На древних фигурках из Египта нашли следы обучения

О том, как оно проходило, рассказывают отпечатки пальцев на терракотах VII–II веков до н.э. из Гераклеона.

В изготовлении греческих и египетских терракотовых статуэток из города Гераклеон в устье Нила участвовали не только мужчины, как считалось ранее, но и женщины, подростки и дети. Не исключено, что это ремесло было семейным, считает аспирантка Оксфордского университета Леони Хофф (Leonie Hoff). К такому выводу она пришла, изучая отпечатки пальцев на фигурках, её статья вышла в Oxford Journal of Archaeology.

На древних фигурках из Египта нашли следы обучения

Город Гераклеон (другое название – Тонис) основали в VIII веке до н.э. В Саисский и Птолемеевский периоды это был крупный порт для торговли с другими странами, в нём жило множество греческих торговцев и ремесленников. После основания Александрии (331 г. до н.э.) значение Гераклеона стало постепенно падать. С конца II в. до н.э. город начал погружаться под воду, но жизнь в нём продолжалась еще довольно долго. Потом город был забыт, его затопленные остатки были обнаружены только в 1990-х годах, и с тех пор их периодически исследуют.

На древних фигурках из Египта нашли следы обучения

Из этих раскопок происходят 60 терракотовых статуэток VII–II веков до н.э., на девяти из них сохранились отпечатки пальцев. Они остались из-за особенностей изготовления: слой влажной глины оттискивали в формах, а получившиеся половинки соединяли, в результате отпечатки могли оставаться на внутренней поверхности фигурки и в месте «стыка».

Автор статьи – аспирантка Оксфордского университета Леони Хофф (Leonie Hoff) – фотографировала отпечатки на терракотах, используя методику RTI (Reflectance Transformation Imaging). В этом случае камеру и объект съёмки закрепляют, но меняют освещение – источник света перемещается вокруг находки, описывая полусферу с постоянным радиусом. Затем снимки сводятся в одно изображение, которое позволяет подробно исследовать поверхность предмета, в том числе, проводить точные измерения. Если отпечаток «заходил» внутрь статуэтки, делались его слепки, которые фотографировались таким же образом. Снимки позволили измерить плотность и ширину эпидермальных гребней (папиллярных линий), а по ним определить пол и возраст: у женщин эти гребни расположены плотнее, а у детей они тоньше.

Судя по отпечаткам, в изготовлении девяти терракот из Гераклеона участвовали 14 людей: мужчин и женщин, подростков и детей. Интересно, как расположены отпечатки, в каких сочетаниях и на каких именно терракотах. Некоторые статуэтки достоверно сделаны в Египте, что понятно по глине и (или) изображению; другие относятся к группе «греческих», среди них точно есть импортные, но какие-то могли быть сделаны и местными мастерами-коропластами. Мужчин и женщин среди них было примерно одинаковое количество, но на «египетских» отпечатки женских пальцев встречаются чаще. Расположение «взрослых» отпечатков на фигурке не зависит от пола, при этом взрослые женщины и мужчины никогда не работали совместно над одной и той же статуэткой из гераклеонской выборки. Вероятно, женщины обладали достаточным опытом, чтобы самостоятельно изготавливать терракоты.

Это особенно заметно, если посмотреть на следы детских пальцев. Они встречаются только со «взрослыми» отпечатками и только на внутренней стороне фигурок. Скорее всего, детям поручали более простые операции – вдавливание глины в формы, а извлечение оттисков из формы, их соединение и доработка, как более ответственные операции, брали на себя взрослые. Наставниками могли быть и женщины, и мужчины. К сожалению, пол детей установить по отпечаткам не удалось, так что неясно, учились ли мальчики у только у мужчин, а девочки – только у женщин. Зато выяснилось, что разница в возрасте между «египетскими» учениками и наставниками была небольшой: не исключено, что «учителями» были подростки, старшие братья или сёстры. Мастера, оставившие следы на «греческих» терракотах, были заметно старше своих подмастерьев.

Не исключено, что разные подходы к обучению и разная роль женщин, – следы разных ремесленных традиций. То, что статуэтки делали и взрослые, и дети, независимо от пола, может говорить о семейном характере ремесла. Впрочем, как отмечает и сам автор, размер выборки очень небольшой. Очевиден и значительный хронологический разброс находок. Так что исследование пока ставит гораздо больше вопросов, чем даёт ответов.

Оставить комментарий

Научный хит. Все самые интересные научные открытия.
2015 — 2024