Может ли человек обрести цифровое бессмертие? Умереть, но не до конца
С давних времен ученые хотели найти философский камень и получить бессмертие. Одна из идей — обрести его в цифровом виде, перенеся сознание человека в компьютер. Эксперты в области философии и информационных технологий рассказали редакции Techinsider.ru, чем такая концепция отличается от вечной жизни в христианстве, как уже сейчас мы создаем цифровые копии и какие еще препятствия стоят на пути к жизни нашего сознания внутри машины.
Традиционное представление о бессмертии в христианстве (как и в других религиях) связано с идеей вечной жизни. Душа как нематериальная, динамическая сущность обретает бессмертие после смерти тела. С другой стороны, цифровое бессмертие фокусируется на сохранении личности или сознания в технологической среде и не предполагает существования души или иной духовной сущности. Так, цифровое бессмертие — это скорее «заморозка» личности в данных, чем продолжение ее жизни в духовном контексте.
«Цифровое бессмертие — это скорее «заморозка» личности в данных, чем продолжение ее жизни в духовном контексте» — Вера Колкутина, кандидат философских наук, доцент кафедры автоматики и телемеханики ПНИПУ
С развитием социальных сетей возникла концепция «бессмертия профиля» личности. Аккаунты пользователей в сетях — это своего рода цифровые двойники, которые «питаются» вниманием в виде реакций и комментариев. Когда страничка забрасывается или ее владелец умирает, она превращается, как бы грубо это ни звучало, в своего рода «цифровой гроб», а в сети растет «цифровое кладбище».
«Результат сканирования мозга надо осознать нашим же мозгом. Поэтому имеет смысл решать частные задачи, не замахиваясь пока на целое» — Даниил Курушин, кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий и автоматизированных систем ПНИПУ
Перспективными являются те модели и методы, которые решают некоторые практические задачи: поиск, перевод, классификацию, написание текстов и принятие решений.
Правовые и социальные барьеры: кто будет контролировать доступ к такой технологии и кто будет отвечать за ее последствия. Присутствует и культурное сопротивление. Для многих людей такие идеи могут противоречить религиозным и философским представлениям о жизни и смерти.
Помните фильм «Субстанция» (2024) режиссера Корали Фаржа? В нем, казалось бы, надежная технология «продления жизни» терпит поражение от «субъективности человека». И именно «субъективность» трудно оцифровать и держать под контролем, чтобы реализовывать модели цифрового прогресса.
Так нужно ли ее преодолевать любым путем?
Согласен ли человек на такое «воскрешение»? Каковы права и ответственность в отношении цифровой копии? Должна ли она обладать правами личности? Как будет решаться вопрос с авторством на воспроизведенные воспоминания и действия? Есть также риск злоупотребления технологиями, когда цифровая копия используется в целях, не соответствующих изначальным намерениям.
«Общаясь с человеком через чат, можно не заметить его подмены искусно написанным ботом. Примеры «прохождения теста Тьюринга» известны с момента появления в 1960-х годах программы Элиза. Суть эксперимента заключалась в том, чтобы человек, разговаривая с машиной и другим человеком, понял кто есть кто. Уже тогда программа умела имитировать живую личность. Сейчас чат-боты стали значительно лучше, и отличить их от человека действительно сложно. Этим могут воспользоваться злоумышленники», — рассказывает эксперт Даниил Курушин.
Цифровое бессмертие способно привести к социальному неравенству. Доступ к технологиям, позволяющим создавать и поддерживать такие копии, вероятно, будет зависеть от экономического и социального статуса.
Это создаст новую форму привилегий, где богатые будут иметь возможность «жить вечно» в цифровой форме, в то время как менее обеспеченные не смогут позволить себе такую услугу. Возникнет вопрос сохранения культуры. Что именно будет «жить вечно», капиталообеспечение или ценностный ряд?
У нашей памяти есть опция — забывать. А что хотят сделать ученые? Не дать забыть. И здесь в психике человека возможен когнитивный конфликт.«Рассмотрим пример. У меня ушла бабушка из жизни. Я прихожу, включаю дома экран какого-то устройства, что хранит данные о ней. Бабушка бегает, печет блины, дает мне советы, спрашивает о делах и даже отвечает мне впопад. Затем я выключаю это — и человека нет. Но мозг воспринимает обратное. Получается, что потеря не прожита, граница жизни и смерти размывается внутри личности. Психическим переживаниям не отведено место в памяти. В кино такие сюжеты выглядят увлекательно, но в жизни вызывают ряд адаптационных вопросов», — объясняет ученый.
