5 фактов о чуме, от которых кровь стынет в жилах

Рассказываем правду о методах средневековых докторов и использовании болезней в качестве оружия.

1. Чума была не только в Средневековье




Юстинианова чума. Йос Лиферинкс, между 1497 и 1499 г.

Так уж сложилось, что слово «чума» обычно ассоциируется с мрачным и немытым Средневековьем. Именно тогда, между 1346 и 1353 годами, по Европе прокатилась волна болезни, названной впоследствии «чёрной смертью». Но мало кто вспоминает, что эта эпидемия была не первой и не единственной.
Историки выделяют три чумные волны. Первая пандемия зародилась в Центральной Азии в середине VI века — судя по всему, на территории нынешнего Кыргызстана.
Эпидемия достигла Константино­поля, столицы Визан­тийской империи, при импера­торе Юсти­ниане I — в честь него она и была названа «юстиниановой чумой». Зараза бушевала до сере­дины VIII века и убила от 15 до 100 миллионов человек, что эквивалентно 25–60% населения Европы тех времён. Точные цифры, правда, установить нереально — давно это было, сами понимаете.

Вторая волна — это уже знаменитая средневековая «чёрная смерть». В 1348–1352 годах она прошлась по всей Европе, достигнув даже Англии, Скандинавии и России. Бубонная чума выкосила, по разным оценкам, от трети до половины населения Европы — то есть от 75 до 200 миллионов человек.
И наконец, третья пандемия случилась уже в XIX веке. Она опять зародилась в Центральном и Юго‑Восточном Китае, но перекинулась с торговыми кораблями в Гонконг, Бомбей, Египет, Австралию, Парагвай, Венесуэлу и Перу, в Россию, США, Бразилию, Боливию, Кубу и другие страны. Число погибших по всему миру оценивается в 15 миллионов — куда меньше, чем в Средневековье, но всё равно цифра внушает трепет.
И по сей день чума остаётся неуничтоженной. Во всем мире от неё ежегодно умирает порядка 200 человек, в основном — в бедных странах вроде Мадагаскара, Конго и Перу.
Но и в более близкой Монголии чума хорошо себя чувствует. В основном ею страдают разные мелкие грызуны вроде землероек, сурков и сусликов, а также некоторые местные жители, которые их разделывают и едят.
В России естественные очаги чумы находятся в Сибири, Туве, на Урале, Северном Кавказе и Алтае.

2. Монголы использовали чуму как биологическое оружие




Монголы осаждают Самарканд, иллюстрация из Джами ат‑Тавариха Рашид ад‑Дина

Долгое время учёные были вообще не вполне уверены, откуда взялась чума в средневековой Европе. Но современные исследования показали, что вторая волна болезни, вызываемой бактерией Yersinia pestis, проявилась в Монголии в 1320 году. С кочевыми племенами она пришла в Китай и Индию, а оттуда уже вместе с торговыми караванами Великого Шёлкового пути отправилась гулять по континенту.
В 1347 году кыпчакский хан Джанибек осаждал генуэзский торговый порт Каффа в Крыму. Сейчас это место носит знакомое название Феодосия. И вроде бы осада шла вполне неплохо, как вдруг в лагере хана вспыхнула эпидемия чумы.
Значительная часть личного состава перешла в разряд небоеспособных по причине неудовлетворительного состояния здоровья, характеризующегося полной потерей жизнедеятельности.
В общем, санитарных потерь у Джанибека было столько, что его войско банально рассыпалось. Хан махнул рукой и отступил от стен Каффы, предварительно закинув катапультами туда десяток‑другой заражённых чумой трупов. Чтобы генуэзцам тоже скучно не было.
Именно из Каффы торговые корабли разнесли заразу по всему Средиземноморью, откуда она распространилась вглубь Европы.

