Перекинемся в картишки? История игральных карт и карточных колод
Точной версии появления игральных карт нет. Их приписывали Китаю, Египту, Индии, европейским государствам. Большая часть исследователей склоняется к версии их появления в XII веке в Китае, где маленькие аллегорические картинки с животными и птицами, изначально бывшие способом передачи тайных посланий, со временем трансформировались в игру…
Китайскую версию происхождения карт отвергают по причине того, что они слишком непривычны для нас, больше похожи на игру в домино.
В Древнем Египте при этом играли черенками с обозначенными на них цифрами, в Индии — пластинками из слоновой кости или раковинами с изображением фигуры четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям. Но наиболее распространенная версия появления карт — египетская. В 1785 году французский оккультист Эттейла растиражировал мнение, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них — «Младшие Арканы» — стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 «Старших Аркана» вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий.
Европейская версия гласит, что обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. В 1367-м их запретили, но люди, не обращая внимания на запреты, все равно играли в них.
Кстати, исследователи предполагают, что количество карт не случайно. 52 карты — это количество недель в году, четыре масти — четыре времени года. Зеленая масть — это символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды. В средневековых картах знак масти изображали с помощью жезла, посоха, палки с зелеными листьями, которые при печати карт упростились до черных пик. Красная масть символизировала красоту, север, духовность. На карте данной масти изображали кубки, чаши, сердца, книги. Желтая масть — это символ интеллекта, огня, юга, делового успеха. На игральной карте изображали монету, ромб, зажженный факел, солнце, огонь, золотой бубенчик. Голубая масть — символ простоты, порядочности. Знаком этой масти был желудь, скрещенные мечи, шпаги.
Джокер (Фрадьяволо), казалось бы, легкомысленная фигура, однако изначально в его руках был скипетр, что ставит его выше короля. Позже скипетр стали заменять на музыкальные инструменты.
Туз — слово польского происхождения, от немецкого Daus — дьявол. Вполне возможно, что Daus — вариант искажения греческого «диаболос» — «рассеиватель клеветы».
Интересный факт о фигуре короля: у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы. Например, четыре короля — это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы).
Дамы таким единодушием отмечены не были. В разное время они были разными персонажами. Так, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны — Афина, Минерва и даже Жанна д'Арк. В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль «царицы денег», поскольку обокрала собственного отца. Дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину — аллегорию суеты и тщеславия.
Валет (фр. valet, «слуга», «лакей», этимологически уменьшительное от «вассал»; старое русское название «холоп», «хлап») — игральная карта с изображением молодого человека. Все реальные прототипы валетов (по европейской версии) — французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).
Интересно, что на протяжении многих веков в ходу были так называемые «одноголовые» карты, то есть фигуры изображались на них в полный рост. Таким образом, карты имели «верх» и «низ». Первые «двухголовые» карты, то есть карты, на которых головы были и сверху и снизу (выделка в полкарты), выпустила Италия в начале XVII века.
Еще один факт — начиная с конца XV века, но в основном позднее, выпускались карты, на которых можно увидеть рисунки на географические, хронологические, исторические, сатирические и другие темы, и применялись они в педагогических и иных целях.
На фото карты западных апачей, вторая половина XIX века
Интересно, что колоды в разное время и в разных местах имели разное количество карт. Так, в Венеции колода состояла из 78 карт, масти делились на чаши, динарии, мечи и палицы. Каждая масть заключала в себе 14 карт: король, королева, рыцарь, валет, очковые карты от десятки до шестерки, туз мечей, очковые карты от пятерки до двойки. Остальные карты в количестве 21, начиная от фигляра и кончая картой, называвшейся «свет», являлись козырями, или «триумфами». Наконец, была еще одна карта, которая называлась «дурак» (прообраз, кстати, будущего джокера).
Во Флоренции выпускались карты в количестве до 98 штук. К обычным триумфам были добавлены грации, стихии и двенадцать созвездий. А в Болонье выпускался малый тарок, где в колоде было 62 карты.
В законодательстве России впервые упоминается запрет на игральные карты в Уложении 1649 года, позже игры разделили на азартные и коммерческие, с последних взимался особый налог
Налог взимался, как с приводных, иностранных карт, так и с отечественных, а предприятия, печатающие карты, были весьма состоятельными, ведь в год продавалось более миллиона колод. Часть доходов от продажи карт поступала в воспитательные дома (интернаты). В 1819 году была открыта фабрика-монополист по выпуску карт — Александровская мануфактура, продукция которой оформлялась целой плеядой именитых художников и завоевывала престижные награды на всемирных выставках.