Цифровое бессмертие способно изменить восприятие смерти и утраты. Оно смещает акцент с окончательной потери на возможность сохранения присутствия человека в цифровом мире. Это затруднит принятие утраты для близких людей, так как цифровые копии могут поддерживать иллюзию присутствия умершего человека.
«Законы природы работают сами по себе. Парадигму «родился – умер» изменить физически пока нет возможности, а получить психические расстройства при наличии привязанности к цифровой копии ушедшего из жизни человека — да», — добавляет Вера Колкутина.
Но это, например, не касается искусства. Здесь на первом месте — продукт деятельности человека, который бессмертен. Цифра же предлагает нам бессмертие копии физики человека. То есть творения деятелей искусства, науки можно рассматривать как своеобразную «цифровую копию», поскольку в нее автор вкладывает часть себя, своих знаний, интересов, идей. И она безвредна, поскольку не является полной копией человека.
«Я склонен думать, что полупроводниковая жизнь невозможна, так как ее нет в природе. Жизнь на Земле развивается миллиарды лет, у нее были шансы попробовать все. Раз в ходе эволюции получилась белковая жизнь, основанная на ДНК и РНК, значит — это оптимальное решение. По крайней мере, для условий на нашей планете», — добавляет Даниил Курушин. Поэтому цифровое бессмертие, строго говоря, неотличимо от бумажного.
Булгаков, Толстой, Гомер бессмертны, потому что записаны на носителе. Неизвестный нам неандерталец, оставивший орнамент, найденный недавно в Хотылево, тоже. Он задействовал кость мамонта, как Лукьяненко использует интернет. Носители развиваются, но суть одна.
Сейчас реально обучить языковую модель на текстах автора и смоделировать диалог с ним. Это будет в той или иной степени похоже на разговор с живым человеком — но лишь похоже. Истинное бессмертие обретут те, кто разгадает механизм смерти и отменит ее. Однако смерть — относительно новое «изобретение» эволюции.
Ранние одноклеточные организмы были (и остаются) бессмертны. Смерть нужна чтобы быстрее адаптироваться к изменяющейся среде. Какая-нибудь инфузория, выловленная в луже — ровно тот же организм, который жил миллиарды лет назад. Да, она делилась. Но раз мы ее видим, не умерла. Однако осталась одноклеточным. Мы же научились умирать и потому стали разумными двуногими приматами. Правда, теперь умеем приспосабливаться к условиям обитания с помощью технологий. Может, научимся и не умирать физически. Или хотя бы сильно продлим экономически целесообразный возраст…
Древние люди редко жили больше 30 лет. Сейчас медианный возраст в России, по данным ООН, почти 40 лет. Ожидаемая продолжительность жизни — около 80. В силах людей сделать эти показатели еще лучше. Причем не за счет продления «возраста дожития», а именно «вечной молодости».
Что такое цифровое бессмертие
В основе «цифрового бессмертия» лежит создание бессрочной цифровой копии биологического существа, в частности человека. Концепция связана с сохранением данных, отражающих личность (воспоминаний, сознания, предпочтений) в цифровой форме, и использованием их после физической смерти. По словам Веры Колкутиной, кандидата философских наук, доцента кафедры автоматики и телемеханики ПНИПУ, цифровыми копиями личности могут быть аватары, симуляции или копии сознания, которые продолжают взаимодействовать с внешним миром.Традиционное представление о бессмертии в христианстве (как и в других религиях) связано с идеей вечной жизни. Душа как нематериальная, динамическая сущность обретает бессмертие после смерти тела. С другой стороны, цифровое бессмертие фокусируется на сохранении личности или сознания в технологической среде и не предполагает существования души или иной духовной сущности. Так, цифровое бессмертие — это скорее «заморозка» личности в данных, чем продолжение ее жизни в духовном контексте.
