9 мифов об охоте на ведьм, в которые мы верим благодаря кино и художественной литературе

Пора узнать, как чувствовали себя колдуньи в Средневековье и правда ли, что всех красивых женщин в Европе сожгли на костре.

Миф 1. Охота на ведьм шла в средневековой Европе




Сожжение ведьмы в Деренбурге, графство Рейнштейн. Иллюстрация 1555 г.

Когда мы слышим слова «ведьмы» и «охота», то представляем себе грязную необразованную средневековую Европу. Эти времена, казалось бы, лучше всего подходили для того, чтобы сжигать девиц, мало-мальски смахивающих на колдуний. Но на самом деле гонения начались позже.
До XIV века к ведьмовству относились довольно равнодушно. Оно считалось светским преступлением, пишет историк из университета Бристоля Анита Обермейер.
Вплоть до XV века церковь даже не хотела признавать существование ведьм и не судила людей за магию. А папа Александр IV в 1258 году официально запретил судить их церковным судом. Он заявил, что слугам Господа следует уничтожать еретиков, а со всякими там колдуньями и гадалками пусть местные власти разбираются.
Логично, ведь еретики — это реальная угроза, грозящая расколом в пастве. А какие-то травницы с заговорами на мужское бессилие и воровством молока — такая мелочь, что просто неудобно тратить время почтенных святых отцов.
Мнение правительства и общественности насчёт ведьм и колдунов не было постоянным и изменялось в зависимости от времени и места происшествия. Так, в средневековой Англии к ним могли обратиться за мелкими услугами — например, найти потерянный предмет, помочь при родах или содействовать в любовных делах.




Эдвард Бретвалл. «Визит к ведьме» (1882 г.)

Многие священники и богословы вообще утверждали в проповедях, что ведьм не бывает. И что сама вера в колдовство — опасное суеверие, которое недопустимо для порядочных христиан.
Охота на ведьм началась уже после Ренессанса и открытия Нового Света. Большинство казней колдунов и колдуний произошло уже в Новое время, с XVI века, и они продолжались до XVIII века, пишет британский историк Хью Тревор-Ропер.
А миф об охоте на чародеек в Средневековье появился из-за документов якобы тех времён, описывающих массовые процессы по делам о колдовстве в Тулузе (Франция) с 1335 по 1350 год. На них опирался историк Джозеф Хансен, написавший в 1901 году масштабный труд об охоте на ведьм.
Но в 1975 году учёный из Сассекского университета Норман Кон опроверг исследование Хансена. Он обнаружил, что источники, на которые тот ссылался, оказались более поздней подделкой. Скорее всего, именно с подачи Джозефа Хансена стало традицией ошибочно связывать средневековую Европу и борьбу с колдовством.

Миф 2. Во время охоты на ведьм погибли девять миллионов человек




Иоганн Генрих Фюссли. «Три ведьмы» (1783)

Ещё одно заблуждение об охоте на ведьм связано с количеством пострадавших. В интернете можно встретить разные цифры: якобы по подозрению в колдовстве сожгли заживо 9, а то и 10 миллионов женщин. Но эти данные не соответствуют действительности.
Конечно, религиозная истерия в XVI–XVII веках и уничтожение невинных людей — это ужасно, но ни о каких миллионах жертв речи быть не может. Историк Уильям Монтер утверждает, что убито было около 35 тысяч человек, а Малькольм Гаскилл, Ричард Голден и Майкл Вулф говорят о 40–50 тысячах.
Охоту на ведьм принято считать апофеозом дикости и варварства, но войны, эпидемии, религиозные гонения и борьба с еретиками Ренессанса и Нового Времени унесли куда больше жизней.
Миф о девяти миллионах сожжённых ведьм появился из-за брошюры 1791 года, принадлежащей немецкому учёному Готфриду Кристиану Фойгту. Описывая зверства католической церкви, он немножко увлёкся.

Миф 3. В колдовстве обвинялись только женщины



Колдуны, призывающие дьявола. Двое мужчин в окружении дьявола. Гравюра 1720 г.

Слово «ведьма» — женского рода, и в массовой культуре принято считать, что в прошлом на костёр за чародейство отправляли исключительно дам.
Это объясняется тем, что борьбу с колдуньями-де возглавляла церковь. А католические священники были вынуждены соблюдать обет безбрачия и поэтому повально проявляли мизогинические настроения. Однако тут есть нюансы, и в XVI–XVII веках колдуны мужского пола тоже были в немилости у населения.
Как подсчитал историк Джеффри Рассел, мужчины составляли четверть всех обвинённых в колдовстве.
В таких странах, как Эстония, Норвегия и Исландия, больше преследовали именно их, потому что считалось, что из них получаются более сильные и опасные колдуны. В Исландии 92% обвиняемых были мужчинами, в Эстонии — 60%. А в Нормандии, к примеру, архетип колдуна-пастуха, насылающего беды на своих конкурентов, куда популярнее, чем образ старухи-ведьмы.

Миф 4. Законный способ вычислить ведьму — утопить её



Чарльз Рейнхарт. Испытание ведьмы на «Гусином стуле», около 1867–1879 гг.

