Что ели крестьяне в 19 веке
Историко-статистические описания уездов и губерний России, многочисленные публикации этнографических заметок в губернских ведомостях и записки современников 1810−1890-х годов дают нам возможность познакомиться с различными сторонами быта наших предков. В частности, с тем, как они питались…
Те из горожан, что имели родственников в деревне, замечали, как много, и, в общем-то, невкусно готовят крестьяне. И это — не от бесталанности деревенских стряпух, а от искреннего неприятия ими иных резонов, нежели обеспечение тяжелого крестьянского труда простой и несложной в изготовлении пищей.
Складывался такой подход, наверное, в незапамятные времена. И обосновывался суровой реальностью. Во-первых, крестьянин всегда был ограничен в выборе продуктов и способах кулинарной обработки их. Во-вторых, главной целью хозяйки было — накормить семью, работников простой по набору продуктов, простой в обработке и очень сытной пищей.
Что обеспечивало сытность — «нажористость», как это называли порой? Конечно, картофель. Картофель вареный, картофель жареный, картофельная похлебка — с «забелой» (добавлением молока) в скоромный день, с постным маслом — в день постный…
Другой главный овощ, столп крестьянской кухни — капуста. Щи из серой капусты — с такой же приправой, как и похлебка. И все это — под черный хлеб. Таково было ежедневное будничное «меню» обеда и ужина для крестьянина центра России.
Завтрак же и полдник составляли ржаная ватрушка с творогом, либо ржаной пирог с картофелем или репой. А чаще — если хозяйке было не до изысков — просто ломоть черного хлеба с вареной картошкой. И, конечно же, чай.
Чай — как молитва, дважды в день крестьянин пил чай — «душу отводил». Лишь в дни скоромные некоторые из крестьян чаю изменяли — варили жженый цикорий, сдабривали его молоком. Либо молоко добавляли в тот же чай — «для колера».
В посты рацион менялся. В пищу шли белая квашеная капуста, сдобренная луком и квасом, редька с маслом, «мура» или «тюря» — смесь из хлебных сухарей, искрошенной картошки, лука и кваса, с добавлением хрена, растительного масла и соли.
С удовольствием ели нечто похожее на нынешние незамысловатые винегреты — рубленую вареную свеклу с квасом и огурцами. Шла эта нехитрая радость под «мыкотину» — черный хлеб, только испеченный из просеянной через сито муки и не столь кислый, как обычная «чернушка».
В воскресенья и «небольшие» праздники питались почти так же, как и в будни. Лишь иногда готовили «творожник». Для этого блюда творог, растертый со сметаной с прибавлением пары яиц и молока, в глиняной плошке выдерживали в русской печи.
Не обходилось дело без лакомств. И ими были не пряники, печенье, конфеты — весьма затратные для крестьянского кошелька, не сушеные «дули» — груши, которые тоже надо было где-то покупать, не варенье, требовавшее в качестве консерванта патоки или дорогущего сахара. Нет, лакомились — пареной репой! Любили ее дети, а в пост зимой — и взрослые, особенно уважали морс из этого корнеплода.
Не столь уж древней оказывается традиция народного «кашеедства». Каша, по сути, являлась пищевым концентратом. И употреблялась только в «страду», каковой признавался сенокос.
Мясо русские крестьяне — подневольные вегетарианцы — ели в большие праздники — на Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Рождество и Успение Богородицы, память апостолов Петра и Павла. Впрочем, как и белое «печево» — пироги и ситные из белой пшеничной муки.
Особый стол был и в иных «особых» случаях. «До отвалу» бывало и мяса, и «печева» из белой муки, и прочих яств, в том числе и закупленных в городе или в сельской лавке, — во время «помочей», на торжествах по случаю именин, крестин, в престольные праздники.
Тогда же и вина, и чаю пили тоже вдоволь. Если учесть, что престолов в сельских храмах (да и не в сельских тоже) бывает, кроме главного, еще несколько, можно представить себе, сколько поводов было для обжорства и гулежа.
Праздники эти длились нередко от 2−3 (по весне) до 7−10 дней (осенью). Если это был престольный либо семейный праздник, в каждый дом съезжалось множество гостей — родные или просто хорошо знакомые с хозяевами люди, да не поодиночке, а семьями, с женами и детьми (и взрослыми, и малыми — кроме девиц!), в праздничных одеждах. Приезжали на лучших лошадях, в лучших экипажах.
