10 популярных заблуждений, в которые мы верим благодаря фильмам ужасов
Вампиры на экране имеют мало общего с фольклорными прототипами, а бензопила — крайне посредственное оружие.
Кадр из фильма «Дракула»
Принято считать, что типичный уважающий себя вампир просто обязан превращаться в летучую мышь. Как вариант — в целую стаю нетопырей. Ну или в крайнем случае он должен хотя бы уметь управлять летучими мышами.
Но традиционные вампиры, упыри и вурдалаки из европейского фольклора никогда не наделялись возможностями превращаться в этих существ.
Дело в том, что кровососущих рукокрылых из Латинской Америки открыли только в XVI веке, и они никак не могли повлиять на персонажей фольклора Старого Света. Американских летучих мышей назвали вампирами в честь литературных персонажей, а не наоборот.
Идея связать этих существ и упырей впервые пришла, видимо, именно Брэму Стокеру, автору знаменитого «Дракулы». А уже потом её растащили по книгам‑подражаниям, а затем и фильмам ужасов.
И да, просто к слову: нигде в фольклоре не говорится, что вампиры боятся солнца и умирают от него. В сказках упыри запросто являются к жертвам и средь бела дня.
Кадр из фильма «Дракула»
Другие атрибуты, которыми вампиров наделили голливудские фильмы, — привлекательная внешность, бледная кожа и два острых клыка, торчащих под верхней губой.
Но суровые кровососы из фольклора средневековой Европы были далеки от этого образа. Их описывали как мертвецов, «раздутых, румяных и пурпурных» от выпитой крови. Она также часто сочилась у них изо рта или носа, а волосы, зубы и ногти отрастали, пока упырь лежал в гробу. Торчащие клыки и бледность у оригинальных вампиров отсутствовали.
Интересный момент: левый глаз упырь часто держал открытым, чтобы его не застали врасплох.
Носили вампиры, как правило, льняные саваны, в которых были похоронены. Впрочем, иногда покойник, слишком долго лежавший в гробу, мог этот наряд с голодухи и съесть.
И на радость фанаткам «Сумерек»: фольклорные вампиры действительно сексуально домогались живых женщин в сказках, как и в кино. Особенно этим грешили умершие мужья, возвращающиеся к своим жёнам. Правда, учитывая описанную внешность этих созданий, радоваться тут было нечему.
Поэтому придуманные ими ликантропы и упыри становились такими из‑за мистических сил, а не путём передачи вирусов через ротовую полость.
Так, в оборотней иногда добровольно превращались колдуны, натираясь волшебными мазями или надевая шкуру волка, причём необязательно в полнолуние.
Либо для этого проводились иные обряды: например, нужно было воткнуть нож в пень и перепрыгнуть через него кувырком. Или поспать на улице в летнюю ночь в определённую среду или пятницу. Либо попить воды из особого ручья или со шкуры зверя.
Превращение в волка или иное чудище могло быть также наказанием, которое насылал бог грешникам, или злой шуткой дьявола. Вызвать его могли и козни чародея.
Вампирами тоже становились не после укуса — способы были более мистические. Например, если через покойника перепрыгнет собака или кошка, он имеет весомые шансы превратиться в упыря.
Самоубийцы, отлучённые от церкви, захороненные вне освящённой земли кладбища или с нарушением погребальных ритуалов также были потенциальными кандидатами в вурдалаки.
Кадр из фильма «Франкенштейн»
Когда хотят описать кого‑то или что‑то уродливое, говорят: «Ну и Франкенштейн!». Но это неправильно. Виктор Франкенштейн в романе Мэри Шелли был молодым студентом, швейцарцем из благородной семьи, и его образ не был отталкивающим.
Уродливое же создание, которое он сделал из кусков человеческих тел, в романе называли просто существом или чудовищем — у него не было имени.
Кадр из фильма «Ван Хельсинг»
Ещё кое‑что о нашем заштопанном с головы до пят знакомом. Идея, что монстр ожил благодаря гальванической энергии молнии, появилась благодаря экранизациям истории о Франкенштейне и его творении. В оригинале же ничего подобного не было.
В книге Мэри Шелли описывает, что при воскрешении создания применялись некие «химические приборы» и весь процесс этот был отвратительным. Про использование молний ничего не говорилось, хотя в другом месте в романе упоминалось, что Виктор Франкенштейн в возрасте 15 лет изучал «теорию электричества».
