Зачем в старину носили странные платья, в которых нужно было заходить в дверь боком?
Платья, которые носили в середине 18-го века, были самым крупным предметом одежды, который приходилось надевать человеку.
Даже не слишком выдающиеся экземпляры нужно было проносить в дверь боком, и так же боком подниматься в них на подножку какого-нибудь фаэтона.
Конечно, самые широкие и роскошные платья надевали только в очень торжественные моменты, но и ежедневная и домашняя одежда того времени все равно тяготела к большому количеству накрученной складками или широко развернутой и поддерживаемой каркасами материи.
Я встречал разные объяснения, почему вообще появилась такая странная мода – ее нельзя назвать нелепой, потому что платья все же были очень красивые, самые настоящие принцессные. И они, конечно, были страшно неудобные, тяжелые и не очень безопасные при обыкновенном тогда свечном освещении.
Иногда говорят, что эти платья – просто гипертрофированная мода, подчеркивающая женственные изгибы тела, ведь с такой юбкой любая талия выглядит тонкой.
Иногда – что большие платья придумали, чтобы оградить женское достоинство от посягательств (но в середине века носили платья, которые были пышные только вбок, но не спереди). Или – что в таком платье проще и дольше можно было скрыть беременность (мне кажется – вряд ли, скорее, наоборот).
На самом деле все проще – как и огромные кружевные жернова-воротники 16-го века, собранные из многометрового кружевного полотна огромной стоимости, большие платья должны были демонстрировать благосостояние их владельцев, буквально, что вот эта дама может позволить себе много, очень много сногсшибательно дорогой ткани. И вся эта шелковая ткань с ручной вышивкой цветным шелком, золотом и серебром и с кружевами была щедро задрапирована или разложенана специальном поддерживающем каркасе, который назывался «панье» (то есть «корзина»).
Каркас-панье, поддерживающий ткань нижней и верхней юбок (в конце 18-го века были придуманы более удобные и легкие фижмы, которые могли складываться, облегчая жизнь хозяйке платья)
Не случайно мода на платья-мантуи (от слова «мантия»), начавшаяся в конце 16-го века, совпала с новой модой на ткани – вместо однотонных тканей появилась многоцветная затканная узорами плотная шелковая парча, по умопомрачительной цене. Ее производили по сложной и требующей высокой квалификации ткачей технологии в некоторых районах Северной Италии и Франции из привозного шелка.
Красивая шелковая ткань стоила огромных денег
И демонстрация на себе все большего количества неприлично дорогой ткани на сто лет стала модным трендом – менялись фасоны и силуэты, но оставалось общее, ткани было очень много.
Платье невесты шведского короля Карла III, 1774 год
По подсчетам, в середине 18-го века стоимость придворного платья из произведенной в Италии шелковой парчи была эквивалентна килограмму чистого золота, по современным деньгам это пять миллионов рублей, но раньше золото ценилось намного выше. И большая часть стоимости такого платья как раз и приходилась на цену шелковой ткани, хотя кружевные украшения и золотое шитье тоже существенно добавляли в цене.
Это была истинная демонстрация могущества и благосостояния, наглядная и неопровержимая.
Портрет сестры Марии-Антуанетты, 1760 год
Мода на платья-мантуи закончилась с Французской революцией, когда на некоторое время демонстрировать благосостояние стало неприличным и небезопасным. А параллельно быстрыми темпами шла техническая революция, все удешевлявшая производство тканей, поэтому в следующие эпохи обозначение своего высокого места в иерархии показывалось уже другими способами.
Даже не слишком выдающиеся экземпляры нужно было проносить в дверь боком, и так же боком подниматься в них на подножку какого-нибудь фаэтона.
Конечно, самые широкие и роскошные платья надевали только в очень торжественные моменты, но и ежедневная и домашняя одежда того времени все равно тяготела к большому количеству накрученной складками или широко развернутой и поддерживаемой каркасами материи.
Я встречал разные объяснения, почему вообще появилась такая странная мода – ее нельзя назвать нелепой, потому что платья все же были очень красивые, самые настоящие принцессные. И они, конечно, были страшно неудобные, тяжелые и не очень безопасные при обыкновенном тогда свечном освещении.
Иногда говорят, что эти платья – просто гипертрофированная мода, подчеркивающая женственные изгибы тела, ведь с такой юбкой любая талия выглядит тонкой.
Иногда – что большие платья придумали, чтобы оградить женское достоинство от посягательств (но в середине века носили платья, которые были пышные только вбок, но не спереди). Или – что в таком платье проще и дольше можно было скрыть беременность (мне кажется – вряд ли, скорее, наоборот).
На самом деле все проще – как и огромные кружевные жернова-воротники 16-го века, собранные из многометрового кружевного полотна огромной стоимости, большие платья должны были демонстрировать благосостояние их владельцев, буквально, что вот эта дама может позволить себе много, очень много сногсшибательно дорогой ткани. И вся эта шелковая ткань с ручной вышивкой цветным шелком, золотом и серебром и с кружевами была щедро задрапирована или разложенана специальном поддерживающем каркасе, который назывался «панье» (то есть «корзина»).
Каркас-панье, поддерживающий ткань нижней и верхней юбок (в конце 18-го века были придуманы более удобные и легкие фижмы, которые могли складываться, облегчая жизнь хозяйке платья)
Не случайно мода на платья-мантуи (от слова «мантия»), начавшаяся в конце 16-го века, совпала с новой модой на ткани – вместо однотонных тканей появилась многоцветная затканная узорами плотная шелковая парча, по умопомрачительной цене. Ее производили по сложной и требующей высокой квалификации ткачей технологии в некоторых районах Северной Италии и Франции из привозного шелка.
Красивая шелковая ткань стоила огромных денег
И демонстрация на себе все большего количества неприлично дорогой ткани на сто лет стала модным трендом – менялись фасоны и силуэты, но оставалось общее, ткани было очень много.
Платье невесты шведского короля Карла III, 1774 год
По подсчетам, в середине 18-го века стоимость придворного платья из произведенной в Италии шелковой парчи была эквивалентна килограмму чистого золота, по современным деньгам это пять миллионов рублей, но раньше золото ценилось намного выше. И большая часть стоимости такого платья как раз и приходилась на цену шелковой ткани, хотя кружевные украшения и золотое шитье тоже существенно добавляли в цене.
Это была истинная демонстрация могущества и благосостояния, наглядная и неопровержимая.
Портрет сестры Марии-Антуанетты, 1760 год
Мода на платья-мантуи закончилась с Французской революцией, когда на некоторое время демонстрировать благосостояние стало неприличным и небезопасным. А параллельно быстрыми темпами шла техническая революция, все удешевлявшая производство тканей, поэтому в следующие эпохи обозначение своего высокого места в иерархии показывалось уже другими способами.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
!!!
- ↓
+1
Это — глупость невыразимая из нашего «проклятого прошлого».
Зато можно было незаметно пописать и даже покакать…
- ↓
+1
скрыть недостатки образования и ума подобным образом пытается и ныне гибнущая цивилизация.
- ↓
+4
В таких платьях удобно телевизоры воровать)))
- ↓
+1
Только далеко не убежишь. Да и стоит это платье сопоставимо скорей с иномаркой, чем с самым навороченным ТВ.
- ↑
- ↓
+1
Согласен! Но попробовать можно)))
- ↑
- ↓