5 интересных фактов, доказывающих, что учёные тоже люди и ничто человеческое им не чуждо

Ньютон был не лучшим лектором, а Дарвин не переносил вида крови.

1. Исаак Ньютон был плохим преподавателем

В 1669 году 26‑летний Исаак Ньютон получил почётную должность лукасовского профессора математики в своей alma mater — Тринити‑колледже Кембриджского университета. С этого момента учёному пришлось читать лекции не реже раза в неделю на тему по выбору, а также помогать студентам, которые к нему обращались.



Тринити‑колледж, в котором работал Ньютон

Вот только Ньютон считал преподавание пустой тратой времени и точно не был прирождённым лектором. Занятия физик вёл скучно, объяснял путано и без энтузиазма. В итоге на его лекции ходили в лучшем случае 3–4 студента.

Хамфри Ньютон
Помощник Ньютона в университете.
Он редко покидал свой кабинет. Разве что когда читал лекции, которые студенты так слабо посещали, ещё меньше — понимали, что иногда он из‑за недостатка слушателей читал для стен.

Надо отметить, что посещаемость университетских занятий, равно как усердие и дисциплина студентов, тогда в целом были невысоки. Тем не менее ньютоновские лекции были особенно непопулярны. Так, о своей учёбе у великого физика — факте, которым можно гордиться — вспомнили лишь три студента. И это за почти 30 лет, что Ньютон преподавал в Кембридже.
Впрочем, самого учёного это, похоже, не особо заботило. Он получил хорошо оплачиваемую должность и много свободного времени, чтобы заниматься наукой.

2. Николай Лобачевский в молодости не отличался примерным поведением

Будущий создатель неевклидовой геометрии всегда хорошо учился, а вот соблюдать дисциплину не любил.
После гимназии, в которой даже письма родственникам разрешалось писать только под наблюдением надзирателей, Лобачевский смог вдоволь насладиться университетской свободой в Казани. За время учёбы имя математика 33 раза упоминалось в специальном журнале (кондуите), где фиксировались проступки студентов.
Хотя в основном Лобачевский ругался с преподавателями и нарушал дисциплину, порой он совершал и экстравагантные выходки. Так, студенты поговаривали, что Лобачевский на спор перепрыгнул тучного профессора Никольского. Юноша якобы улучил удачный момент, когда преподаватель медленно спускался по лестнице.
В 1808 году Лобачевский с товарищем запустили ракету во дворе университета. За этот поступок нерадивый студент просидел три дня в карцере, питаясь хлебом и водой. А в 1810 году Лобачевский вопреки запретам несколько раз ходил на новогодние карнавалы.
Математика даже обвиняли в атеизме, серьёзном по тем временам проступке. Как было сказано в кондуите: «В значительной степени явил признаки безбожия…»
Лобачевский так всех замучил, что его даже хотели исключить из университета и отправить в солдаты. К счастью, за молодого повесу вступились преподаватели — профессора Мартин Бартельс и Франц Бронер. В итоге Лобачевский окончил Казанский университет и остался в нём работать: стал профессором, а позднее и ректором.

3. Чарльз Дарвин боялся вида крови

Отец Чарльза Дарвина Роберт был практикующим врачом, но при этом не переносил вида крови. Эта особенность передалась и самому Чарльзу.

Чарльз Дарвин
Британский биолог и натуралист.
В последние годы жизни даже самая мысль об операции вызывала у него отвращение, и он почти не выносил вида кровоточащего человека; этот страх был передан им и мне, и я помню, с каким ужасом читал я в школьные годы о том, как Плиний (кажется, он) истёк кровью в тёплой ванне.

Хотя Дарвин‑старший свою профессию не особенно любил, он зарабатывал на этом деле много денег. И потому решил отправить двух сыновей, Эразма и Чарльза, учиться на медицинском факультете. Если первый хотя бы смог получить диплом, то второй всё бросил. От одного взгляда на кровь и увечья Чарльзу становилось плохо.

Чарльз Дарвин
Британский биолог и натуралист.
Дважды я посетил также операционный зал госпитальной больницы в Эдинбурге и присутствовал на двух очень тяжёлых операциях, причём во время одной из них оперировали ребёнка, но я сбежал, не дождавшись окончания их. Больше никогда уже я не ходил на операции, и вряд ли нашлась бы приманка столь притягательная, чтобы можно было с её помощью заставить меня сделать это.

Великий натуралист так и не преодолел этот страх, хотя позднее считал, что со временем смог бы побороть отвращение, а знания в анатомии пригодились бы ему в научных трудах.

4. Альберт Эйнштейн передал все нобелевские деньги жене и детям в качестве алиментов

Создатель теории относительности был дважды женат. Ещё в студенческие годы он познакомился с Милевой Марич, одногруппницей по Швейцарскому политехническому институту, которая не уступала Эйнштейну в познаниях и способностях.




Эйнштейн и Марич, 1912 год

К сожалению, пока Альберт покорял физический олимп, Милева столкнулась со множеством неудач. Она так и не получила научную степень и диплом, родила внебрачную дочь, судьба которой неизвестна, и смирилась с ролью домохозяйки, когда они с Эйнштейном наконец поженились в 1903 году.
Уже в 1912 году у Альберта завязался роман с его двоюродной сестрой и будущей второй женой Эльзой Левенталь (в девичестве — Эйнштейн). Брак физика стал распадаться: с 1914 года супруги не жили вместе, а Эйнштейн только посылал деньги жене и сыновьям.
При разводе Милева выдвинула условие: Эйнштейн должен передать на нужды детей деньги, которые получит с Нобелевской премией. Такие вот необычные алименты. Бывшие супруги даже подписали специальный договор. Когда в 1921 году Эйнштейн получил награду, то выполнил своё обязательство.
Некоторые исследователи даже считают, что такое странное требование получилось неслучайно. Они предполагают, что Эйнштейн и Марич вместе работали и писали статьи. В подтверждение приводятся слова знакомых физика и результаты лингвистического анализа, однако прямых доказательств подобного творческого союза нет.

5. Братья Бор увлекались футболом

Интересы датского физика и лауреата Нобелевской премии Нильса Бора простирались далеко за пределы науки. Например, он был неравнодушен к футболу и даже отыграл сезон в качестве вратаря Akademisk Boldklub — одного из старейших и сильнейших на тот момент клубов Дании. Рассказывают даже, как во время одного из матчей Нильс глубоко задумался о какой‑то задаче и пропустил дальний удар.




Олимпийская сборная Дании по футболу 1908 года. Харальд Бор — второй слева в верхней пятёрке футболистов

Младший брат Нильса, известный математик Харальд, тоже играл за Akademisk и добился больших успехов. Он попал в сборную Дании и стал серебряным медалистом Олимпиады в Лондоне 1908 года. В финале датчане уступили родоначальникам футбола — англичанам.
« 8 редчайших природных явлений, в реальность...
Зигзаги психологии: 9 интересных фактов о... »
  • +13

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Известные факты)