3. Причинами чумы называли схождение планет, грехи и происки прокажённых




Жители Турне хоронят жертв чумы. Миниатюра из рукописи XIV века Antiquitates Flandriae

Сейчас хорошо известно, как работает чума. Бактерию Yersinia pestis переносят блохи, обитающие на грызунах, например крысах или сурках. Чумная палочка вызывает образование особой биоплёнки в кишечнике насекомых, в результате чего те теряют возможность испражняться. Бедная блоха кусает какую‑нибудь крысу, не может усвоить кровь и срыгивает её обратно в рану. Но уже вместе с чумной палочкой.
Однако в Средневековье микроскопы ещё не изобрели, поэтому в подробности жизнедеятельности всех этих существ не вдавались. И лучшие умы того времени причинами чумы столь прозаичные вещи не считали — они всё больше смотрели наверх, в небеса.
Так, по мнению учёных XIV века из Парижского университета, эпидемия «чёрной смерти» была вызвана «тройным схождением Сатурна, Юпитера и Марса в 40‑м градусе Водолея 20 марта 1345 года». Астрология в Средние века была важным разделом медицины. Ведь звёзды и планеты оказывают непосредственное влияние на судьбы людей, в том числе на их болезни, правда?
Считалось, что три оказавшихся слишком близко небесных тела породили миазмы — ядовитые испарения воздуха, которые, спустившись на землю, и вызвали чуму.
Другие учёные полагали, что болезнь на землю принесло с кометами, которые в Средневековье почитались предвестниками беды. С 1300 года в Европе как раз замечали шесть этих небесных тел, в том числе — знаменитую комету Галлея.
Подобная теория долгое время была доминирующей в медицине и объясняла появление не только чумы, но и вообще всех болезней. Они‑де брались просто от плохого воздуха и вони. И правда, в чумном бараке атмосфера на самом деле какая‑то нездоровая и запахи неприятные. А значит, чуму вызывают запахи. Логично? Логично.
Поэтому многие жители средневековой Европы пришли к выводу, что надо пореже открывать окна, чтобы не нанесло с улицы миазмов. А ещё — улучшать запах воздуха в доме с помощью духов, цветов и пахучих растений вроде чеснока.
Священнослужители же и богословы категорично заявляли, что болезни посылает Господь за грехи, поэтому для избавления от поветрия надо молиться, поститься и слушать проповеди.
При этом мыться и выводить блох и вшей Церковь не рекомендовала: общественные бани почитались источником разврата, и «в тёплой воде у добрых христиан рождались нечистые мысли». А блохи вообще считались «жемчужинами Божьими» и признаком святости, ведь они «причащались христианской крови».



Сожжение евреев на костре в 1349 году. Миниатюра из рукописи XIV века Antiquitates Flandriae

В пример верующим приводили святого Бенедикта, который заявлял: «Тем, кто здоров, и особенно молодым, купаться следует редко». А также святую Агнессу Римскую, которая умерла, так ни разу и не искупавшись, чтобы не смыть святую воду с крещения.
Некоторые верующие, принявшие призывы каяться и молиться слишком близко к сердцу, организовали в середине XIII–XIV веков секту флагеллантов, то есть бичующихся. Особенно популярна она была в Швейцарии и Германии.
Эти странные ребята путешествовали из города в город, избивая себя и других плетьми до крови. С помощью аскезы и умерщвления плоти они стремились умилостивить Господа и остановить эпидемию. Но, к сожалению, добивались только её распространения, потому что носили на себе блох. В частности, именно флагелланты заразили чумой Страсбург, до той поры не затронутый ею.
И, наконец, разносчиками чумы средневековые европейцы считали евреев, которые якобы отравляли колодцы из ненависти к добрым христианам, и прокажённых, распространявших заразу по приказу дьявола.
Это приводило к многочисленным погромам и в еврейских кварталах, и в лепрозориях. Впрочем, как вы понимаете, расправы эти болезнь не останавливали.

4. Чумные доктора били пациентов тростями и принимали завещания



Чумной доктор, гравюра Герхарда Альценбаха 1656 г.