Описывавшие эти праздники (а ими чаще всего были либо сельские священники, либо земские деятели, либо местные учителя) особо отмечают, насколько дорого такие пиры обходятся — «что истрачивается в эти праздники, хватило бы с остатком на уплату за целый год оброка и всех податей и повинностей — да и крестьянин не принужден бы был целый год питаться кое-чем…».
Это были как раз те праздники, с отголосками которых мы и сейчас иной раз встречаемся в быту — с чудовищным обилием еды и спиртного, с изрядными затратами на мероприятие. Среди прочего — и это досталось нам в наследство от предков.
Те из горожан, что имели родственников в деревне, замечали, как много, и, в общем-то, невкусно готовят крестьяне. И это — не от бесталанности деревенских стряпух, а от искреннего неприятия ими иных резонов, нежели обеспечение тяжелого крестьянского труда простой и несложной в изготовлении пищей.
Складывался такой подход, наверное, в незапамятные времена. И обосновывался суровой реальностью. Во-первых, крестьянин всегда был ограничен в выборе продуктов и способах кулинарной обработки их. Во-вторых, главной целью хозяйки было — накормить семью, работников простой по набору продуктов, простой в обработке и очень сытной пищей.
Что обеспечивало сытность — «нажористость», как это называли порой? Конечно, картофель. Картофель вареный, картофель жареный, картофельная похлебка — с «забелой» (добавлением молока) в скоромный день, с постным маслом — в день постный…
Другой главный овощ, столп крестьянской кухни — капуста. Щи из серой капусты — с такой же приправой, как и похлебка. И все это — под черный хлеб. Таково было ежедневное будничное «меню» обеда и ужина для крестьянина центра России.
Завтрак же и полдник составляли ржаная ватрушка с творогом, либо ржаной пирог с картофелем или репой. А чаще — если хозяйке было не до изысков — просто ломоть черного хлеба с вареной картошкой. И, конечно же, чай.
Чай — как молитва, дважды в день крестьянин пил чай — «душу отводил». Лишь в дни скоромные некоторые из крестьян чаю изменяли — варили жженый цикорий, сдабривали его молоком. Либо молоко добавляли в тот же чай — «для колера».
В посты рацион менялся. В пищу шли белая квашеная капуста, сдобренная луком и квасом, редька с маслом, «мура» или «тюря» — смесь из хлебных сухарей, искрошенной картошки, лука и кваса, с добавлением хрена, растительного масла и соли.
С удовольствием ели нечто похожее на нынешние незамысловатые винегреты — рубленую вареную свеклу с квасом и огурцами. Шла эта нехитрая радость под «мыкотину» — черный хлеб, только испеченный из просеянной через сито муки и не столь кислый, как обычная «чернушка».
В воскресенья и «небольшие» праздники питались почти так же, как и в будни. Лишь иногда готовили «творожник». Для этого блюда творог, растертый со сметаной с прибавлением пары яиц и молока, в глиняной плошке выдерживали в русской печи.
Не обходилось дело без лакомств. И ими были не пряники, печенье, конфеты — весьма затратные для крестьянского кошелька, не сушеные «дули» — груши, которые тоже надо было где-то покупать, не варенье, требовавшее в качестве консерванта патоки или дорогущего сахара. Нет, лакомились — пареной репой! Любили ее дети, а в пост зимой — и взрослые, особенно уважали морс из этого корнеплода.
Не столь уж древней оказывается традиция народного «кашеедства». Каша, по сути, являлась пищевым концентратом. И употреблялась только в «страду», каковой признавался сенокос.
Мясо русские крестьяне — подневольные вегетарианцы — ели в большие праздники — на Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Рождество и Успение Богородицы, память апостолов Петра и Павла. Впрочем, как и белое «печево» — пироги и ситные из белой пшеничной муки.
Особый стол был и в иных «особых» случаях. «До отвалу» бывало и мяса, и «печева» из белой муки, и прочих яств, в том числе и закупленных в городе или в сельской лавке, — во время «помочей», на торжествах по случаю именин, крестин, в престольные праздники.
Тогда же и вина, и чаю пили тоже вдоволь. Если учесть, что престолов в сельских храмах (да и не в сельских тоже) бывает, кроме главного, еще несколько, можно представить себе, сколько поводов было для обжорства и гулежа.
