Нейролингвистическое программирование — шарлатанство или способ изменить свою жизнь?

Можно ли, копируя поведение успешного человека, самому стать успешным?




О нейролингвистическом программировании (НЛП) говорят, о нём пишут книги и статьи. Многочисленные коучи предлагают свои услуги, обещая, что с помощью этого подхода вы достигнете небывалых высот в карьере и личной жизни. Но есть и альтернативное мнение, что НЛП — псевдонаучная концепция, используемая для вытягивания денег из доверчивых людей. Разбираемся, что же из этого правда.

Что такое НЛП

Нейролингвистическое программирование — подход к общению, самосовершенствованию и психотерапии. В более широком понимании это вера в то, что мы можем трансформировать свои и чужие убеждения, менять поведение, а также лечить психологические травмы с помощью специальных техник и упражнений.
В основе концепции НЛП лежит идея, что существует связь между неврологическими процессами, языком и паттернами поведения. Три этих компонента и отражены в термине:
«нейро» — нервная система и мозг;
«лингвистическое» — язык и речь;
«программирование» — паттерны (шаблоны) поведения.
Из названия видно, что НЛП заимствует элементы различных наук: психологии, лингвистики, программирования, кибернетики. Также большое влияние на него оказали философские концепции конструктивизма и структурализма. Упрощённо их можно описать так: человек не пассивный наблюдатель, а творец этого мира, и изучать его нужно как сложный механизм.
Основным инструментом НЛП является моделирование — копирование образа жизни успешных людей, которых вы считаете примером для себя, вплоть до жестов, походки, одежды и голоса. Условно говоря, если вы хотите зарабатывать как Илон Маск, вы должны вести себя как Илон Маск, одеваться как Илон Маск, разговаривать, курить траву и писать в Twitter как Илон Маск.

Кто, когда и зачем придумал НЛП

НЛП появилось в США в начале 70‑х годов. Его создателями стали студент‑психолог Ричард Бендлер и профессор лингвистики Джон Гриндер из Калифорнийского университета.
Бендлер увлекался компьютерами и программированием. Обучаясь на математическом факультете, он заинтересовался записями лекций американских психотерапевтов Фрица Перлза и Вирджинии Сатир. Перлз в 40‑е годы отошёл от теории психоанализа и создал собственный метод гештальт‑терапии. Сатир была одним из основателей Института ментальных исследований в Пало‑Альто. В 1972 году она познакомилась с Бендлером и Гриндером и стала сотрудничать с ними.
Также большое влияние на концепцию НЛП оказали взгляды Милтона Эриксона, Грегори Бейтсона и Альфреда Коржибски. Эриксон исследовал терапевтическое воздействие гипноза. Его речевые гипнотические модели вошли в НЛП под названием «модели Милтона». Бейтсон, британо‑американский антрополог, занимался изучением природы познания и человека. Его образ мышления стал одним из эталонов для создателей НЛП. Коржибски — лингвист, основатель общей семантики, науки о значении слов. Он первым употребил термин «нейролингвистический». Его утверждение «Карта ещё не территория» является одним из главных положений НЛП.
Но вернёмся к Бендлеру. Он, увлёкшись психотерапией, стал копировать поведение Перлза и Сатир и ощутил, что может оказывать воздействие на людей: убеждать их в своей правоте, находить общий язык. Бендлер открыл свою школу, и его деятельностью заинтересовался профессор лингвистики в Калифорнийском университете Гриндер. Вместе они стали создавать концепцию НЛП. Свои наработки Бендлер и Гриндер изложили в двух частях книги The Structure of Magic (1975).
Эффект применения НЛП его создатели назвали терапевтической магией. Достаточно быстро концепция и основанные на ней тренинги стали приносить им большие деньги.
В начале 80‑х годов Бендлер и Гриндер повздорили, и их пути разошлись. Они продолжили развивать концепцию, но каждый по‑своему.

Как НЛП должно работать, по мнению его создателей

Сторонники НЛП верят, что оно формирует:
способы постановки и достижения целей;
умение найти мотивацию;
рецепты самосовершенствования;
навыки находить общий язык;
способность управлять людьми;
методы объективной оценки окружающего мира и самого себя.

