5 безумных древних новогодних традиций, которые бытовали в разных странах
Египтяне пытались умилостивить богиню мести, китайцы пугали страшного дракона, а жители Вавилона просто избивали своего царя.
Львы и цветы на воротах Иштар из Вавилона в берлинском музее Пергамон
Жители Вавилона, а также Шумера, Аккада и Ассирии некогда отмечали Новый год осенью, но позже праздник перенесли на весну. В Вавилоне второго тысячелетия до нашей эры Акиту начинали праздновать в первый день месяца нисана (март‑апрель) и веселились 11 дней подряд — такие вот Новогодние каникулы.
Непонятно, правда, что именно означает слово «Акиту». Но оно точно не имеет отношения к японским собакам.
Акиту был связан с одним интересным ритуалом. Статую Мардука — высшего божества в вавилонском пантеоне — забирали из главного храма и на время праздника отвозили на корабле в «дом Акиту». Это храм, располагавшийся за городскими стенами. Видимо, даже богу полезно иногда выбраться за город.
Cтатуя бога Набу, сына Мардука, найденная в городе Калху. Изваяний самого Мардука пока не обнаружено, он сохранился лишь на барельефах
Во главе процессии шёл вавилонский царь. Когда статую доставляли на место, верховный жрец избивал монарха плетью, таскал за уши и отвешивал пощёчины. Считалось, что, если при этом царь не смог удержаться от криков и слёз, год будет счастливым.
Если же жрец не слишком усердствовал и глава государства не пострадал — значит, его правление заканчивалось. Потому что бог Мардук не любит гордецов и людей с высоким болевым порогом.
Для простого же народа праздник был более радостным. Он открывал сезон сеяния и пахотных работ, а также был связан с традицией выезжать за город, осматривать свои угодья и веселиться на свежем воздухе.
Изображение Аментет и Ра в гробнице QV66 царицы Нефертари Меренмут
Упет‑Ренпет — это первый месяц года в календаре древних египтян. Его праздновали, когда Сириус — самая яркая звезда ночного неба — впервые восходила над Нилом после 70‑дневного периода, во время которого была не видна. Речь идёт о середине июля — тогда же разливается и река. И именно в это время у египтян начинается сельскохозяйственный сезон.
Упет‑Ренпет — праздник плодородия, и переводится это слово буквально как «открывание года».
Египтяне отмечали Упет‑Ренпет грандиозным фестивалем, во время которого полагалось пить очень много пива. Это связано с одним древним мифом.
Как‑то раз бог солнца Ра встал не с той ноги и решил ни много ни мало истребить человечество. Просто люди стали морально распущенными, перестали его слушаться, и понадобилось их наказать.
Ра отправил заняться этим свою дочь, богиню войны и мести по имени Сехмет. Вряд ли кто‑то допустит мысль, что особа, способная дыханием создавать пустыни, не справится с каким‑то там человечеством. Сехмет превратилась в огромную львицу и стала уничтожать людей в таких количествах, что на следующие сутки после первой её атаки выжившие начали умирать уже оттого, что буквально тонули в крови своих собратьев, умерщвлённых накануне.
Барельеф Сехмет в храме в Ком‑Омбо
Увидев побоище, устроенное дочерью, Ра решил, что немного погорячился, и попросил её перестать. Сехмет, отличавшаяся агрессивным характером, не послушалась. Ра понял, что просто так он с ней не справится. По совету бога мудрости Тота он предложил дочери передохнуть немного от убийств и хлебнуть холодненького.
Ра подливал ей красное пиво, напоминавшее столь любимую богиней кровь, до тех пор, пока Сехмет не выпила несколько тысяч кувшинов. Опьянев и потеряв способность сохранять вертикальное положение, Сехмет сказала оставшимся в живых людям: «Так и быть, убирайтесь отсюда. Всех прощаю», — и уснула.
Так человечество было спасено и у него появился ещё один повод благодарить мудрого и милосердного Ра. С тех пор в честь этого события древние египтяне проводили фестиваль Упет‑Ренпет, сопровождая его танцами, музыкой, оргиями и, конечно, обильными возлияниями. И дарили друг другу амулеты с головой львицы и начертанными на папирусе заклинаниями, чтобы уговорить мстительную Сехмет не устраивать в новом году её обычных пакостей. Например, не насылать чуму.
Празднование китайского Нового года в Малайзии
Чуньцзе, Праздник Весны, или китайский Новый год, — один из древнейших праздников, который отмечается до сих пор. Предполагается, что он появился более 3 000 лет назад, во времена династии Шан.
Китайский Новый год всегда отмечают очень, очень громко. Жители страны запускают фейерверки, жгут благовония, бьют в гонги — в общем, производят как можно больше шума. У этой традиции есть вполне конкретное, хотя и мифическое обоснование.
Когда‑то в Китае жил свирепый кровожадный дракон по имени Нянь (китайское слово 年, означает «год»). Ежегодно он облетал все местные деревни, пожирая скот, зерно и прочие вкусности. В особенности детей. Жители Китая раскладывали за порогами домов подношения дракону, чтобы задобрить его.
Помогало, видимо, не очень, потому что жрать детей Нянь не переставал.
Но как‑то раз в одной деревне появился некий странный старик, который сказал: «Хватит это терпеть!» — и пообещал сельчанам, что уладит вопрос с чудовищем. Местные жители, естественно, посчитали его ненормальным, потому что целый дракон длиной в несколько километров выглядит внушительнее, чем какой‑то дед. Но старик зажёг фонари, запалил петарды, начал бить в гонг, и когда Нянь прилетел, то оказался так ошарашен шумом, что решил сбежать от греха подальше.
Через некоторое время Нянь проголодался и рискнул вернуться в деревню. Пожилой освободитель снова встретил его фейерверками, но на этот раз дракона запугать не удалось. Нянь уже собирался проглотить старика, но тот попросил позволить ему сначала раздеться, ведь есть людей вместе с тряпками невкусно. Дракон согласился, и старик снял одежду, под которой обнаружилось красное нижнее бельё.
Танцующие с драконом в Тайване
У Няня имелось слабое место — хроматофобия. Дракон ненавидел красный цвет. С криком он улетел. А его противник научил жителей Китая жечь красные фонари и фейерверки, бить в гонги и носить красные плащи, чтобы отпугивать Няня впредь. Старика звали Хунцзюнь Лаозу, он был легендарным мифическим даосским монахом.
Носил Хунцзюнь, естественно, не кружевной комплект Victoria’s Secret, а китайские шорты дуби‑кун. Просто красные.
Именно из‑за этой истории китайский Новый год — это праздник всех оттенков красного. Люди украшают дома красными фонарями, дарят близким красные бумажные конверты с пожеланиями и деньгами, заклеивают окна красной тканью, пишут на красной бумаге поздравления и носят красную одежду. Работает это и до сих пор: хоть фигур Няня, приводимых в действие танцорами, на праздничных улицах и полно, того самого дракона больше никогда не видели.
Гадание с подбрасыванием яблок на Самайн. Рисунок Даниэля Маклиза, 1833 год
Самайн (Samhain) — праздник древних кельтов, ознаменовывавший время окончания уборки урожая и начало тёмной половины года, когда холодно и страшно. Его справляли в ночь с 31 октября на 1 ноября. От этого праздника, как вы поняли, столетия спустя произошёл Хеллоуин.
Самайн начали отмечать ещё в эпоху неолита, и он был связан с кострами и жертвоприношениями. Строго говоря, историки до сих пор спорят, считать ли его кельтским Новым годом, потому что за таковой могли также сойти Имболк (1 февраля), Белтейн (1 мая) или Лугнасад (1 августа). Но, скорее всего, Самайн был самым значимым из них.
В эту ночь по земле бродили как духи предков, так и всякая нечисть. Первых следовало накормить за праздничным столом, а вторых нужно было отпугивать железом и солью. Иначе и те и другие сделают вам очень плохо. В это время также было принято проводить ритуалы для успокоения мёртвых и рассказывать на ночь легенды о предках, чтобы те понимали, что их не забыли. А также проводить различные гадания, ведь духи могут помочь заглянуть в будущее.
Кельты в ночь на 1 ноября старались нарядиться как можно страшнее. Как минимум вывернуть одежду наизнанку. Если повезёт, покойники примут за своего и не обидят.
Ряженые собирались толпой, брали с собой конский череп на палке и ходили с ним по деревням. Обряд назывался «Серая лошадь». Те, к кому приходила эта лошадь, должны были накормить и её, и тех, кто её ведёт.
Типичное украшение кельтского Нового года
Иначе ряженые начинали оскорблять хозяев дома, причём в стихах, а те должны были отвечать им так же. Ходившие с лошадью юноши надевали женскую одежду, а девушки — мужскую.
А вот вырезать знаменитый тыквенный «светильник Джека» — не такая уж и древняя традиция. Первые подобные фонари и маски начали делать из репы, брюквы или кормовой свёклы только в XIX веке.
«Сатурналии». Картина Антуана‑Франсуа Калле, 1783 год
Долгое время древние римляне отмечали Новый год 1 марта. Однако пришедший к власти Юлий Цезарь ввёл свой, юлианский календарь, в котором отсчёт дней стартовал с 1 января. Праздновать начинали аж 17 декабря, чтобы не мучить себя томительным ожиданием. Торжества с 17‑го по 23‑е число назывались Сатурналиями — в честь бога Сатурна, покровителя земледелия. В это время все фермерские работы подходили к завершению и люди отдыхали.
На Сатурналии римляне обменивались подарками, пили и веселились. Среди презентов были копилки, гребни, зубочистки, шапки, охотничьи ножи, топоры, различные лампы, шары, духи, трубки, живые свиньи, колбаса, попугаи, столы, чашки, ложки, предметы одежды, статуэтки, маски и книги. Богачи могли раздавать рабов или экзотических животных, например львов. Хорошим тоном считалось не только сделать подарок, но и приложить к нему собственное короткое стихотворение.
Знаменитый поэт Катулл как‑то получил сборник плохих стихов «худшего поэта всех времён» от друга — такие вот у римлян шутки.
Азартные игры, которые не одобрялись в обычное время, на Сатурналиях были позволены. Также празднующие выбирали Короля и Королеву торжества из числа гостей с помощью жребия — и их приказы вроде «Бросить этого в холодную воду!» или «Разденься догола и пой!» должны были исполняться беспрекословно.
«Янус и мойры» Луки Джордано, 1682—1685 годы. Фрагмент из Палаццо Медичи‑Риккарди
После Сатурналий, 1 января, праздновали день двуликого бога Януса, когда все пожелания, по мнению римлян, сбывались. Люди дарили друг другу инжир и мёд и обменивались добрыми напутствиями. А в храм Янусу несли сладости и деньги, чтобы задобрить его, так как он покровительствовал в новых начинаниях.
Но выходным этот день не был. Римляне утверждали, что хотя бы немного поработать нужно, поскольку безделье считалось плохим предзнаменованием на всю оставшуюся часть года.
1. Акиту
Львы и цветы на воротах Иштар из Вавилона в берлинском музее Пергамон
Жители Вавилона, а также Шумера, Аккада и Ассирии некогда отмечали Новый год осенью, но позже праздник перенесли на весну. В Вавилоне второго тысячелетия до нашей эры Акиту начинали праздновать в первый день месяца нисана (март‑апрель) и веселились 11 дней подряд — такие вот Новогодние каникулы.
Непонятно, правда, что именно означает слово «Акиту». Но оно точно не имеет отношения к японским собакам.
Акиту был связан с одним интересным ритуалом. Статую Мардука — высшего божества в вавилонском пантеоне — забирали из главного храма и на время праздника отвозили на корабле в «дом Акиту». Это храм, располагавшийся за городскими стенами. Видимо, даже богу полезно иногда выбраться за город.
Cтатуя бога Набу, сына Мардука, найденная в городе Калху. Изваяний самого Мардука пока не обнаружено, он сохранился лишь на барельефах
Во главе процессии шёл вавилонский царь. Когда статую доставляли на место, верховный жрец избивал монарха плетью, таскал за уши и отвешивал пощёчины. Считалось, что, если при этом царь не смог удержаться от криков и слёз, год будет счастливым.
Если же жрец не слишком усердствовал и глава государства не пострадал — значит, его правление заканчивалось. Потому что бог Мардук не любит гордецов и людей с высоким болевым порогом.
Для простого же народа праздник был более радостным. Он открывал сезон сеяния и пахотных работ, а также был связан с традицией выезжать за город, осматривать свои угодья и веселиться на свежем воздухе.
2. Упет‑Ренпет
Изображение Аментет и Ра в гробнице QV66 царицы Нефертари Меренмут
Упет‑Ренпет — это первый месяц года в календаре древних египтян. Его праздновали, когда Сириус — самая яркая звезда ночного неба — впервые восходила над Нилом после 70‑дневного периода, во время которого была не видна. Речь идёт о середине июля — тогда же разливается и река. И именно в это время у египтян начинается сельскохозяйственный сезон.
Упет‑Ренпет — праздник плодородия, и переводится это слово буквально как «открывание года».
Египтяне отмечали Упет‑Ренпет грандиозным фестивалем, во время которого полагалось пить очень много пива. Это связано с одним древним мифом.
Как‑то раз бог солнца Ра встал не с той ноги и решил ни много ни мало истребить человечество. Просто люди стали морально распущенными, перестали его слушаться, и понадобилось их наказать.
Ра отправил заняться этим свою дочь, богиню войны и мести по имени Сехмет. Вряд ли кто‑то допустит мысль, что особа, способная дыханием создавать пустыни, не справится с каким‑то там человечеством. Сехмет превратилась в огромную львицу и стала уничтожать людей в таких количествах, что на следующие сутки после первой её атаки выжившие начали умирать уже оттого, что буквально тонули в крови своих собратьев, умерщвлённых накануне.
Барельеф Сехмет в храме в Ком‑Омбо
Увидев побоище, устроенное дочерью, Ра решил, что немного погорячился, и попросил её перестать. Сехмет, отличавшаяся агрессивным характером, не послушалась. Ра понял, что просто так он с ней не справится. По совету бога мудрости Тота он предложил дочери передохнуть немного от убийств и хлебнуть холодненького.
Ра подливал ей красное пиво, напоминавшее столь любимую богиней кровь, до тех пор, пока Сехмет не выпила несколько тысяч кувшинов. Опьянев и потеряв способность сохранять вертикальное положение, Сехмет сказала оставшимся в живых людям: «Так и быть, убирайтесь отсюда. Всех прощаю», — и уснула.
Так человечество было спасено и у него появился ещё один повод благодарить мудрого и милосердного Ра. С тех пор в честь этого события древние египтяне проводили фестиваль Упет‑Ренпет, сопровождая его танцами, музыкой, оргиями и, конечно, обильными возлияниями. И дарили друг другу амулеты с головой львицы и начертанными на папирусе заклинаниями, чтобы уговорить мстительную Сехмет не устраивать в новом году её обычных пакостей. Например, не насылать чуму.
3. Чуньцзе
Празднование китайского Нового года в Малайзии
Чуньцзе, Праздник Весны, или китайский Новый год, — один из древнейших праздников, который отмечается до сих пор. Предполагается, что он появился более 3 000 лет назад, во времена династии Шан.
Китайский Новый год всегда отмечают очень, очень громко. Жители страны запускают фейерверки, жгут благовония, бьют в гонги — в общем, производят как можно больше шума. У этой традиции есть вполне конкретное, хотя и мифическое обоснование.
Когда‑то в Китае жил свирепый кровожадный дракон по имени Нянь (китайское слово 年, означает «год»). Ежегодно он облетал все местные деревни, пожирая скот, зерно и прочие вкусности. В особенности детей. Жители Китая раскладывали за порогами домов подношения дракону, чтобы задобрить его.
Помогало, видимо, не очень, потому что жрать детей Нянь не переставал.
Но как‑то раз в одной деревне появился некий странный старик, который сказал: «Хватит это терпеть!» — и пообещал сельчанам, что уладит вопрос с чудовищем. Местные жители, естественно, посчитали его ненормальным, потому что целый дракон длиной в несколько километров выглядит внушительнее, чем какой‑то дед. Но старик зажёг фонари, запалил петарды, начал бить в гонг, и когда Нянь прилетел, то оказался так ошарашен шумом, что решил сбежать от греха подальше.
Через некоторое время Нянь проголодался и рискнул вернуться в деревню. Пожилой освободитель снова встретил его фейерверками, но на этот раз дракона запугать не удалось. Нянь уже собирался проглотить старика, но тот попросил позволить ему сначала раздеться, ведь есть людей вместе с тряпками невкусно. Дракон согласился, и старик снял одежду, под которой обнаружилось красное нижнее бельё.
Танцующие с драконом в Тайване
У Няня имелось слабое место — хроматофобия. Дракон ненавидел красный цвет. С криком он улетел. А его противник научил жителей Китая жечь красные фонари и фейерверки, бить в гонги и носить красные плащи, чтобы отпугивать Няня впредь. Старика звали Хунцзюнь Лаозу, он был легендарным мифическим даосским монахом.
Носил Хунцзюнь, естественно, не кружевной комплект Victoria’s Secret, а китайские шорты дуби‑кун. Просто красные.
