Ранение в голову спасло Россию

Два пулевых ранения в голову, повредившие мозг и повлиявшие на способность Михаила Кутузова принимать ответственные решения, заставили полководца покинуть Москву и тем самым выиграть Отечественную войну 1812 года, утверждают ученые. Рассказываю о том, как две пули и мастерство французского хирурга изменили судьбу России.


Михаил Голенищев-Кутузов был главнокомандующим русской армии во время Отечественной войны 1812 года с Наполеоном. В молодости Кутузов получил большой военный опыт, участвуя в Русско-турецких войнах — сначала под руководством полководцев Петра Румянцева и Александра Суворова, а затем и самостоятельно командуя корпусами российской армии.
В начале войны 1812 года Кутузов сначала был избран начальником петербургского и московского ополчений, а затем указом императора Александра I генерал от инфантерии был поставлен на должность главнокомандующего всех русских армий и ополчений.
Отечественная война была не первым противостоянием Кутузова и Наполеона. Эти два полководца уже сталкивались в 1805 году, после того как Россия вошла в III антифранцузскую коалицию. Тогда армия Кутузова оказалась один на один с французскими войсками, обладавшими значительным превосходством в силах, и была вынуждена отступать. Сражение под Аустерлицем, в котором полководец также принимал участие, закончилось полным разгромом объединенной русско-австрийской армии и победой Наполеона.
Большое превосходство противника в силах вынудило Кутузова продолжить тактику предыдущего главнокомандующего Михаила Барклая-де-Толли, а именно — отступать вглубь страны. После того, как Барклай-де-Толли оставил Смоленск, 29 августа главнокомандующим был назначен Кутузов, который отвел армию к деревне Бородино. Именно там 7 сентября состоялось первое и последнее сражение Отечественной войны — Бородинская битва. За время боя русская армия нанесла французам огромный урон, но и сама понесла большие потери.
Михаил Кутузов принимает решение отойти с занятых позиций, а после совещания в Филях оставить древнюю столицу врагу и расположить войска близ села Тарутино в Калужской области.
Наполеон, оказавшись в Москве, попал в затруднительное положение. С одной стороны, его войска находились в древней столице России. С другой стороны, армия не могла обеспечить себя необходимым продовольствием и одеждой, кроме того, приближалась зима.
Историки сходятся во мнении, что решение оставить Москву и дать Наполеону возможность занять город, значительная часть которого, кстати, была уничтожена знаменитым московским пожаром, бушевавшим почти пять дней, позволило Кутузову в конечном счете выиграть Отечественную войну: после Тарутинского сражения, закончившегося победой русской армии, французы начали отступление, а сам Наполеон бежал в Париж.
Решение сдать Москву врагу впоследствии часто критиковалось историками: Кутузова упрекали в недостаточной решительности, в том, что он, не имея никаких гарантий будущего успеха, сдал город без упорного сопротивления. Однако неоспоримым остается тот факт, что именно этот маневр и обеспечил победу России над Францией в Отечественной войне 1812 года.
На вопрос о том, почему Кутузов принял такое необычное и рискованное решение, постаралась ответить международная группа исследователей из России, США и с Украины под руководством Марка Пройля из Неврологического института Барроу. Результаты своего исследования ученые опубликовали в журнале Neurosurgical Focus.
Ученые, специальностью которых является, как ни странно, не история, а неврология и хирургия, прежде всего занялись вопросом о том, каким образом Михаилу Кутузову удалось выжить после двух пулевых ранений в голову, которые по всем показателям должны были оказаться для него смертельными. Первую рану полководец получил 23 или 24 июля 1774 года во время Русско-турецкой войны в сражении у деревни Шумы рядом с Алуштой. Пуля вошла в левый висок и вышла из правого, по сути, пронзив голову насквозь. Результатом ранения стало косоглазие, но зрение Кутузова сохранилось.