«Цифровое бессмертие — это скорее «заморозка» личности в данных, чем продолжение ее жизни в духовном контексте» — Вера Колкутина, кандидат философских наук, доцент кафедры автоматики и телемеханики ПНИПУ
С развитием социальных сетей возникла концепция «бессмертия профиля» личности. Аккаунты пользователей в сетях — это своего рода цифровые двойники, которые «питаются» вниманием в виде реакций и комментариев. Когда страничка забрасывается или ее владелец умирает, она превращается, как бы грубо это ни звучало, в своего рода «цифровой гроб», а в сети растет «цифровое кладбище».
Почему мы до сих пор не оцифровали человеческий мозг
В человеческом мозге почти сто миллиардов нервных клеток, каждая имеет десятки тысяч рецепторов, плюс есть «вспомогательная» ткань. Даже если мы решим, что она неважна (что не так), то надо просканировать, условно, один квадриллион точек. В этом и заключается основная сложность.«Результат сканирования мозга надо осознать нашим же мозгом. Поэтому имеет смысл решать частные задачи, не замахиваясь пока на целое» — Даниил Курушин, кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий и автоматизированных систем ПНИПУ
Технологии, которые позволяют имитировать мышление человека
Человеческое мышление неотделимо от поведения — это одно и то же. Имитация бывает разной, все зависит от цели. Например, есть такое поведение — выполнение арифметических действий. Их компьютер производит хорошо и быстро. Хотя есть примеры, где он справляется медленнее человека. Например, для математика не составит труда выполнить возведение в квадрат всех элементов множества R. Их бесконечно много, но он сделает это мгновенно. Компьютеру потребуются бесконечное время и ресурсы. Разумеется, если выводы, сделанные математиком, заложить в компьютер в виде, например, библиотеки символьных вычислений SymPy (библиотека Python с открытым исходным кодом), то компьютер тоже выполнит такое преобразование. И, скорее всего, быстрее и лучше, чем человек.Перспективными являются те модели и методы, которые решают некоторые практические задачи: поиск, перевод, классификацию, написание текстов и принятие решений.
Можно ли сейчас говорить о «сознании» искусственного интеллекта
Пока нет. Достаточно найти и прочитать инструкцию по развертыванию той или иной «интеллектуальной» программы, чтобы понять, что никаким сознанием там и не пахнет. Это алгоритм, призванный решать какие-либо прикладные задачи. С другой стороны, человек склонен одушевлять неодушевленное, это в нас говорит еще первобытное представление о сути вещей. Кто не обращался вслух к смартфону, к автомобилю, к погоде? Разумеется, эти объекты сознанием не обладают. Но нам так кажется. И в этом смысле «сознанием» обладает и простейшая программа. Нам так удобно про нее думать.Препятствия на пути к цифровому бессмертию
Технические сложности — в картографировании и моделировании человеческого мозга. Современные технологии еще далеки от полного понимания всех аспектов работы мозга. Также имеют место быть этические вопросы о том, насколько вообще допустимо вмешательство в человеческое сознание и воссоздание его в цифровой форме.Правовые и социальные барьеры: кто будет контролировать доступ к такой технологии и кто будет отвечать за ее последствия. Присутствует и культурное сопротивление. Для многих людей такие идеи могут противоречить религиозным и философским представлениям о жизни и смерти.
Помните фильм «Субстанция» (2024) режиссера Корали Фаржа? В нем, казалось бы, надежная технология «продления жизни» терпит поражение от «субъективности человека». И именно «субъективность» трудно оцифровать и держать под контролем, чтобы реализовывать модели цифрового прогресса.
Так нужно ли ее преодолевать любым путем?
Вызовы после цифрового бессмертия
Каждый из нас уникален. Природа заложила биоразнообразие как залог прогресса и предохранение от «самовырождения». Создание цифровых копий сознания ставит под сомнение уникальность личности, если получится воспроизвести или клонировать сознание. Это также вызывает вопрос о том, сохраняется ли оригинальная личность или создается нечто новое. Цифровая копия может «жить» самостоятельно, что изменит саму концепцию того, что значит быть человеком.Этические вопросы
Рисков, связанных с цифровым бессмертием, много. Прежде всего, безопасность данных. Ведь оцифрованную личность возможно несанкционированно копировать, блокировать, уничтожить или же модифицировать заложенную в нее информацию.Согласен ли человек на такое «воскрешение»? Каковы права и ответственность в отношении цифровой копии? Должна ли она обладать правами личности? Как будет решаться вопрос с авторством на воспроизведенные воспоминания и действия? Есть также риск злоупотребления технологиями, когда цифровая копия используется в целях, не соответствующих изначальным намерениям.
