавательно!