Пара слов о пользе лени

В сегодняшнем мире принято много работать, а быть занятым значит быть деятельным, активным и успешным. Наш календарь забит под завязку, мы любим жаловаться, что ничего не успеваем и работаем по выходным, а советами по продуктивности пестрят многочисленные сайты.




Эксперты советуют уделять отдыху пять минут, или семнадцать минут или не отдыхать вообще — теорий много, и все они должны помочь нам стать идеально организованными, увеличить количество сделанных дел как минимум вдвое, а офисным работникам обещают достичь невозможного: нуля сообщений в папке «Входящие».
Ученый-нейрофизиолог Эндрю Смарт советует выкинуть книги по тайм-менеджменту и «отдыхать в поте лица». Он считает, что правильный отдых позволяет людям работать эффективнее, быстрее решать особо сложные задачи и, в конце концов, быть счастливее и успешнее, чем идеально организованные конкуренты.
Идея о том, что «продуктивность — это основа самооценки» утвердилась вместе с приходом глобальной промышленной экономики. Библией рабочей этики стала книга Фредерика Тэйлора «Принципы научного управления». Теория Тэйлора напоминает популярную сейчас теорию шести сигми является попыткой стандартизировать производство, уменьшив количество вариаций в процессе. Задачей Тэйлора было сделать каждого рабочего как можно более полезным: предсказуемым, надежным, не отвлекающимся на посторонние мысли. К сожалению, пишет профессор Смит, такие системы помогают лишь пошаговым инновациям. Шесть сигм, принципы научного управления и другие подобные теории отрицательно влияют на так называемые разведочные инновации и помогают лишь в линейных процессах. Компании, которые организовали работу по подобным системам, в итоге потеряли конкурентоспособностьиз-за отсутствия инновационных продуктов: среди печальных примеров Моторола и Фиат.
Почему же нашему мозгу необходима праздность, а не четко организованные структурированные процессы? Мозг — это творческая машина, естественный, сложный, нелинейный объект. Особенно важна для нас последняя характеристика: нелинейность или хаос. Большинство систем, с которыми имеют дело инженеры, линейные: если имеется сигнал на входе, то вы точно знаете, каким будет сигнал на выходе. Например, если на входе будет набор из нот до-ре-ми, то на выходе он будет ровно таким же. При нелинейном подходе на выходе может получиться какофония или симфония, и предсказать что именно невозможно.Для того, чтобы дать мозгу возможность установить связи между «нотами» и выдать гениальную мелодию, его нужно погрузить в особое состояние: состояние покоя или праздности.
«Сеть состояния покоя» или «сеть пассивного режима работы мозга» открыл невролог Маркус Райхл в 2001 году. Поразительная активность мозга, которая возникает, когда люди ничего не делают, была обнаружена случайно, пока участники эксперимента лежали на томографах и скучали. Открытие вызвало много споров, ведь раньше считалось, что если не стимулировать мозг внешним сигналом (например, командой сложить 2+2 или определить цвета на картинке), то любая фиксируемая мозговая активность – это всего лишь шум. Многие психологи считают мозг рефлекторной средой, которая лишь отвечает на текущие требования среды. Однако оказалось, что мозг постоянно и спонтанно активен.
Ученые Бужакии Райхл полагают, что 90% энергии мозга используется для поддержания текущей активности. То есть безотносительно того, что мы делаем, мозг в покое потребляет большую часть выделенной для него энергии. Это также называется собственной активностью мозга. Когда мы, ничего не делая, валяемся в саду под деревом, качаемся на волнах или просто лежим на кровати, мозг включает сеть пассивного режима работы и крепнет, обрастая связями. Ученые выяснили, что она работает только тогда, когда человек «бездельничает» и отключается от внешнего мира. Когда человек начинает о чем-то активно думать, например, пытается запоминать слова или работать по инструкции, сеть выключается. Мозг работает больше, когда мы бездельничаем.
За что же отвечает эта сеть? Как связаны гениальность и сумасшествие?
Конкретные зоны, которые входят в сеть пассивного режима работы: срединная префронтальная кора, передняя поясная кора, предклинье, гиппокамп и боковые участки теменной коры. Предклинье участвует в процессах субъективной самоидентификации — размышлениях от первого лица и участвует в самоанализе. Теменная кора вовлечена в метапознание – представление человека о самом себе. Передняя поясная кора, если упрощенно, существует для того, чтобы распознавать ошибки, а гиппокамп отвечает за формирование воспоминаний. Когда вы ленитесь, области этой сети начинают обмениваться информацией друг с другом и формируется сеть пассивного режима работы мозга, которая отвечает за самопознание, автобиографические воспоминания, социальные и эмоциональные процессы и творчество. При болезни Альцгеймера, например, сеть прерывается и работает меньше, и больным становится трудно запоминать, а вот при шизофрении сеть слишком активна, то есть «самопознания» и анализа собственного я слишком много. Если вы когда-нибудь интересовались, как связаны гениальность и сумасшествие, то ответ вполне может быть скрыт здесь.
Эндрю Смарт доказывает, что для творчества, инноваций и самопознания, нашему мозгу просто необходим период праздности. Именно состояние, когда вы совершенно не заняты, поможет вам написать гениальный текст, найти решение давно мучившей вас задачи или просто работать продуктивно позже.Современное устройство общества часто не позволяет нам «лениться», убеждая в пользе многозадачности, продуктивности и бесконечных списков. Позвольте себе немного покоя. Теперь у вас есть прекрасное оправдание, скажите: «Я позволяю сети пассивного режима работы мозга выполнять свои задачи, чтобы понять, как жить дальше», — и идите качаться в гамаке.
« Что да как: о Дне народного единства
Мир, недоступный невооруженному глазу »
  • +21