Главным способом достижения этих целей последователи НЛП считают умение правильно воспринимать и использовать поступающие в мозг сведения.
Считается, что каждый человек имеет предпочтительный метод обработки информации: визуальный (зрение), аудиальный (слух) или кинестетический (язык тела). Чтобы достичь успеха, нужно стать суперкоммуникатором, то есть научиться чередовать их все. Сделать же это можно, копируя поведение суперкоммуникаторов, абстрагируясь и научившись видеть ситуацию с противоположной стороны. С этим связаны понятия «метапрограммы», то есть фильтры информации, и «категоризация» — структурирование больших объёмов данных.
Особое место в НЛП уделяется невербальной коммуникации: образам, интонации, жестам и мимике. Сторонники нейролингвистического программирования считают, что на неё приходится 93% человеческого общения, при этом больше половины отводится на язык тела, а слова составляют только 7%.
Психолингвисты считают, что на невербальные средства приходится 60–80% коммуникации.
Другой важный компонент НЛП — это убеждение о том, что подсознание побеждает сознание. Этим сторонники концепции объясняют необходимость работы над собой на «примитивном уровне» бессознательного. Проще говоря, они верят, что если вы скопируете привычки, жесты, осанку и манеры успешного человека, то остальное подтянется само собой.

Немного теории

В концепции нейролингвистического программирования используется много непонятных терминов, однако их довольно легко заменить обычными словами.
Например, значимую роль в НЛП играют пресуппозиции. Это установки в форме афоризма, не всегда связанные с реальностью. Часто они основаны на мировоззрении и научных взглядах Коржибски, Бейтсона и Сатир. Известным примером пресуппозиции НЛП является фраза Коржибски «Карта не территория, слово не предмет». То есть слово «собака» — это всё то, что вы знаете и думаете о собаках, а не само животное.
Также популярными у сторонников нейролингвистического программирования являются убеждения о том, что:
тело и сознание взаимосвязаны;
причиной любого действия является позитивное намерение;
нет поражений, есть опыт.
Часто в связи с НЛП упоминается модель TOTE (test — operation — test — exit). Она предполагает, что человек для достижения цели повторяет рутинные операции (действие и сверка с образцом).
Ещё сторонники НЛП используют гипноз и самогипноз, а также верят в комплексную латерализацию мозга — жёсткое различие функций полушарий и невозможность их замещения. Такой взгляд не соответствует представлениям современной науки, так как доказано, что при необходимости (в случае травмы или заболевания) различные его области способны брать на себя функции других.

Техники НЛП

В НЛП применяются индивидуальные и групповые упражнения вроде подстройки под позу, спора в одинаковых положениях тела и демонстрации. В них используются различные техники. Несмотря на сложные названия, они достаточно просты. Вот некоторые из них.
Создание якоря — стимула, провоцирующего нужную реакцию или поведение. В качестве якоря используются вкусовые, цветовые, обонятельные ассоциации, которые срабатывают как условный рефлекс и направляют поведение человека в нужную сторону.
Использование репрезентативных систем — воображения и чувственного опыта.
Ассоциация и диссоциация — соотнесение себя с кем‑либо и независимый взгляд на себя со стороны.
Моделирование — поиск ответа на вопрос, как успешные люди достигают поставленных целей, основа НЛП.
Следование и ведение — копирование жестов, поз.
Притягательное будущее (репрезентация) — представление чего‑либо настолько реалистично, что оно воплощается в действительность.
Фрейминг и рефрейминг — установка чётких границ, помогающих достичь желаемого, и взгляд на себя с другой стороны («Я слишком ленив. Зато не делаю лишних ошибок»).
Осознание экологической роли — изучение возможных последствий деятельности человека, установление причинно‑следственных связей.
Стратегия Уолта Диснея — применение трёх ролей в командной работе для достижения результата: мечтатель придумывает различные варианты решения проблемы, в том числе нереалистичные, критик оценивает их ценность и находит слабые места, реалист составляет конкретные шаги.
Использование метамоделей — трёх уровней осмысления опыта: вычёркивания, генерализации (широких универсальных формулировок), искажения (игнорирования части информации).
Перцептивные позиции — разные точки зрения: от первого лица, от лица другого человека, от лица «мухи на стене» или «внутреннего мудреца».