Многие интересующиеся историей люди слышали о таком варварском обычае охотников на ведьм, как испытание водой. Берём подозреваемую и отправляем её в ледяную реку.
Если колдунья действительно в сговоре с дьяволом, то вода, как один из священных элементов, вытолкнет её на поверхность, отказавшись принимать проклятую душу. А если жертва утонула — значит, невиновна. Прощаем и хороним как добрую христианку.
Жуткие рассказы об испытании водой можно найти во многих произведениях о колдовстве, но распространённость такого метода несколько преувеличена.
Во-первых, в большинстве мест в Европе испытание водой было попросту незаконным. Во-вторых, даже там, где утопление подозреваемых в качестве «божьего суда» дозволялось, судьи этого действия не санкционировали. Видимо, понимали, что тест, который в любом случае убивает подсудимого, выглядит немного глупо.
В-третьих, даже если утопление и разрешали, испытуемого, который демонстрировал низкую плавучесть, живо вытаскивали за предусмотрительно привязанные к поясу верёвки и признавали невиновным.
Жертва погибала во время испытания водой лишь тогда, когда посторонние люди решали вершить «правосудие» над ней своими руками. Например, в 1751 году в Хертфорде (Англия) некий Томас Колли утопил 71-летнюю Рут Осборн, пытаясь перед толпой доказать её виновность в чародействе. Когда об этом узнали власти, суд присяжных приговорил Колли к повешенью за убийство.

Миф 5. Ведьм всегда сжигали на кострах



Повешение ведьм. Иллюстрация из книги Ральфа Гардинера (1655 г.)

Традиционно считается, что самая подходящая казнь для ведьмы — это сожжение заживо. Однако на самом деле оно было далеко не обязательно.
Самой распространённой казнью колдунов и ведьм стало повешенье. С теми же салемскими ведьмами в Америке в XVII веке расправлялись именно так. В Европе к этому добавлялось обезглавливание (для особо почётных господ), утопление и изредка колесование.
Именно сожжение заживо же практиковалось реже всего перечисленного. Как и в случае с испытанием водой, на костёр ведьм отправляли, только когда судить их бралась толпа, а не официальные органы. А в английском праве этот вид казни вообще был зарезервирован исключительно для еретиков и предателей государства, а не для чародеек.
Но вот тела казнённых за колдовство людей уже сжигали, опасаясь, как бы те не встали из могилы, чтобы отомстить палачам. Из этого обычая и возник стереотип.
Кроме того, ведьм и ведьмаков подвергали и другим наказаниям, таким как нанесение увечий, клеймение, порка, обмакивание в ледяную воду, запирание в колодках, заключение в тюрьму, штраф, изгнание или продажа в рабство.

Миф 6. Подозреваемых ведьм убивали за их красоту



Джон Уильям Уотерхаус, «Волшебный круг» (1886 г.)

В интернете можно найти немало утверждений о том, что «в Европе в Средние века всех самых красивых женщин сожгли как ведьм». Говорящие так пытаются подтвердить мнение, что славянские женщины намного симпатичнее жительниц Запада.
Кто на свете всех милее — вопрос дискуссионный, но вот то, что охотники на ведьм специально жгли красавиц, — заблуждение.
Большинство женщин, судимых за колдовство, были вдовами или одиночками старше 50 лет.
Историк Оклендского университета Анна Гарланд объясняет это рядом причин.
Во-первых, неправильно считать, что охотники на ведьм хватали жертв по первому доносу. Обвиняли тех, против кого уже накопились определённые подозрения. И на живущую вдали ото всех старушку определённо смотрели бы более опасливо, чем на юную красотку.
Во-вторых, у таких пожилых людей чаще проявлялись признаки асоциального или эксцентричного поведения, потому что одинокая старость не способствует здоровью психики.
В-третьих, люди тогда считали, что старики более склонны к колдовству как к средству мести или вымещению обиды, потому что уже не способны прибегнуть к физической силе.



Давид Тенирс Младший. «Сцена с ведьмами» (около 1700 г.)

Историки Джеффри Скарре и Джон Кэллоу утверждают, что типичный портрет ведьмы — немолодая жена или вдова сельскохозяйственного рабочего либо мелкого фермера-арендатора, известная среди местных сварливым характером и агрессивностью.
Конечно, это не значит, что всем красивым женщинам можно было расслабиться. Жертвами обвинений в колдовстве становились все: богатые и бедные, старики и дети, женщины и мужчины — кто попадётся под горячую руку.
Но говорить, что охотники на ведьм целенаправленно истребляли красавиц, неверно.

Миф 7. В России на ведьм не охотились



Василий Максимов. «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875 г.)