Кадр из фильма «Ван Хельсинг»
И снова это более поздняя выдумка. Создатели «Франкенштейна» (1931) добавили в фильм уродливого горбатого лаборанта по имени Фриц, который помогал Виктору. Этот персонаж отсутствовал. в романе Мэри Шелли.
В других же — «Сыне Франкенштейна» (1939) и «Призраке Франкенштейна» (1942) — на экране появляется новый герой: кузнец со сломанной шеей по имени Игор. Он воскрешает монстра, чтобы использовать его в качестве орудия возмездия. И персонаж этот не был ни горбуном, ни лаборантом.
Видимо, образы Игора в исполнении Белы Лугоши и Фрица, сыгранного Дуайтом Фраем, смешались в общественном сознании, и появился лаборант Игорь. Он засветился во многих произведениях по мотивам истории Франкенштейна.
Кадр из фильма «Восставший из Ада»
Все фанаты ужастиков знают этого красавца в стильном кожаном пальто и с гвоздями, забитыми прямо в череп. Его обычно именуют Пинхед, «булавкоголовый». Впервые на экранах он появился в «Восставшем из Ада» (1987).
Вот только имя Пинхед ему дали гримёры и съёмочная группа, а фанаты подхватили его. Создатель же персонажа, писатель и режиссёр Клайв Баркер, нарёк его Главным сенобитом, или Жрецом Ада. И в одном интервью он признался, что ему не нравится, как называют его творение. Он считает, что имя Пинхед не подходит повелителю боли.
Да, это страшная, но абсолютно нереалистичная смерть. Проводом, движущимся на большой скорости, можно сильно рассечь тело, перебить кости, сломать шею, но отделить голову от торса и даже туловище от таза не получится.
Физик Рэндал Манро как‑то целую статью посвятил расчётам, с какой скоростью человек должен бежать, чтобы его разрезало пополам проволокой. И пришёл к выводу, что стальная нить порвётся раньше. Правда, бегуну от этого легче не станет и он умрёт от потери крови или перелома позвоночника, но голова останется на месте.
Несмотря на хрупкость человеческого тела, оно всё-таки попрочнее сыра или варёного яйца.
Советским партизанам, применявшим против врагов на мотоциклах ловушки с проволокой, в памятках рекомендовалось добивать их или брать в плен. Вряд ли понадобилось бы делать это, если бы люди на лету разрезались проводами пополам.
Более того, иногда налетевшие на проволоку байкеры умудряются вообще обойтись без серьёзных повреждений, хотя и получают при этом рану на шее.
Кадр из фильма «Техасская резня бензопилой»
Благодаря фильму «Техасская резня бензопилой» (1974) этот сельскохозяйственный инструмент стал прочно ассоциироваться со смертоубийством и членовредительством.
Бензопилой размахивают маньяки, разрубающие на части своих жертв, ею же вооружены охотники на зомби — например, Эш из «Зловещих мертвецов». И даже совершенные солдаты будущего вроде Маркуса Феникса из Gears of War и космический десант вселенной Warhammer 40 000 сражаются подобиями этого инструмента.
Однако в реальности псих с бензопилой будет опасен не только для других, но и для себя.
Её использование требует осторожности и соблюдения техники безопасности. Если пилить этим инструментом не прочно зафиксированное дерево под выверенным углом, а человеческие кости бьющейся в агонии жертвы, велик риск, что цепь пилы сорвётся с направляющих и покалечит или убьёт владельца.
Но на самом деле даже стокилограммовый детина не сможет раздавить голову человека руками или подошвами — она слишком прочная. По расчётам специалистов Иллинойсского неврологического института, проектирующих шлемы для велосипедистов, для размозжения черепа нужна нагрузка где‑то в 520 фунтов силы.
То есть надо весить минимум 240 килограммов. Вот только большинство киношных маньяков — люди куда более скромных габаритов.
1. Вампир должен превращаться в летучую мышь и сгорать на солнце
Кадр из фильма «Дракула»
Принято считать, что типичный уважающий себя вампир просто обязан превращаться в летучую мышь. Как вариант — в целую стаю нетопырей. Ну или в крайнем случае он должен хотя бы уметь управлять летучими мышами.
Но традиционные вампиры, упыри и вурдалаки из европейского фольклора никогда не наделялись возможностями превращаться в этих существ.
Дело в том, что кровососущих рукокрылых из Латинской Америки открыли только в XVI веке, и они никак не могли повлиять на персонажей фольклора Старого Света. Американских летучих мышей назвали вампирами в честь литературных персонажей, а не наоборот.
