7 заблуждений средневековой медицины, которые кажутся нам забавными, а иногда и жуткими

Большинство этих суеверий существовали со времён Древней Греции и Рима. А некоторые были в ходу и в XIX веке.

1. Состояние организма определяется балансом четырёх жидкостей



Олицетворение четырёх гуморов, германская гравюра, 1460–1470 гг.

В античные времена под влиянием таких крутых ребят, как Гиппократ и Гален, сформировалась теория, которая была призвана объяснить появление любых болезней. Она называлась гуморализм. И главенствовала эта теория вплоть до XVII века.
Гуморы — это четыре жидкости в организме: кровь, мокрота, жёлтая и чёрная желчь. Их баланс якобы определяет состояние здоровья и темперамент человека.
Некоторые античные авторы умудрялись также сопоставлять их со временами года, природными стихиями, знаками Зодиака и прочими необходимыми в анамнезе вещами.
Теория гуморов была не только бессмысленна, но и вредна, потому что на ней основывались
опасные медицинские практики. Например, кровопускание или приём рвотных, слабительных и мочегонных веществ.
Людей с жаром или лихорадкой помещали в холод, чтобы остудить и «уравновесить» гуморы. Мышьяк использовали, чтобы вытянуть излишки телесных жидкостей. Пациентам давали табак или шалфей, чтобы вывести мокроту из головного мозга. И всё это — чтобы привнести гармонию в телесные жидкости.

2. Кровопускание — отличная штука



Кровопускание из головы, гравюра 1626 г.

Поскольку болезни вызывались нарушением баланса жидкостей в организме, слить лишнюю означало вылечить пациента. Логично же.
Ещё античные врачи Эрасистрат, Архагат и Гален считали полнокровие причиной кучи проблем. Кровопускание, или флеботомию, или скарификацию, применяли в Древней Греции, Риме, Египте, не брезговали ею и в мусульманских странах. И просуществовала эта практика вплоть до середины XIX века.
В Средневековой Европе кровопускание использовали по поводу и без — при простуде, подагре, горячках, воспалениях, а иногда и просто для профилактики. Это ж как витаминку съесть, только лучше. Выполняли процедуру не врачи, а обычные парикмахеры, цирюльники.
Проделываем в больном лишнее отверстие, болезнь вытекает, перевязываем дырку. Всё просто.
Кровь сливать могли не только из конечностей, но и из прочих частей тела — даже из половых органов. Объяснить веру в целительный эффект кровопускания отчасти можно тем, что при той же лихорадке обескровленный пациент перестаёт дёргаться и метаться в бреду и засыпает, что и подмечали древние эскулапы.
Но на самом деле облегчение при скарификации мнимое, и древние врачи скорее помогали пациентам умереть, чем выздороветь. Ведь вместе с кровью организм теряет силы. Поэтому в современной медицине кровопускание в большинстве случаев считается бесполезным и даже вредным. Оно иногда применяется при некоторых болезнях вроде гемохроматоза, но и только.

3. Мышцы работают на «животном электричестве»



Лаборатория Гальвани

В 1791 году физиолог Луиджи Гальвани опубликовал книгу «Трактат о силах электричества при мышечном движении». В ней он описал результаты своих одиннадцатилетних экспериментов над лягушками. Гальвани прикасался к нервным окончаниям препарированных амфибий медными и железными крюками, отчего их лапы подёргивались — как будто лягушки были ещё живы.
Из этого Гальвани сделал вывод, что мышцы живых существ работают на природном электричестве, ими же и вырабатываемом.
Его племянник, Джованни Альдини, продолжил эксперименты дяди с животворным электричеством. И в одном из опытов он даже заставил дёргаться тело казнённого преступника, шарахнув его током как следует. Это увидела Мэри Шелли и написала своего «Франкенштейна».
Собственно говоря, нейроны для работы и правда создают слабый ток, но он не имеет ничего общего с «животным электричеством» Гальвани. Физик Алессандро Вольта, современник Луиджи, сразу сказал, что ток вырабатывается из‑за разности потенциалов меди и железа, а свойства лягушачьей нейрофизиологии тут ни при чём. Иначе и в картофелине можно углядеть зачатки нервной системы.

4. Прижигание лечит раны. И геморрой


Удаление зубов. Трактат Omne Bonum, Лондон, 1360–1375 гг.

