Это всё моё, родное: дымковская игрушка и вятская азбука
Все знают Дымковскую игрушку, у каждого в советском детстве были эти яркие свистки и дуделки. Но мало кому известно, что в начале прошлого века 400-летний вятский промысел был уничтожен. Традиция глиняной игрушки сохранилась лишь благодаря одному человеку и пережила ренессанс в СССР.
Зародилась игрушка вместе с праздником Свистунья, который проходил в слободе Дымково под Вяткой каждую весну. Женщины лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, уток и раскрашивали их для красоты. Вскоре игрушки стали делать не только по праздникам, образовался настоящий промысел. Но в конце 19 века глиняную игрушку стали теснить гипсовые статуэтки. Легким способом производства (а отсюда своим количеством и дешевизной), они составили серьезную конкуренцию лепной расписной Дымковской игрушке. Заполнив рынки, они почти ликвидировали народное ремесло. К 1917 году в Дымкове оставалась единственная мастерица, лепившая игрушку – Анна Афанасьевна Мезрина. В 1933 году, заинтересовав своих дочерей и соседок, Анна Афанасьевна создала артель и начала возрождать промысел. Спустя 80 лет на основе Дымковских мотивов, которые сохранила Мезрина, будут делать модную одежду.
Микрорайон Дымково в Кирове:
Крупнейшая коллекция Дымковской игрушки представлена в экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Еще большой коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей:
Старые игрушки прошлого века:
Дымковские мастерицы:
Впрочем, Киров славится не только Дымковской игрушкой. Еще один интересный промыслел – Вятская азбука. Идея принадлежит руководителю студии печатной и рукописной книги Андрею Драченкову. Ему удалось собрать вокруг себя мастеров и начать возрождение письменной культуры Вятки:
Для создания каждого элемента Вятской азбуки используются подлинные вещи – образцы русской народной культуры конца девятнадцатого – начала двадцатого века
В оформлении букв есть свой символизм и значение:
Например, буква Ѫ (большой юс). С середины XII века большой юс исчез из русского письма, временно появился под влиянием болгарско-румынской книжности в XV веке, а в XVII веке исчез окончательно. Его выложили в виде каменного скелета:
Андрей утверждает, что отказал одному состоятельному арабскому богачу на выставке в Москве в продаже Вятской азбуки. Мол, хочет собрать и сохранить этот проект на родине. Это, безусловно, похвально и достойно уважения!
Зародилась игрушка вместе с праздником Свистунья, который проходил в слободе Дымково под Вяткой каждую весну. Женщины лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, уток и раскрашивали их для красоты. Вскоре игрушки стали делать не только по праздникам, образовался настоящий промысел. Но в конце 19 века глиняную игрушку стали теснить гипсовые статуэтки. Легким способом производства (а отсюда своим количеством и дешевизной), они составили серьезную конкуренцию лепной расписной Дымковской игрушке. Заполнив рынки, они почти ликвидировали народное ремесло. К 1917 году в Дымкове оставалась единственная мастерица, лепившая игрушку – Анна Афанасьевна Мезрина. В 1933 году, заинтересовав своих дочерей и соседок, Анна Афанасьевна создала артель и начала возрождать промысел. Спустя 80 лет на основе Дымковских мотивов, которые сохранила Мезрина, будут делать модную одежду.
Микрорайон Дымково в Кирове:
Крупнейшая коллекция Дымковской игрушки представлена в экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Еще большой коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей:
Старые игрушки прошлого века:
Дымковские мастерицы:
Впрочем, Киров славится не только Дымковской игрушкой. Еще один интересный промыслел – Вятская азбука. Идея принадлежит руководителю студии печатной и рукописной книги Андрею Драченкову. Ему удалось собрать вокруг себя мастеров и начать возрождение письменной культуры Вятки:
Для создания каждого элемента Вятской азбуки используются подлинные вещи – образцы русской народной культуры конца девятнадцатого – начала двадцатого века
В оформлении букв есть свой символизм и значение:
Например, буква Ѫ (большой юс). С середины XII века большой юс исчез из русского письма, временно появился под влиянием болгарско-румынской книжности в XV веке, а в XVII веке исчез окончательно. Его выложили в виде каменного скелета:
Андрей утверждает, что отказал одному состоятельному арабскому богачу на выставке в Москве в продаже Вятской азбуки. Мол, хочет собрать и сохранить этот проект на родине. Это, безусловно, похвально и достойно уважения!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
Это не просто красота. Это идет от корней русского народа. Пренебрежение историей ведет к вырождению самосознания русского человека, У homo sovetikusa нет корней — это уже зомби которому вливают любве помои от поп культуры до «современной» европейской и американской. От чукчей до папуасов островов Полинезии — все народы чтут и бережно хранят свою культуру и веру. И только руские, как маленький ребенок, растоптавший разбитую игрушку, сонательно уничтожают свои древнейшие корни. Ему сознательно даже в школе на объясняли, в школе, что тот народ, который теперь называют русским. когда-то дал истоки культуры, которые легли в основу всех европейских (и не только) культур. Не раммказывают о том, что когда еще «культурные европейцы» кутались в шкуры в пещере Неадерталь, на нашей земле, за три тысячи лет до Р.Х., дети играли с глиняной повозочкой на колесах. А киммериец Орфей подарил миру не только «свои песенки», а звукоряд в семь нот, он подарил мелодию, вместо поп там-тама, он научил людей слагать гимны.
- ↓
0
КРАСИВА.
- ↓