Идея связать этих существ и упырей впервые пришла, видимо, именно Брэму Стокеру, автору знаменитого «Дракулы». А уже потом её растащили по книгам‑подражаниям, а затем и фильмам ужасов.
И да, просто к слову: нигде в фольклоре не говорится, что вампиры боятся солнца и умирают от него. В сказках упыри запросто являются к жертвам и средь бела дня.
2. А также иметь острые зубы и бледное лицо
Кадр из фильма «Дракула»
Другие атрибуты, которыми вампиров наделили голливудские фильмы, — привлекательная внешность, бледная кожа и два острых клыка, торчащих под верхней губой.
Но суровые кровососы из фольклора средневековой Европы были далеки от этого образа. Их описывали как мертвецов, «раздутых, румяных и пурпурных» от выпитой крови. Она также часто сочилась у них изо рта или носа, а волосы, зубы и ногти отрастали, пока упырь лежал в гробу. Торчащие клыки и бледность у оригинальных вампиров отсутствовали.
Интересный момент: левый глаз упырь часто держал открытым, чтобы его не застали врасплох.
Носили вампиры, как правило, льняные саваны, в которых были похоронены. Впрочем, иногда покойник, слишком долго лежавший в гробу, мог этот наряд с голодухи и съесть.
И на радость фанаткам «Сумерек»: фольклорные вампиры действительно сексуально домогались живых женщин в сказках, как и в кино. Особенно этим грешили умершие мужья, возвращающиеся к своим жёнам. Правда, учитывая описанную внешность этих созданий, радоваться тут было нечему.
3. Оборотнями и вампирами становятся после укуса
На самом деле эта эффектная идея отсутствовала в оригинальных фольклорных историях. Концепция заражения через укус вполне понятна сейчас людям, которые слышали о болезни под названием бешенство. Но средневековые европейцы о патогенах в слюне не знали.Поэтому придуманные ими ликантропы и упыри становились такими из‑за мистических сил, а не путём передачи вирусов через ротовую полость.
Так, в оборотней иногда добровольно превращались колдуны, натираясь волшебными мазями или надевая шкуру волка, причём необязательно в полнолуние.
Либо для этого проводились иные обряды: например, нужно было воткнуть нож в пень и перепрыгнуть через него кувырком. Или поспать на улице в летнюю ночь в определённую среду или пятницу. Либо попить воды из особого ручья или со шкуры зверя.
Превращение в волка или иное чудище могло быть также наказанием, которое насылал бог грешникам, или злой шуткой дьявола. Вызвать его могли и козни чародея.
Вампирами тоже становились не после укуса — способы были более мистические. Например, если через покойника перепрыгнет собака или кошка, он имеет весомые шансы превратиться в упыря.
Самоубийцы, отлучённые от церкви, захороненные вне освящённой земли кладбища или с нарушением погребальных ритуалов также были потенциальными кандидатами в вурдалаки.
4. Франкенштейн — ужасный монстр, созданный из частей человеческих тел
Кадр из фильма «Франкенштейн»
Когда хотят описать кого‑то или что‑то уродливое, говорят: «Ну и Франкенштейн!». Но это неправильно. Виктор Франкенштейн в романе Мэри Шелли был молодым студентом, швейцарцем из благородной семьи, и его образ не был отталкивающим.
Уродливое же создание, которое он сделал из кусков человеческих тел, в романе называли просто существом или чудовищем — у него не было имени.
5. И он появился благодаря удару молнии
Кадр из фильма «Ван Хельсинг»
Ещё кое‑что о нашем заштопанном с головы до пят знакомом. Идея, что монстр ожил благодаря гальванической энергии молнии, появилась благодаря экранизациям истории о Франкенштейне и его творении. В оригинале же ничего подобного не было.
В книге Мэри Шелли описывает, что при воскрешении создания применялись некие «химические приборы» и весь процесс этот был отвратительным. Про использование молний ничего не говорилось, хотя в другом месте в романе упоминалось, что Виктор Франкенштейн в возрасте 15 лет изучал «теорию электричества».
6. А помогал учёному в создании монстра горбун Игорь
Кадр из фильма «Ван Хельсинг»
И снова это более поздняя выдумка. Создатели «Франкенштейна» (1931) добавили в фильм уродливого горбатого лаборанта по имени Фриц, который помогал Виктору. Этот персонаж отсутствовал. в романе Мэри Шелли.