«Общаясь с человеком через чат, можно не заметить его подмены искусно написанным ботом. Примеры «прохождения теста Тьюринга» известны с момента появления в 1960-х годах программы Элиза. Суть эксперимента заключалась в том, чтобы человек, разговаривая с машиной и другим человеком, понял кто есть кто. Уже тогда программа умела имитировать живую личность. Сейчас чат-боты стали значительно лучше, и отличить их от человека действительно сложно. Этим могут воспользоваться злоумышленники», — рассказывает эксперт Даниил Курушин.
Цифровое бессмертие способно привести к социальному неравенству. Доступ к технологиям, позволяющим создавать и поддерживать такие копии, вероятно, будет зависеть от экономического и социального статуса.
Это создаст новую форму привилегий, где богатые будут иметь возможность «жить вечно» в цифровой форме, в то время как менее обеспеченные не смогут позволить себе такую услугу. Возникнет вопрос сохранения культуры. Что именно будет «жить вечно», капиталообеспечение или ценностный ряд?
Как изменится восприятие смерти
Память и личный опыт — это «фундамент» личности. Но при создании цифровых копий возникает вопрос: «Насколько точно получится передать опыт и память?». Технически можно сохранить огромное количество данных, но воспоминания человека — это не просто информация, она подвержена изменениям, переосмыслению, что трудно передать цифровой системе.У нашей памяти есть опция — забывать. А что хотят сделать ученые? Не дать забыть. И здесь в психике человека возможен когнитивный конфликт.«Рассмотрим пример. У меня ушла бабушка из жизни. Я прихожу, включаю дома экран какого-то устройства, что хранит данные о ней. Бабушка бегает, печет блины, дает мне советы, спрашивает о делах и даже отвечает мне впопад. Затем я выключаю это — и человека нет. Но мозг воспринимает обратное. Получается, что потеря не прожита, граница жизни и смерти размывается внутри личности. Психическим переживаниям не отведено место в памяти. В кино такие сюжеты выглядят увлекательно, но в жизни вызывают ряд адаптационных вопросов», — объясняет ученый.
Цифровое бессмертие способно изменить восприятие смерти и утраты. Оно смещает акцент с окончательной потери на возможность сохранения присутствия человека в цифровом мире. Это затруднит принятие утраты для близких людей, так как цифровые копии могут поддерживать иллюзию присутствия умершего человека.
«Законы природы работают сами по себе. Парадигму «родился – умер» изменить физически пока нет возможности, а получить психические расстройства при наличии привязанности к цифровой копии ушедшего из жизни человека — да», — добавляет Вера Колкутина.
Но это, например, не касается искусства. Здесь на первом месте — продукт деятельности человека, который бессмертен. Цифра же предлагает нам бессмертие копии физики человека. То есть творения деятелей искусства, науки можно рассматривать как своеобразную «цифровую копию», поскольку в нее автор вкладывает часть себя, своих знаний, интересов, идей. И она безвредна, поскольку не является полной копией человека.
«Я склонен думать, что полупроводниковая жизнь невозможна, так как ее нет в природе. Жизнь на Земле развивается миллиарды лет, у нее были шансы попробовать все. Раз в ходе эволюции получилась белковая жизнь, основанная на ДНК и РНК, значит — это оптимальное решение. По крайней мере, для условий на нашей планете», — добавляет Даниил Курушин. Поэтому цифровое бессмертие, строго говоря, неотличимо от бумажного.
Булгаков, Толстой, Гомер бессмертны, потому что записаны на носителе. Неизвестный нам неандерталец, оставивший орнамент, найденный недавно в Хотылево, тоже. Он задействовал кость мамонта, как Лукьяненко использует интернет. Носители развиваются, но суть одна.
Сейчас реально обучить языковую модель на текстах автора и смоделировать диалог с ним. Это будет в той или иной степени похоже на разговор с живым человеком — но лишь похоже. Истинное бессмертие обретут те, кто разгадает механизм смерти и отменит ее. Однако смерть — относительно новое «изобретение» эволюции.