После Октябрьской революции карточная фабрика перешла в собственность Советского государства: Государственная карточная фабрика (Госкартфабрика) переходит в ведение Комиссариата социальной помощи и с января 1918 года вновь начинает изготовлять игральные карты.Тираж карт достиг в 1985 году 28 миллионов колод.
И немного об известных художниках, писавших эскизы карт
Политические карты (Франция, XIX век)
Географические карты России с изображением гербов, костюмов и назначением вёрст от двух столиц для пользы юношества. 1830. Автор-составитель К.М. Грибанов. Санкт-Петербург, Карточная фабрика при Александровской мануфактуре.
Карты «Династия Романовых». 1880-е. Санкт-Петербург, Карточная фабрика при Императорском воспитательном доме
Колода «Золотой век», впервые изданная в Петербурге в 1890 г.
Колода «Русский стиль» — прототипами для королей и дам в этой колоде стали участники последнего костюмированного бала при императорском дворе Романовых в 1903 г.
Антирелигиозные карты, 1926 год, худ. С. Д. Левашов
«Чёрный Палех», П. Баженов, 1937 г. Одни из самых известных и почитаемых карт
Редчайшая колода «XVIII век». 1930 г. Выпускалась исключительно на экспорт.
Антифашистские карты, 1942 г. Ленинград. Автор оригинала — В. А. ВЛАСОВ.
Карты «Rokoko № 160», фабрика Coeur (Германия), 1973 г. Художник Вальтер Краусс
Художник Виктор Михайлович Свешников создал серию рисунков, которые стали основой для разных игральных карт, например «Лубочных». Издавалась на КЦП с 1981 года.
Ленинградский Комбинат Цветной печати, «Московско-Русская» колода
Ленинградский комбинат цветной печати, «Славянская» колода
Колода «Вся власть». Автор Юрий Непахарев (ХИПОВ). 1990-е годы
Китайскую версию происхождения карт отвергают по причине того, что они слишком непривычны для нас, больше похожи на игру в домино.
В Древнем Египте при этом играли черенками с обозначенными на них цифрами, в Индии — пластинками из слоновой кости или раковинами с изображением фигуры четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям. Но наиболее распространенная версия появления карт — египетская. В 1785 году французский оккультист Эттейла растиражировал мнение, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них — «Младшие Арканы» — стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 «Старших Аркана» вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий.
Европейская версия гласит, что обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. В 1367-м их запретили, но люди, не обращая внимания на запреты, все равно играли в них.
Туз — слово польского происхождения, от немецкого Daus — дьявол. Вполне возможно, что Daus — вариант искажения греческого «диаболос» — «рассеиватель клеветы».
Интересный факт о фигуре короля: у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы. Например, четыре короля — это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы).
Дамы таким единодушием отмечены не были. В разное время они были разными персонажами. Так, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны — Афина, Минерва и даже Жанна д'Арк. В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль «царицы денег», поскольку обокрала собственного отца. Дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину — аллегорию суеты и тщеславия.
Валет (фр. valet, «слуга», «лакей», этимологически уменьшительное от «вассал»; старое русское название «холоп», «хлап») — игральная карта с изображением молодого человека. Все реальные прототипы валетов (по европейской версии) — французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).
Интересно, что на протяжении многих веков в ходу были так называемые «одноголовые» карты, то есть фигуры изображались на них в полный рост. Таким образом, карты имели «верх» и «низ». Первые «двухголовые» карты, то есть карты, на которых головы были и сверху и снизу (выделка в полкарты), выпустила Италия в начале XVII века.
Еще один факт — начиная с конца XV века, но в основном позднее, выпускались карты, на которых можно увидеть рисунки на географические, хронологические, исторические, сатирические и другие темы, и применялись они в педагогических и иных целях.
На фото карты западных апачей, вторая половина XIX века
Интересно, что колоды в разное время и в разных местах имели разное количество карт. Так, в Венеции колода состояла из 78 карт, масти делились на чаши, динарии, мечи и палицы. Каждая масть заключала в себе 14 карт: король, королева, рыцарь, валет, очковые карты от десятки до шестерки, туз мечей, очковые карты от пятерки до двойки. Остальные карты в количестве 21, начиная от фигляра и кончая картой, называвшейся «свет», являлись козырями, или «триумфами». Наконец, была еще одна карта, которая называлась «дурак» (прообраз, кстати, будущего джокера).