В других же — «Сыне Франкенштейна» (1939) и «Призраке Франкенштейна» (1942) — на экране появляется новый герой: кузнец со сломанной шеей по имени Игор. Он воскрешает монстра, чтобы использовать его в качестве орудия возмездия. И персонаж этот не был ни горбуном, ни лаборантом.
Видимо, образы Игора в исполнении Белы Лугоши и Фрица, сыгранного Дуайтом Фраем, смешались в общественном сознании, и появился лаборант Игорь. Он засветился во многих произведениях по мотивам истории Франкенштейна.
7. Главного сенобита зовут Пинхед
Кадр из фильма «Восставший из Ада»
Все фанаты ужастиков знают этого красавца в стильном кожаном пальто и с гвоздями, забитыми прямо в череп. Его обычно именуют Пинхед, «булавкоголовый». Впервые на экранах он появился в «Восставшем из Ада» (1987).
Вот только имя Пинхед ему дали гримёры и съёмочная группа, а фанаты подхватили его. Создатель же персонажа, писатель и режиссёр Клайв Баркер, нарёк его Главным сенобитом, или Жрецом Ада. И в одном интервью он признался, что ему не нравится, как называют его творение. Он считает, что имя Пинхед не подходит повелителю боли.
8. Человека можно разрезать пополам проволокой
В «Пункте назначения», «Корабле‑призраке», «Повороте не туда», «Пираньях» и многих других ужастиках люди гибнут из‑за внезапной встречи с проволокой или тросом. Длинная тонкая стальная нить рассекает человека пополам, тот ещё некоторое время стоит, не осознавая, что ему конец, а затем разваливается на части. Выглядит жутко, правда?Да, это страшная, но абсолютно нереалистичная смерть. Проводом, движущимся на большой скорости, можно сильно рассечь тело, перебить кости, сломать шею, но отделить голову от торса и даже туловище от таза не получится.
Физик Рэндал Манро как‑то целую статью посвятил расчётам, с какой скоростью человек должен бежать, чтобы его разрезало пополам проволокой. И пришёл к выводу, что стальная нить порвётся раньше. Правда, бегуну от этого легче не станет и он умрёт от потери крови или перелома позвоночника, но голова останется на месте.
Несмотря на хрупкость человеческого тела, оно всё-таки попрочнее сыра или варёного яйца.
Советским партизанам, применявшим против врагов на мотоциклах ловушки с проволокой, в памятках рекомендовалось добивать их или брать в плен. Вряд ли понадобилось бы делать это, если бы люди на лету разрезались проводами пополам.
Более того, иногда налетевшие на проволоку байкеры умудряются вообще обойтись без серьёзных повреждений, хотя и получают при этом рану на шее.
9. Бензопила — отличное оружие
Кадр из фильма «Техасская резня бензопилой»
Благодаря фильму «Техасская резня бензопилой» (1974) этот сельскохозяйственный инструмент стал прочно ассоциироваться со смертоубийством и членовредительством.
Бензопилой размахивают маньяки, разрубающие на части своих жертв, ею же вооружены охотники на зомби — например, Эш из «Зловещих мертвецов». И даже совершенные солдаты будущего вроде Маркуса Феникса из Gears of War и космический десант вселенной Warhammer 40 000 сражаются подобиями этого инструмента.
Однако в реальности псих с бензопилой будет опасен не только для других, но и для себя.
Её использование требует осторожности и соблюдения техники безопасности. Если пилить этим инструментом не прочно зафиксированное дерево под выверенным углом, а человеческие кости бьющейся в агонии жертвы, велик риск, что цепь пилы сорвётся с направляющих и покалечит или убьёт владельца.
10. Головы можно давить ногами, как тыквы
Ещё один способ, которым киношные маньяки обожают убивать своих жертв. Давили головы ногами и Джейсон Вурхиз, и Майкл Майерс, и множество психопатов калибром поменьше. Топ ножкой — и череп разлетается на части. Как вариант, наступать могут и на грудную клетку.Но на самом деле даже стокилограммовый детина не сможет раздавить голову человека руками или подошвами — она слишком прочная. По расчётам специалистов Иллинойсского неврологического института, проектирующих шлемы для велосипедистов, для размозжения черепа нужна нагрузка где‑то в 520 фунтов силы.
То есть надо весить минимум 240 килограммов. Вот только большинство киношных маньяков — люди куда более скромных габаритов.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
И что, во все в это верят?)
- ↓