Шимпанзе с воображением

Легендарный бонобо Канзи напоследок продемонстрировал умение воображать несуществующие вещи.

Воображая, мы представляем то, чего нет. Это не обязательно что-то абсолютно невероятное и сказочное – воображать можно вполне реальные вещи, которых в данный момент мы просто не видим и которые прямо сейчас не происходят. Воображение обычно связывают с разнообразным искусством, однако и в повседневной жизни нам без него было бы трудно – мы ведь постоянно что-то планируем, а для этого нужна хоть капля воображения.




В недавней статье в Science говорится, что воображение есть не только у людей, но и у обезьян – по крайней мере, у одного карликового шимпанзе (бонобо) Канзи оно точно было. Было – потому что Канзи умер в прошлом году. Однако незадолго до смерти с ним поставили эксперимент, который выглядел, как детская игра. Перед бонобо ставили прозрачный кувшин с соком и два стеклянных стакана. Исследователи наливали в один из стаканов сок, который Канзи выпивал – так он учился видеть связь между кувшином, соком и стаканами. Но дальше перед бонобо снова появлялись кувшин и два стакана, только пустые. Исследователи делали вид, что наливают из кувшина жидкость в оба стакана, затем один из них переворачивали, как бы выливая из него налитое, после чего Канзи должен был определить, в каком стакане якобы осталась жидкость. В 34 из 50 попыток Канзи указывал на «полный» стакан. Иными словами, он мог представить путь воображаемой жидкости из одной посуды в другую, хотя глазами он никакой жидкости не видел. Аналогичный эксперимент поставили с ягодами винограда: там тоже надо было представить, что они присутствуют – или не присутствуют – в разных ёмкостях, и выбрать ту, где ягоды как бы есть. В этом варианте Канзи отвечал правильно в 31 из 45 попыток.

Бонобо Канзи – фигура в науке известная. За 44 года своей жизни он сумел выучить несколько сотен слов и лексиграмм – особых искусственных символов, которые составляют искусственный язык йеркиш, придуманный специально для общения с человекообразными обезьянами. Канзи участвовал во множестве поведенческих и языковых исследований; его называли обезьяньим гением, и считалось, что по интеллекту он сравним с двух-трёхлетним ребёнком. Далеко не факт, что другим бонобо доступны когнитивные достижения Канзи. Однако, как обычно говорят в таких случаях, пример Канзи указывает на то, что в принципе такое поведение у шимпанзе возможно. То есть тотально непроницаемой границы в смысле способности к воображению между людьми и животными в лице бонобо нет. До этих экспериментов время от времени появлялись сообщения о человекообразных обезьянах, которые вели себя так, как будто они что-то воображали. Например, нередко видели, как обыкновенные шимпанзе брали и носили полено, как если бы это был детёныш (такое поведение особенно часто демонстрировали самки). Но к подобным наблюдениям всегда оставались вопросы, правильно ли мы их интерпретируем. Нужен был строгий эксперимент, и с Канзи он получился.


Канзи общается с экспериментатором с помощью лексиграмм. (Фото: William H. Calvin, PhD / Wikipedia)
Тем не менее, не все согласны, что здесь можно говорить о настоящей работе воображения. Канзи ведь не сам придумал воображаемый сок. Скорее, он поддержал игру, которую предложили ему люди. Можно сказать, что у Канзи сработала способность понимать причины чужих поступков – то, что называют «теорией (чужого) разума». О том, что у человекообразных приматов есть умение строить теорию чужого разума у себя в голове, говорят давно, хотя и с оговорками – способность это сложная, и, видимо, не все её аспекты доступны обезьянам. Если вернуться к воображению, то хорошо было бы увидеть, как обезьяна сама начинает разливать воображаемый сок по стаканам. От Канзи мы этого уже не увидим, но, возможно, исследователям удастся найти ещё какого-нибудь человекообразного гения, на котором можно будет изучать эволюцию воображения у приматов.
Источник
Только ли у Сатурна есть кольца? Разрушаем еще... »
  • 0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.