Именно из‑за этой истории китайский Новый год — это праздник всех оттенков красного. Люди украшают дома красными фонарями, дарят близким красные бумажные конверты с пожеланиями и деньгами, заклеивают окна красной тканью, пишут на красной бумаге поздравления и носят красную одежду. Работает это и до сих пор: хоть фигур Няня, приводимых в действие танцорами, на праздничных улицах и полно, того самого дракона больше никогда не видели.
4. Самайн
Гадание с подбрасыванием яблок на Самайн. Рисунок Даниэля Маклиза, 1833 год
Самайн (Samhain) — праздник древних кельтов, ознаменовывавший время окончания уборки урожая и начало тёмной половины года, когда холодно и страшно. Его справляли в ночь с 31 октября на 1 ноября. От этого праздника, как вы поняли, столетия спустя произошёл Хеллоуин.
Самайн начали отмечать ещё в эпоху неолита, и он был связан с кострами и жертвоприношениями. Строго говоря, историки до сих пор спорят, считать ли его кельтским Новым годом, потому что за таковой могли также сойти Имболк (1 февраля), Белтейн (1 мая) или Лугнасад (1 августа). Но, скорее всего, Самайн был самым значимым из них.
В эту ночь по земле бродили как духи предков, так и всякая нечисть. Первых следовало накормить за праздничным столом, а вторых нужно было отпугивать железом и солью. Иначе и те и другие сделают вам очень плохо. В это время также было принято проводить ритуалы для успокоения мёртвых и рассказывать на ночь легенды о предках, чтобы те понимали, что их не забыли. А также проводить различные гадания, ведь духи могут помочь заглянуть в будущее.
Кельты в ночь на 1 ноября старались нарядиться как можно страшнее. Как минимум вывернуть одежду наизнанку. Если повезёт, покойники примут за своего и не обидят.
Ряженые собирались толпой, брали с собой конский череп на палке и ходили с ним по деревням. Обряд назывался «Серая лошадь». Те, к кому приходила эта лошадь, должны были накормить и её, и тех, кто её ведёт.
Типичное украшение кельтского Нового года
Иначе ряженые начинали оскорблять хозяев дома, причём в стихах, а те должны были отвечать им так же. Ходившие с лошадью юноши надевали женскую одежду, а девушки — мужскую.
А вот вырезать знаменитый тыквенный «светильник Джека» — не такая уж и древняя традиция. Первые подобные фонари и маски начали делать из репы, брюквы или кормовой свёклы только в XIX веке.
5. Сатурналии
«Сатурналии». Картина Антуана‑Франсуа Калле, 1783 год
Долгое время древние римляне отмечали Новый год 1 марта. Однако пришедший к власти Юлий Цезарь ввёл свой, юлианский календарь, в котором отсчёт дней стартовал с 1 января. Праздновать начинали аж 17 декабря, чтобы не мучить себя томительным ожиданием. Торжества с 17‑го по 23‑е число назывались Сатурналиями — в честь бога Сатурна, покровителя земледелия. В это время все фермерские работы подходили к завершению и люди отдыхали.
На Сатурналии римляне обменивались подарками, пили и веселились. Среди презентов были копилки, гребни, зубочистки, шапки, охотничьи ножи, топоры, различные лампы, шары, духи, трубки, живые свиньи, колбаса, попугаи, столы, чашки, ложки, предметы одежды, статуэтки, маски и книги. Богачи могли раздавать рабов или экзотических животных, например львов. Хорошим тоном считалось не только сделать подарок, но и приложить к нему собственное короткое стихотворение.
Знаменитый поэт Катулл как‑то получил сборник плохих стихов «худшего поэта всех времён» от друга — такие вот у римлян шутки.
Азартные игры, которые не одобрялись в обычное время, на Сатурналиях были позволены. Также празднующие выбирали Короля и Королеву торжества из числа гостей с помощью жребия — и их приказы вроде «Бросить этого в холодную воду!» или «Разденься догола и пой!» должны были исполняться беспрекословно.
«Янус и мойры» Луки Джордано, 1682—1685 годы. Фрагмент из Палаццо Медичи‑Риккарди
После Сатурналий, 1 января, праздновали день двуликого бога Януса, когда все пожелания, по мнению римлян, сбывались. Люди дарили друг другу инжир и мёд и обменивались добрыми напутствиями. А в храм Янусу несли сладости и деньги, чтобы задобрить его, так как он покровительствовал в новых начинаниях.
Но выходным этот день не был. Римляне утверждали, что хотя бы немного поработать нужно, поскольку безделье считалось плохим предзнаменованием на всю оставшуюся часть года.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.