Во Флоренции выпускались карты в количестве до 98 штук. К обычным триумфам были добавлены грации, стихии и двенадцать созвездий. А в Болонье выпускался малый тарок, где в колоде было 62 карты.
В законодательстве России впервые упоминается запрет на игральные карты в Уложении 1649 года, позже игры разделили на азартные и коммерческие, с последних взимался особый налог
Налог взимался, как с приводных, иностранных карт, так и с отечественных, а предприятия, печатающие карты, были весьма состоятельными, ведь в год продавалось более миллиона колод. Часть доходов от продажи карт поступала в воспитательные дома (интернаты). В 1819 году была открыта фабрика-монополист по выпуску карт — Александровская мануфактура, продукция которой оформлялась целой плеядой именитых художников и завоевывала престижные награды на всемирных выставках.
После Октябрьской революции карточная фабрика перешла в собственность Советского государства: Государственная карточная фабрика (Госкартфабрика) переходит в ведение Комиссариата социальной помощи и с января 1918 года вновь начинает изготовлять игральные карты.Тираж карт достиг в 1985 году 28 миллионов колод.
И немного об известных художниках, писавших эскизы карт
А.И. Шарлемань (1826—1901)
Шарлемань создал четыре проекта новых игральных карт, одни из которых, так называемые «Атласные», на многие десятилетия стали самыми популярными в России. Рисунки Шарлеманя использовались при изготовлении «Атласных» карт, карт «1-й сорт», «2-й сорт» и «Безиг», а также карт «Экстра» уже в 30-х годах XX века. Постепенно собственное название «Атласные» прочно закрепилось за игральными картами с рисунками Шарлеманя.Политические карты (Франция, XIX век)
Географические карты России с изображением гербов, костюмов и назначением вёрст от двух столиц для пользы юношества. 1830. Автор-составитель К.М. Грибанов. Санкт-Петербург, Карточная фабрика при Александровской мануфактуре.
Рекламные карты
На рубашку карт помещали различные рекламные объявления — от моды до табака и карамелек, от станков до памятников и достопримечательностей. Эта идея продержалась вплоть до наших днейКарты «Династия Романовых». 1880-е. Санкт-Петербург, Карточная фабрика при Императорском воспитательном доме
Колода «Золотой век», впервые изданная в Петербурге в 1890 г.
Колода «Русский стиль» — прототипами для королей и дам в этой колоде стали участники последнего костюмированного бала при императорском дворе Романовых в 1903 г.
Антирелигиозные карты, 1926 год, худ. С. Д. Левашов
«Чёрный Палех», П. Баженов, 1937 г. Одни из самых известных и почитаемых карт
Редчайшая колода «XVIII век». 1930 г. Выпускалась исключительно на экспорт.
Антифашистские карты, 1942 г. Ленинград. Автор оригинала — В. А. ВЛАСОВ.
Карты «Rokoko № 160», фабрика Coeur (Германия), 1973 г. Художник Вальтер Краусс
Художник Виктор Михайлович Свешников создал серию рисунков, которые стали основой для разных игральных карт, например «Лубочных». Издавалась на КЦП с 1981 года.
Ленинградский Комбинат Цветной печати, «Московско-Русская» колода
Ленинградский комбинат цветной печати, «Славянская» колода
Колода «Вся власть». Автор Юрий Непахарев (ХИПОВ). 1990-е годы
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Коллекционер монет- нумизмат, а коллекционер игральных карт как называется?
- ↓
-1
Зеленый свет всем мерзостям порочным, а где же место добродетельности, друг?-Уже ли нет его! Но почему исчезает сиянье Истины желанной да и журчанье чистых вод?
- ↓
+2
чёто классик вспомнился:
«Писулин сдал снова и чиновники продолжали:
— Государственный банк…
— Два — казенная палата…
— Без козыря…
— Ты без козыря?? Гм!.. Губернское правленье — два… Погибать — так погибать, шут возьми! Тот раз на народном просвещении без одной остался, сейчас на губернском правлении нарвусь. Плевать!
— Маленький шлем на народном просвещении!»
- ↓
+2
Ещё версия происхождения игральных карт. Жрецы нашей цивилизации позаимствовали их у атлантов как инструмент предсказания будущего. После они стали картами Таро. А уже после из них, упростив, сделали игральные карты.
- ↓
+1
Хм… Любопытно!
- ↑
- ↓