Многие считают, что чародеек преследовали только в средневековой Европе. Это не так. В западных странах гонения на ведьм начались только с Ренессансом. До этого на магию смотрели довольно равнодушно.
На Руси же за колдовство казнили не с таким энтузиазмом и масштабом, зато делали это издавна, потому что ведьм и ведьмаков считали вредителями, подрывающими экономику и сельское хозяйство.
К примеру, в 1024 году несколько человек в Суздале были убиты за то, что якобы наслали засуху. В Киеве в 1153 году, по свидетельству заехавшего туда арабского торговца Абу Хамид аль-Гарнати, группу пожилых женщин бросили в воду, и когда те всплыли, их сожгли за ведьмовство. В 1227 году четверо мужчин были казнены за колдовство в Новгороде — тоже засуху устроили. В 1411 году в Пскове сожгли разом 11 женщин по тому же обвинению.
На Руси, впрочем, на ведьм охотились меньше, чем на чернокнижников. Как подсчитал историк Джеффри Рассел, до 75% обвиняемых были мужчинами. Преследования их продолжались на территории Руси и Российской империи и в Новое время.
Пётр Первый, например, не только прорубил окно в Европу, но и законодательно утвердил казнь за колдовство в 1716 году.
Императрица Анна Иоанновна в 1731 году заявила, что колдуны — шарлатаны, но оставила для них смертную казнь в своём указе «О наказании за призывание волшебников и о казни таковых обманщиков». Ведьм и ведьмаков следовало сжигать, а их клиентов — пороть кнутом.
И только императрица Екатерина Великая отменила смертную казнь за колдовство в 1775 году, назвав это незначительным преступлением и суеверием.

Миф 8. Обвинённые в колдовстве были заведомо обречены

Многие считают, что если уж на человека донесли как на колдунью или ведьмака, то ему конец. Из жертвы выпытают признание, а затем, не отходя от кассы, отправят на казнь. Однако это не совсем так.
В Средние века, когда отношение к магии было более терпимым, чем в Новое время, схваченных колдунов и ведьм на костёр волочь не спешили. Хотя бывало так, что на них подавали в суд клиенты, требовавшие возмещения трат, когда — вот неожиданность — магия не работала.
Церковь же ограничивалась несколькими предупреждениями и накладывала епитимью. Ведьма извинялась, и о ней забывали.
И даже после Ренессанса, в разгар борьбы с колдовством, обвиняемых вполне могли оправдать. Например, как пишет историк Густав Хеннингсен, в 1609 году в Испании народ басков, охваченный религиозной истерией, устроил массовую охоту на ведьм.
Но за обвиняемых вступился тот, от кого этого меньше всего следовало ожидать, — инквизитор Алонсо де Саласара Фриаса. Он пересмотрел доказательства, представленные в местных светских судах, объявил, что никакого колдовства не было и быть не могло, и приказал освободить всех обвиняемых.
Историк Бенг Анкарлоо из Оксфорда описывает, как в период с 1668 по 1676 год в Швеции разгорелись гонения на колдунов, получившие название «Великий шум». Сформированная Карлом XI в Стокгольме Королевская колдовская комиссия пересмотрела дела и приказала всем светским и церковным судам прекратить преследования и отказаться от любых обвинений.
Правда, его величество опоздал с созданием комиссии на восемь лет, и местные власти по всей стране успели за это время поубивать около трёх сотен мнимых чародеев и ведьм в религиозном угаре. Но в конце концов справедливость восторжествовала, и выживших подозреваемых простили. Лучше поздно, чем никогда, правда?

Миф 9. Все обвинённые в ведьмовстве поклонялись некоему «рогатому богу»



Ф. Гойя. «Шабаш ведьм» (1798 г.). Снимок росписи в «Доме Глухого» (1874)

В 1921 году антрополог и специалист по Древнему Египту Маргарет Мюррей написала книгу «Культ ведьм в Западной Европе». В ней она изложила довольно складно звучащую теорию о том, что все чародейки и колдуны, которых казнили во время преследований в XVI–XVII веках, на самом деле были членами некоего тайного языческого культа.
Мюррей предположила, что все ведьмы устраивали плотские игрища и странные обряды в честь дохристианского Диануса, или Януса, — бога с двумя лицами и рогами, имеющего римские корни. Это был своеобразный ритуал плодородия, которым члены так называемых ковенов пытались привлечь удачу в делах и богатство.
Эти ведьмовские организации якобы были настолько скрытны, дисциплинированы и хорошо организованы, что католическая церковь не подозревала об их существовании вплоть до начала Реформации.
Мюррей очень ярко живописала плотские утехи ведьм, их поклонение козлам, проклятия и шабаши. Вот только в своей работе она не ссылалась на сколько-нибудь значимые исторические источники, а всё больше прибегала к своим собственным фантазиям.
Даже современные ей историки ловили Маргарет на противоречиях в её книге, а уж более поздние критики и вовсе не оставили камня на камне на теориях о «рогатом боге».
Тем не менее именно благодаря работам Маргарет Мюррей появилось современное неоязыческое религиозное течение под названием викканство. Его почитатели поклоняются Богине Матери-Земле и её супругу, Рогатому богу Пану, и считают себя «продолжателями традиций» ведьм и колдунов XVI–XVII веков.
Хотя естественно, что несчастные, казнённые в ту эпоху по надуманным обвинениям мракобесами-современниками, и знать не знали, что являются апологетами «древней религии, предвосхитившей христианство».
Источник
« Вопрос на засыпку: зачем и почему попугаи...
11 странностей и необычных привычек классиков... »
  • +12

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+2
Занимательно.