Почему на самом деле НЛП не работает

Научная критика

Некоторые психотерапевты используют НЛП для лечения страхов, фобий, беспокойства, низкой самооценки, стресса, посттравматических синдромов, алкогольной и наркотической зависимостей, а также других психологических проблем. Результаты у такой терапии неоднозначны. НЛП не является строго научной методикой, как, например, когнитивно‑поведенческая терапия, и опытов, подтверждающих, что оно работает, практически нет.
В 2012 году британские психиатры опубликовали результаты исследования эффективности практик НЛП. Они были в целом положительными, но специалисты пришли к выводу, что влияние нейролингвистического программирования на психологическое здоровье недостаточно изучено.
Чуть более оптимистичные для сторонников НЛП результаты получили голландские психологи в 2016 году. После однократного сеанса нейролингвистического программирования 64% пациентов с несерьёзными психологическими нарушениями сообщили об улучшении своего душевного состояния. В эксперименте участвовали 25 человек. Тем не менее, учёные из Нидерландов рекомендовали дальнейшее изучение методики НЛП.
Гораздо больше учёных выступают с критикой нейролингвистического программирования. Ещё в 2004 году профессор Университета Джорджа Мэйсона Дэниэл Дракман опубликовал исследование, проведённое по заказу армии США. В нём он заключил, что методы НЛП не работают.
В 2010 году польский психолог и автор научных книг Томаш Витковски отобрал из 315 статей о нейролингвистическом программировании 63, опубликованные в журналах из рейтинга международного научного индексирования (ISI), и проанализировал выводы из них. Только в 18,2% исследований подтверждается эффективность НЛП. 27,3% опубликовали неопределённые результаты. Большая же часть (54,5%) опровергают концепцию.
В 2014 году вышло исследование сотрудников Канадского агентства по лекарствам и технологиям в здравоохранении. Они пришли к выводу, что НЛП не помогает при лечении посттравматического, тревожного и стрессового расстройств.
Скептики указывают, что последователи НЛП используют устаревшие представления об устройстве мозга, допускают фактологические ошибки, применяют псевдонаучную терминологию. За почти полвека существования нейролингвистического программирования ни одного серьёзного исследования, подтверждающего его эффективность, не появилось.





Мария Николаева
Специалист по философии, автор книг по социологии, восточным психотехникам, преподаватель, переводчик, исследователь.

Неэффективность НЛП связана прежде всего с примитивизацией человеческой психики, реакции которой пытаются свести к компьютерной технологии, то есть «программированию». Но если любая программа для ПК, даже самая сложная, просчитывается до малейшего шага, то свобода воли человека позволяет ему делать совершенно непредсказуемые ходы.
Попытки свести человеческое поведение к биокомпьютеру и взяться за его перепрограммирование не могут увенчаться успехом точно так же, как никакой искусственный интеллект в обозримом будущем не сможет заменить творческую личность. Все подобные перспективы остаются лишь научной фантастикой, но не становятся наукой. Именно так и нужно понимать пользу НЛП — как поучительную утопию, которая лишь подчёркивает отличие реальности как таковой.

НЛП и секты

Антропология и социология относят НЛП к явлениям нью‑эйджа, или религий нового века. Проще говоря, к сектам. В частности, утверждается, что последователи сект используют методы НЛП для обращения людей. Тимоти Лири в книге «Технологии изменения сознания в деструктивных культах» указывает, что для вербовки новых членов секты используют нейролингвистический рефрейминг и методики погружения в гипнотический транс.
В целом НЛП — продукт своего времени. Сравнение с нью‑эйджем не случайно: нейролингвистическое программирование появилось в одну эпоху с религиями нового века. Исследователь сект и культов Джозеф Хант назвал НЛП альтернативой саентологии. Тот же Бендлер, персонаж абсолютно в духе той эпохи, был наркоманом и проходил подозреваемым в деле об убийстве.

Что в итоге

Концепция НЛП скомпрометирована заигрыванием с наукой, хотя сама она ею не является, заумной терминологией, скрывающей простые мотивационные установки, и безумной коммерциализацией. Часто исследования с положительными результатами публикуют психологи, которые сами практикуют НЛП. Его успехи, очевидно, граничат со статистической погрешностью.
Нейролингвистическое программирование не работает даже с точки зрения логики: скопировав бессознательное поведение человека, мы не можем скопировать его знания, умения и навыки. Не позволяйте себя обмануть.
Источник
« Что произойдёт, если Луна вдруг врежется в Землю
Ещё 18 фактов, которые помогут вам победить в... »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Интересно)
+2
И пока ученые официальной науки спорят об эффективности НЛП эту технику уже давно освоили криминальные личности да цыганки.