Люди прижигают раны с незапамятных времён. Упоминания об этом методе сохранились в древнеегипетском Хирургическом папирусе и «Корпусе Гиппократа». Также практику использовали китайцы, арабы, персы и европейцы.
Суть прижигания заключалась в следующем: кусок железа или другого металла раскалялся на огне, а затем прикладывался к ране. Это позволяло остановить кровотечение, так как кровь от высоких температур быстро сворачивается.
Также прижигание использовалось для «лечения» десны после удаления зуба. А ещё врачи средневековой Европы любили исцелять калёным железом геморрой. Эти, без сомнения, полезные, процедуры следовало совмещать с прикреплением пиявок вокруг ануса и молитвами святому Фиакру, покровителю страдающих геморроем.
А пулевые ранения стерилизовали кипящим маслом. Предполагалось, что убивает не сама рана, а ядовитый свинец, из которого отливали пули. И его «нейтрализовывали» вот таким оригинальным способом.
Естественно, здоровья подобное обращение никому не добавляло.
О том, что прижигание не так уж и полезно, только в XVI веке начал смутно подозревать французский хирург‑цирюльник Амбруаз Паре. Он заметил, что пациенты, прошедшие через эту процедуру, имели склонность умирать. А вот счастливчики, которых он в качестве эксперимента раскалённым железом не жёг, всё чаще выздоравливали.
В итоге Паре сделал вывод, что с кипящим маслом и горячими кочергами пора завязывать, и это оказалось поистине прогрессивным решением для того времени.

5. Заболевание зубов вызывают черви


Страница из стоматологического трактата Османской империи, XVII век

Большую часть истории люди страдали от проблем с зубами. Всякие укрепляющие и отбеливающие пасты, порошки и бальзамы придумали относительно недавно. А раньше для очищения полости рта всё больше приходилось пользоваться разными неожиданными вещами — листьями, рыбными костями, иглами дикобраза, птичьими перьями, солью, сажей, измельчёнными морскими ракушками и прочими дарами природы. А римляне, например, вообще полоскали рот мочой. Вот.
Естественно, в сочетании с не самыми здоровыми диетами это всё приводило к кариесу и другим неприятностям, которые стоматологи прошлого пытались лечить по мере сил — выдирая поражённые (а иногда за компанию и здоровые) зубы.
Изучая вырванные резцы, клыки и моляры, древние лекари нашли логичное объяснение, почему они болят. Всё просто: в них заводятся черви.
Записи об этом появлялись в медицинских текстах вавилонян, шумеров, китайцев, римлян, англичан, германцев и других народов. И в некоторых странах вера в зубных червей сохранялась вплоть до XX века.
Боролись с проклятыми паразитами весьма изощрёнными методами: их пытались выманить мёдом или прогнать запахом лука, очищали дёсны от червей ослиным молоком или прикосновением живой лягушки. Короче говоря, развлекались как могли.
Вот только червей в зубах, даже в самых запущенных случаях, не водится. За таковых эскулапы прошлого принимали зубные нервы, отмирающую пульпу или микроскопические каналы внутри вырванных моляров. Кариес же вызывают зубной налёт и размножающиеся в полости рта бактерии.

6. Клизмы улучшают настроение и самочувствие

Средневековая клизма — это реально суровая штука, которую изготавливали из мочевого пузыря свиньи и трубки из бузинной ветки. Девайс использовался для введения в организм пациента весьма оригинальных веществ, призванных служить очищению всего тела и улучшению пищеварения.
Среди них — желчь или моча кабана, разведённые водой листья мальвы и пшеничные отруби, мёд, уксус, мыло, каменная соль или пищевая сода. Счастливчикам же могли ввести просто воду с розовыми лепестками.
Французский «король‑солнце» Людовик XIV был настоящим фанатом клизм. Ему их сделали больше двух тысяч, причём иногда процедура выполнялась прямо на троне. Примеру величества следовали придворные, и принимать лекарства ректальным способом стало попросту модным.
Помимо клизм, увлекались при дворе и слабительным, изготовленным из льняных семян, обжаренных в жире. Его вводили орально и анально.
А ещё в Европе в с XVIII по XIX век применялись клизмы с табачным дымом. Считалось, что табак полезен для дыхания. Его использовали для лечения ряда головных болей, дыхательной недостаточности, простуды, грыж, спазмов в животе, брюшного тифа и холеры. А также реанимировали табачными клизмами утопленников.

7. Любой диагноз можно поставить по цвету и вкусу мочи


Приём анализов у монаха‑доктора Константина Африканского, XIV век

Вплоть до начала XVI века учёными умами Европы и мусульманского Востока владела мысль о том, что цвет, запах, температура и вкус мочи пациента могут многое рассказать о его состоянии здоровья.
Методика эта называлась уроскопией, и практиковать её стали ещё вавилонские и шумерские врачи в 4000 году до нашей эры. Благодаря трудам Гиппократа и Галена уроскопия стала очень популярна в античном мире, а позже и в Средневековье.
Чтобы анализировать урину, эскулапы применяли диаграмму «колесо мочи», встречающуюся в большинстве медицинских справочников того времени, и прозрачные стеклянные колбы, матулы. Чисто теоретически в некоторых случаях процедура имеет смысл. Например, при диагностировании диабета (моча становится сладковатой), желтухи (приобретает коричневый оттенок) и при заболеваниях почек (становится красноватой или пенистой).
Проблема в том, что доктора стремились связать с мочой вообще все заболевания. А некоторые даже ставили диагнозы только по содержимому матулы, вообще не осматривая больного — для чистоты эксперимента. Мало того, по урине пытались понять даже темперамент человека.
« В чём заключался секрет реактивности...
15 созданных природой объектов, в реальность... »
  • +13

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.