Праздники эти длились нередко от 2−3 (по весне) до 7−10 дней (осенью). Если это был престольный либо семейный праздник, в каждый дом съезжалось множество гостей — родные или просто хорошо знакомые с хозяевами люди, да не поодиночке, а семьями, с женами и детьми (и взрослыми, и малыми — кроме девиц!), в праздничных одеждах. Приезжали на лучших лошадях, в лучших экипажах.
Описывавшие эти праздники (а ими чаще всего были либо сельские священники, либо земские деятели, либо местные учителя) особо отмечают, насколько дорого такие пиры обходятся — «что истрачивается в эти праздники, хватило бы с остатком на уплату за целый год оброка и всех податей и повинностей — да и крестьянин не принужден бы был целый год питаться кое-чем…».
Это были как раз те праздники, с отголосками которых мы и сейчас иной раз встречаемся в быту — с чудовищным обилием еды и спиртного, с изрядными затратами на мероприятие. Среди прочего — и это досталось нам в наследство от предков.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
Почитать, так кроме картошки, каши и репы русские ничего не ели. А как же пироги, курники, кулебяки, холодцы, омлеты, сало, солёные грибы, сушёные грибы, похлёбки из них же, мочёные яблоки (+яблочный спас), мёд (+медовый спас), квашеная капуста, солёные огурцы в бочёнках, морковь, свекла, брусника мочёная, клюква, морошка, голубика, черника, коровье и козье молоко, творог, яйца. Овсяные молочные кисели, сбитни варили. Мужики вятские хватские. И на охоту ходили-дичь били, силками и рогатинами добывали, и рыбу ловили. Кто-то побогаче был, кто-то победнее. Богатых потом и раскулачивали. А ведь они всю Россию кормили. И землю пахали — рожь, пшеницу, лён, пеньку выращивали. Да потом их же и за границу продавали. Так что они и сами кормились, и других кормили.
- ↓
+3
Я так понял — у крестьян не было ни кур, ни гусей, ни прочих уток… соответственно, и яйца даже на Пасху не употреблялись. Да и тема гороха-чечевицы-грибов-ягод-лука как-то странно обойдена…
- ↓
0
Издевательски написана статья, как будто французские, английские или немецкие крестьяне жили в то время иначе (или что же — лучше?) Читайте европейские хроники! Да читали, небось! Наши крестьяне питались очень прилично, и множились — за царствование Александра Третьего население утроилось! При таком скудном питании?!
- ↑
- ↓
+7
Какую Россию мы потеряли сказал некто наш знаменитый кинорежиссёр! А какую именно? Его попросили уточнить. В Елисеевских магазинах были голубые ост-эндские голубые устрицы! Вот это потеря, это да! Вначале 20 века, председатель призывной комиссии в царскую армию доносил что качество здоровья новобранцев оставляет желать лучшего, так 30% из них попробовали мясо только в армии! Читай же кинорежиссёр! В населении России 2% составляли дворяне и священники, ещё 8-10% населения жили в достатке, а остальные 88% перебивались как могли.Так что социальных условий для разжигания Гражданской войны, как предписывают большевикам и В.И.Ленину не было! Откуда возникла Гражданская война? к 1913 г. 84% промышленности была иностранной собственностью и её советская власть национализировала, чтобы вернуть свою собственность 14 стран организовали интервенцию, но она провалилась тогда спонсировали Белое движение, Деникин, Юденич, Колчак весьма видные и достойные военначальники России но воевали они, в сухом остатке, за то чтобы Россия исчезла из списка стран мира.Вот и сейчас, милые демолиберастам, наши партнёры, дань политическому политесу, пытаются воплотить свою давнюю мечту!
- ↓
-2
Целиком и полностью согласен! Досаден тот факт, что многие, сейчас жрущие мясцо в досыт, не ведают, что так было не всегда. Что всё это-наследие тов.Ленина, Сталина, проклятущей индустриализации с коллективизацией! А уж никак не царя-батюшки, коего некоторые дебилы оч хотят назад, аж кушать не могут!