Ранние одноклеточные организмы были (и остаются) бессмертны. Смерть нужна чтобы быстрее адаптироваться к изменяющейся среде. Какая-нибудь инфузория, выловленная в луже — ровно тот же организм, который жил миллиарды лет назад. Да, она делилась. Но раз мы ее видим, не умерла. Однако осталась одноклеточным. Мы же научились умирать и потому стали разумными двуногими приматами. Правда, теперь умеем приспосабливаться к условиям обитания с помощью технологий. Может, научимся и не умирать физически. Или хотя бы сильно продлим экономически целесообразный возраст…
Древние люди редко жили больше 30 лет. Сейчас медианный возраст в России, по данным ООН, почти 40 лет. Ожидаемая продолжительность жизни — около 80. В силах людей сделать эти показатели еще лучше. Причем не за счет продления «возраста дожития», а именно «вечной молодости».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
А люди с какими качествами достойны существенного продления их индивидуальной жизни и даже «воскрешения из мёртвых»?
Наверное, даже наверняка будущему совершенному обществу не нужны будут примитивы воры, насильники, грабители и разбойники; варвары колониальных захватчиков, поработителей и эксплуататоров; мракобесов измышления небылиц и мошеннических схем; диктаторы абсолютизма социалистически-капиталистических догм, бюрократизма и религии веры-поклонения сверхценным волшебным посредническим мошенническим денежным фантика; либералов тоталитаризма толерантности и плюрализма позволения и потакания несексуальным и ЛГБТ сексуальным извращениям и преступлениям; маньяков игроманов, алкоголиков-табакокурильщиков-наркоманов, вандалов, садистов, убийц и террористов; деградантов сумасшедших галлюцинациями и бредом…
- ↓
0
Небытие-безвременье/бытие-время. Это на квантовых масштабах объёма пространства полупроводник реальности-вселенной. Из небытия во время-бытие рождаются новые элементарные отдельности не нулевой плотности объёма пространства вакуума. И обратно в ничто безвременья не уходят никогда. В половине от величины этого прироста порциями по 4 кубометра объёма пространства вакуума сжимаются в нуклонной плотности объём пространства по приблизительно 10^-46 кубометров новых атомных единицы массы вещества нейтрона или прота и электрона. И далее течёт эволюция вещества вплоть до вербально мыслящего живого существа.
Абсолютное личное бессмертие, конечно, невозможно. Но продлить продуктивную здоровую индивидуальную жизнь в сотни-тысячи… раз вполне возможно.
- ↓
0
В половине от величины этого прироста порциями по 4 кубометра объёма пространства вакуума сжимаются в нуклонной плотности объём пространства по приблизительно 10^-46 кубометров новых атомных единицы массы вещества нейтрона или протона и электрона. И далее течёт эволюция вещества ядерными реакциями захвата ядрами атомов разных изотопов разных элементов нейтрона, или протона, или электрона, и обратный процесс испускания нейтрона, или протона, или альфа частицы, или электрона, или позитрона, или разделения ядра атома на два дочерних ядра атома, вплоть до вербально мыслящего живого существа. Абсолютное личное бессмертие, конечно, невозможно. Но продлить продуктивную здоровую индивидуальную жизнь в сотни-тысячи… раз вполне возможно.
И законы природы не препятствуют считыванию личностной информации надолго сохраняющихся и распространяющихся по вселенной на потоках элементарных отдельностях вакуума, электростатики, магнетизма, электромагнетизма эфира вакуума. И по этой информации синтезировать новый молодой совершенный организм для конкретного достойного того человека.
- ↑
- ↓
-1
То, что мир Иллюзия буддисты знали уже 5 000 лет назад. Так что УЖЕ виртуально всё для нас. Я сталкивался с этим не однажды и уже не удивляюсь. Был в первой сотне подписчиков канала о ЭМ в VK. Которых уже 2 000. А ФАКТОВ о реинкарнации уже более 1 000 в сети. С адресами и фамилиями. Прозреваем? А игры в ИИ просто игры. Тот же ЭМ никак не исследуется. А он УЖЕ есть! Удачи!..
- ↓