«Чёрная смерть» сейчас ассоциируется и с чумными докторами — колоритными ребятами в чёрных плащах, шляпах и масках с клювами, делающими их похожими на птиц. В современной культуре их считают то злодеями, ставившими над пациентами бесчеловечные эксперименты, то, наоборот, первыми героями медицины, стремившимися исцелить больных, несмотря на несовершенство науки и препоны церкви.
В действительности же образ врача в характерной маске и плаще появился только на излёте Средневековья. До этого доктора наряжались кто во что горазд.
Лишь в 1619 году врач короля Франции Людовика XIII Шарль де Л’Орм изобрёл одежду из марокканской козьей кожи: сапоги, бриджи, длинное пальто, шляпа и перчатки по образцу солдатского брезентового халата, который закрывал тело от шеи до лодыжек.
Лицо врачам предлагалось закрывать маской с клювом, в который вкладывались сушёные розы, гвоздика, лаванда, мята, ягоды можжевельника, мирра и прочие ароматизаторы. Считалось, что приятные запахи защищают от чумы, переносящейся с миазмами.
Отчасти костюм и правда был полезен, но не из‑за роз в клюве, а потому что был покрыт жиром, воском и ароматными духами, которые мешали блохам ползать по доктору. Эдакий первый в истории комбинезон химзащиты.
Блох с чумой, правда, врачи не связывали, а жиром мазались, чтобы с них не сдирали одежду буйные пациенты. Так что защитные свойства костюм приобрёл случайно. Правда, лёгочная форма чумы разносилась по воздуху без всяких запахов, и ароматные травы докторов не спасали никак — смертность среди них всё равно была высокой.
Кроме жира на скользком костюме, поддерживать социальную дистанцию с пациентами врачам помогала тяжёлая трость.
Вообще, чумные доктора в большинстве случаев были только подмастерьями хирургов, стажёрами, начинавшими карьеру, а иногда и вовсе пришедшими с улицы людьми.
Поэтому нередко они даже не пытались лечить больных, а вместо этого вывозили и хоронили трупы, регистрировали погибших и инфицированных для статистики, а также принимали последнюю волю умирающего и заверяли завещания. Кстати, никто при этом не запрещал обирать пациентов и вымогать у них деньги.
Чумные врачи пускали больным кровь и ставили пиявок, которые, естественно, были не особенно эффективны. Кроме того, они втирали человеческие фекалии в бубоны (воспалённые чумой лимфатические узлы) и давали курам клевать наросты на телах больных, считая, что птица может «высосать» болезнь.



«Триумф смерти» Питера Брейгеля‑Старшего отражает социальные потрясения и ужас, последовавшие за чумой, опустошившей средневековую Европу

Но некоторые доктора были настоящими хирургами и действительно помогали больным. К примеру, французский врач Ги де Шолиак как‑то заразился чумой. Он не растерялся и отправился на самоизоляцию. А сидя взаперти, сам себе вскрывал бубоны и прижигал их.
Боль была, конечно, дикая, но де Шолиак вылечился и впоследствии исцелил ещё немало людей таким же методом. Вскрытие и прижигание бубонов помогало не всегда, но работало лучше, чем пиявки.

5. Чума в конце концов принесла пользу человечеству



Фрагмент картины Ван Эйка «Мадонна каноника ван дер Пале», 1436 г. Муниципальная художественная галерея, Брюгге

Может показаться безумием, что такая трагедия, как эпидемия «чёрной смерти», могла иметь и положительные последствия. Однако современные историки полагают, что в конечном счёте мор поспособствовал развитию человеческой цивилизации, так как именно благодаря чуме началась эпоха Ренессанса, или Возрождения.
Потрясения, вызванные в европейском обществе страшной болезнью, заставили людей больше размышлять о своей жизни на земле и получении удовольствий от неё, а не о духовности и загробном воздаянии в раю. Именно благодаря ослаблению религиозной морали и позиций Церкви эпоха Ренессанса отметилась выдающимися успехами в искусстве и культуре.
Попробовал бы Микеланджело изваять голого Давида в XIII веке — ему явно не поздоровилось бы.
Кроме того, необходимость поиска лекарства от чумы сподвигла учёные умы той эпохи отвлечься от богословия и заняться более практичными делами вроде химии и биологии. И пусть панацеи не изобрели, зато придумали новые виды пороха и лекарств, а также ловушки для крыс, дистилляционные аппараты, очки, хронометры и прочие полезные штуковины.
А ещё средневековая чума положила конец эпохе феодализма, так как из‑за сокращения количества крестьянской рабочей силы выросла стоимость труда. Освободилось много земель, отведённых ранее под сельскохозяйственные угодья. Их отдали под пастбища, и в итоге даже бедные слои населения получили возможность потреблять мясо и молоко, которые ранее были доступны только богачам.
« 7 загадочных экспонатов Эрмитажа
10 всем известных изобретений, созданных... »
  • +25

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+3
(b) Мне, с моим аватаром, просто необходимо засвидетельствовать почтение автору этого оч. интересного поста! ;)