- ↑
- ↓
0
в начале 30 ых Сталин устроил голодомор
- ↑
- ↓
0
Это кто сказал? лженицын? Может пизнер или сванидзе по телеку? Забавно, что дедушки этих либеральных у@бков при Сталине жили оч.неплохо. Кто не воровал, разумеется! И вот ещё что: ты понятия не имеешь про голодомор, про причины и как с ним боролась Сов. власть.
- ↑
- ↓
0
жена Сталина воскликнула — только гений мог довести такую страну до голода. На следующий день ее нашли застреленной. Так что не сомневайся — голодомор устроил Сталин в начале 30 ых годов.. А в конце 30 ых Сталин вместе с Гитлером развязали 2 мировую войну
- ↑
- ↓
0
Браво! Гениально! А не подскажешь, это цитата из какого художественного произведения? У нас любят светочей слова раздергивать на фразы и ссылаться, как на исторические источники.
- ↑
- ↓
0
Сейчас путин делает тоже самое -раздаёт земли и предприятия иностранцам.Особенно интенсивно это происходит в настоящее время.Вы чувствуете, чем попахивает.?
- ↑
- ↓
0
Где он отдал землю и какие предприятия отдал? Огласите весь список пожалуйста!
- ↑
- ↓
-2
Сейчас Путин (только с Большой буквы) делает то же самое, что сделала Гражданская война — отодвигает захвативших Россию толстопузых толстосумов, а мы ему только мешаем, вместо поддержки, и они только рады, что мы мычим на него, а не за него. Земли (кто не понял или подкуплен) раздаются НАШИМ, на Дальнем Востоке, например, а от Вашего поста попахивает ложью.
- ↑
- ↓
+2
На Дальний Восток кто поедет? Китайцам Дальний Восток нужен, но не «простым» гражданам России. Второй целины уже не будет. А всю русскую землю центральной части России уже захватили наши же «захватчики» в лице судей (и их детей), прокуроров (и их детей), чиновников разного калибра (и их детей) и алигархов. Поезжайте в любой российский город, удаленный от Москвы на тысячи километров, и увидите, как эти новоявленные москвичи обирают местное население. Местные жалуются, что пенсии и зарплаты у них (если вообще есть зарплаты) мизерные, а продукты стоят почти так же, как в Москве и Подмосковье. И квартплата немаленькая даже у живущих в коммуналке. Если бы Пу радел за процветание страны и российский народ, то всякие сечины не получали бы в день по 4,5 миллиона на государственной службе. А сердюковы сидели бы в тюрьме и им не вручали бы Героя за обворовывание армии, которая им и его окружением не строилась. Но, оказывается, Путин новоявленному министру обороны велел «оскопить» армию. (Как и медицину, кстати, оскопили по его прямому указанию.) Сейчас же Сердюк(ов) (не без одобрения нашего президента, как понимаете) уже в совете директоров КамАЗа. Похоже, скоро большегрузные автомобили будем покупать за границей. Нам ведь доллары, награбленные правоохранительными органами, девать некуда. По совету Кудрина (а он у Путина руководит Центром стратегических разработок) в течение ближайших 6-10 лет распродадут государственные пакеты в российских нефтяных компаниях, и в этот же отрезок времени попытаются провести приватизацию Сбербанка России, который до сих пор ассоциируется у россиян с государством (у государства сейчас там только 51 акция). «Алексей Кудрин уверен, что государственная доля должна активно сокращаться во всех отраслях экономики, кроме, разве что, оборонной». А я бы и оборонку отдала прихватизаторам, чтобы сердюкову с васильевой не досталось. Ведь они на наворованное у оборонки могут позволить себе и весь банк прихватизировать.
- ↑
- ↓
+1
Попахивает говновраньем либерального дерьмеца, которого отстегнули от кормушки в начале 90-х, как и других говнолиберальных ублюдков типа немцовгайдар и т.п., которые пришли к власти под крики долой корупцию, а потом продовали страну…
- ↑
- ↓
+3
Интересная затронута тема. Интересно, а как жили горожане и помещики? Да тяжела была крестьянская доля. И так жили 90% населения. И все спрашивают, и почему это революция произошла?
- ↓
0
Слабая статья, от «богатенького» барина и русофоба. Вы пробовали ПАСТИЛКИ?
- ↓
+1
Полностью согласен, статья практически ни о чём — глазами ничего не понимающего немца, что ли, да ещё и из окна кареты.
- ↑
- ↓