Не существует неприступных крепостей. Особенно если в замок может проехать ишак, груженый золотом. Само собой, так бывает далеко, не всегда и зачастую крепости в нашей истории приходилось или брать измором, или отчаянно штурмовать. Выдающихся осадных мастеров история знало немало. Однако самым известным и заслуженным по праву считается Себастьен Ле Претр де Вобан.
«Чем больше сгорит пороха – тем меньше прольется крови», — Себастьен ле Претр де Вобан.
С появлением пороховой артиллерии в Европе быстро стал очевиден тот факт, что классические средневековые крепости уже не способны гарантировать должный уровень защиты. Осадные тяжелые пушки с легкостью разносили тонкие, высокие стены и башни. В XV-XVI веках на смену к классическим укреплениям высокого средневековья начинают приходить бастионные крепости. Одним из первопроходцев в данной области стал известный деятельно эпохи Возрождения — Микеланджело Буонарроти, который переработал на новый лад фортификации Флоренции. Заложенные тогда идеи будут развиваться еще не одно девятилетия. До совершенства крепости-звезды доведет маршал Франции Себастьен Ле Претр де Вобан.
Те, кто хотя бы чуть-чуть интересуются историей Нового времени, наверняка слышали имя Ворбана. Родился Себастьен в знатной, но бедной семье. Еще его отец был незнатного происхождения из семьи торговцев, человеком, который смог приобрести новый общественный статус благодаря военной службе. Впрочем, больших богатств батюшка не поимел, хотя некоторое время даже владел землей, а на старости лет умудрился вывести несколько сортов овощей и груш, которые в Европе выращивают до сих пор. Мать Себастьена вообще была потомственной крестьянкой.
В ходе гражданской войны Вобан перейдет в лагерь Людовика XIV
В возрасте 10 лет будущий маршал Франции остался без родителей: мать умерла от болезни, а отец — от старости. Вобану повезло, будучи из семьи все-таки знатной, ему полагалось образование в специальной сиротской школе для детей-аристократов, чья родня погибла или умерла. Учился мальчик хорошо. После окончания школы путей в жизни у Себастьена было немного. Единственным способом заработать на жизнь для бедного дворянина была воинская служба. Податься капитаном в наемники Ле Претр не мог, не было денег для найма людей, а потому пошел учиться на военного инженера.
Будущий маршал создаст для Франции сотни крепостей
В 1648 году во Франции началась гражданская война, и Себастьен оказался по родственной линии (через дядю) в стане бунтовщиков. В возрасте 22 лет молодой инженер угораздил в плен, после чего его перевербовали осадным инженером уже в армию короля Людовика XIV. Всего за год Вобан показал себя отличным специалистом, в результате чего король пожаловал ему патент и передал в подчинение роту солдат. Хорошо зарекомендовавшего себя инженера стали отправлять на восстановление крепостей, разрушенных после войны. Там Ле Претр показал себя лишь с лучшей стороны, перестроив на новый лад более 300 фортификаций и возведя еще 33 крепости с нуля. Благодаря этому Вобан дослужился до звания капитана – максимального звания для военного инженера в то время.
Таланты Себастьена неоднократно использовались королем и для осады фортификаций. В общей сложности Вобан возглавлял 48 осад. Все они завершились успехом для Франции. За это, а также за создание фортификационного кольца вокруг королевства, французский монарх пожаловал Ле Претру звание бригадира. Сделано это было прямым указом, против установленного порядка. Это в свою очередь и открыло талантливому осадному мастеру дорогу в маршалы.
В своих работах Вобан уделял огромное внимание использованию ландшафта. Он старался делать крепости максимально приземистыми и при этом всегда следил за тем, чтобы количество мертвых непростреливаемых зон вокруг бастионов было сведено к нулю. В итоге, Себастьен довел идею фортификации бастионного типа до абсолютной. Использоваться в Европе такие будут до середины XIX века. Взять подобные укрепления без длительной и массированной артиллерийской подготовки станет попросту невозможным. Многие из укреплений постоянные по канонам французского маршала стоят до сих пор.
На старости лет маршал решил заняться политикой. Будучи человеком для своего времени прогрессивным, он активно критиковал финансовую политику Франции. Вобан был убежден, что старая, еще феодальная система налогообложения тянет страну на дно. Маршал, как и многие его прогрессивные современники в других странах Европы, предлагал заменить многочисленные средневековые налоги – единым королевским 10-процентным. Он также ратовал за сословное раскрепощение. Этим, конечно же, воспользовались его недруги. Не будучи талантливым интриганом, Вобан не смог ничего противопоставить им в под коверной игре. В итоге на старости лет герой королевства остался не у дел, брошенный и забытый всеми.