Реконструкция траектории первой пули, ранившей Кутузова. Neurosurgical Focus
18 августа 1788 года в сражении под Очаковом Кутузов был ранен снова. На этот раз пуля вошла в левую щеку и вышла сзади, под основанием черепа. Если после первой травмы полководец восстанавливался довольно долго, уезжая лечиться в Германию, то на восстановление во второй раз ушло всего четыре месяца, после чего Кутузов вернулся к военной службе. Оба раза операции проводил служивший в русской армии француз Жан Массо.


Реконструкция траектории второй пули, ранившей Кутузова. Neurosurgical Focus
Авторы исследования утверждают, что, согласно всем медицинским показателям, каждое из обоих ранений должно было быть для Кутузова смертельным. Спасло полководца только то, что Жан Массо был гениальным хирургом, который в конце XVIII века в полевых условиях сумел провести операции так же умело и качественно, как это могло быть сделано в наши дни.
«Массо опережал свое время и шел в авангарде хирургии: он использовал те же техники, что применяются врачами сейчас», — комментирует ведущий автор исследования Марк Пройль.
Впрочем, последствия травм были весьма серьезными и сопровождали Кутузова до конца его дней. Он испытывал постоянные головокружения, боли в голове и травмированном глазе, у него развилась болезненная чувствительность к яркому свету и ухудшилось зрение. Кстати, стоит отметить, что знаменитую черную повязку на правом глазу полководец мог носить лишь во время непродолжительного реабилитационного периода по предписанию врачей, но после выздоровления Кутузов обходился без повязки: его правый глаз был на месте и сохранил зрение, пусть и не в полном объеме. Образ «одноглазого» Кутузова был растиражирован с подачи Владимира Петрова, режиссера фильма «Кутузов» 1943 года. Именно там полководец впервые появляется в черной повязке.
Кроме того, друзья и сослуживцы Кутузова говорили, что характер полководца значительно испортился. Генерал Алексей Ермолов утверждал, что, встретив Кутузова после второго ранения, вместо полководца, прежде поражавшего силой своей личности, он увидел совсем другое — человека в подавленном состоянии, которого покинули душевные силы.
Многие сослуживцы упрекали Кутузова в том, что он стал скрытным, нерешительным, лживым. Исследовательская группа Марка Пройля утверждает: скорее всего, это было правдой, а причинами такой перемены характера стали именно раны в голову.
Ученые восстановили траекторию пуль, пробивших череп полководца. Оказалось, что первая из них, помимо того что разрушила кость глазницы, повредила лобную долю головного мозга, которая отвечает за способность человека принимать решения. По мнению исследователей, именно это стало причиной решения оставить Москву на разорение французской армии: мозг полководца просто не позволил ему поступить более решительным образом.
Профессор Пройль комментирует: «Другие генералы думали, что Кутузов был сумасшедшим, что ж, может, и был. Операции спасли ему жизнь, но головной мозг и глаз были сильно повреждены. Как ни странно, именно это могло заставить Кутузова сделать то, что впоследствии оказалось лучшим решением. Если бы он не был ранен, он бы, скорее всего, решил сражаться за Москву и, не исключено, был бы побежден».
Эти выводы были сделаны в результате многолетней исследовательской работы. Ученые проанализировали множество русских и французских архивных документов, писем, книг, воспоминаний очевидцев. Одним из главных исторических источников, применявшихся в ходе работы, стали медицинские записи Жана Массо о состоянии Кутузова непосредственно после ранений, описание его травм, а также физического и психологического состояния в реабилитационный период.
« Собачья еда: что будет, если ее съест человек?
Жуткие могилы и их жуткие истории »
  • +22

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Странно, что его с такими ранениями не комиссовали… Или больше некому было работать?…
0
История знает такие случаи, когда в результате травмы или инсульта, человек координатной меняется и находит себя и даже добивается успехов там, где и помыслить не мог.
0
Гении всегда рядом, когда надо поменять ход истории и, причем, кардинально!
+5
Интересная версия. Не даром же говорят: «Что Бог не делает-всё к лучшему. А Массо-только аплодировать.