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
  • avatar
  • ktn76
я интуитивно догадывался что я мастер нелинейных инноваций
+2
Это объясняется гораздо проще: у каждого человека СВОЯ ПРИРОДНАЯ скорость мышления, зависящая от его генетики; напрягая мозг в поисках решения какой-либо задачи (проблемы), мы подстёгиваем те биохимические процессы, которые связаны с мышлением, т. е. его природные возможности. У каждого есть СВОЙ ПРЕДЕЛ, до которого ЦНС МОЖЕТ интенсифицировать эти процессы продуктивно (это и есть то самое ТВОРЧЕСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ!), однако превышение своего природного ПОТЕНЦИАЛА, даёт уже неравномерный перехлёст этих процессов, вносящий дезорганизацию в гармонию их СИСТЕМНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ и ведущий к ПЕРЕПУТЫВАНИЮ НЕЙРОННЫХ СВЯЗЕЙ И УЖЕ НАРАБОТАННЫХ СХЕМ, что и отмечается пробуксовкой мышления, его торможением, снижением его эффективности (продуктивности) и, в конечном итоге, к его СТУПОРУ. Человек говорит, что его голова ПЕРЕСТАЛА РАБОТАТЬ! Естественно, для восстановления НОРМАЛЬНОГО РЕЖИМА работы мозга нужно дать ему отдохнуть, но в том-то и дело, что этот отдых — НЕ ПОЛНАЯ БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА, а восстановление им нарушенных нейронных связей и фрагментов нейронных схем, которые были наработаны мозгом до его сбоя. Т. е., мозг в этом режиме ЗАКУЛИСНО РАБОТАЕТ, и когда вновь приступает к обдумыванию этой же проблемы, она может МОМЕНТАЛЬНО РЕШИТЬСЯ, т. к. ВСЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЖЕ ПРОДЕЛАНА «ЗА КУЛИСАМИ». ТАК было и у Менделеева с его Периодической системой элементов, ТАК происходит и у тех, к кому решение задачи приходит ВО СНЕ!!! Я как-то написал про это стих: Озарение Как часто Истину понять Мы тщимся в яростном бессилье, И в тяжком Разума насилье Границы Знания объять! Лишь в забытьи тревожных снов Порой догадка вдруг сверкает, И Мысль понятье обретает Вовне разорванных оков!!!
0
Ага! Вот это правильно! Когда мозги отдыхают, они подсказки принимать могут, правда у тех, у кого настроены… :-))))
+2
Согласна! Сколько не обдумывай проблему, прикидывая варианты-ничего не надумаешь толкового, а стоит «отпустить» мысли и решение само приходит. К сожалению, те, кто может часами лежать под деревом-ничего толкового придумать тоже не могут. :)) Замкнутый круг. :))