7 мифов о Диком Западе, в которые мы верим благодаря кино и массовой культуре

Увы, в вестернах и приключенческих романах почти всё — неправда.
Стартовавшая в 1804 году экспедиция под руководством офицеров армии США Мериуэзера Льюиса и Уильяма Кларка стала началом освоения огромных пространств Северной Америки к западу от реки Миссисипи. На этих территориях тысячи поселенцев впоследствии смогли основать 22 американских штата из 50.



Территории к западу от реки Миссисипи на современной карте США

На протяжении всего XIX века и вплоть до 20‑х годов XX столетия шло освоение этих земель: изгонялись индейцы, разрабатывались месторождения и массово истреблялись бизоны. Этот период называют эпохой Дикого Запада. Впрочем, иногда его ограничивают всего лишь 25 годами: с 1865 (это конец Гражданской войны в США) по 1890 год.
Вокруг Дикого Запада существует множество мифов, до сих пор процветающих в художественных книгах, фильмах и массовом сознании. Большую роль в их популяризации сыграли сами американцы, издавая романы про ковбоев и индейцев и снимая вестерны.

1. Ковбои — благородные ребята, способные решить любую проблему




Ковбой, 1888 год

Большинству ковбои представляются примерно такими, как на фото выше: мужчина в джинсах и широкополой шляпе, вооружённый кольтом и винчестером, верхом на коне. В вестернах и приключенческих романах ковбои помогают шерифам наводить порядок и ставить на место бандитов, разоблачают продажных законников, метко стреляют, пьют виски и спасают красивых девушек от индейцев. Почти всё из этого — выдумка.
Начнём с того, как и почему появились ковбои. Дело в том, что климатические условия Дикого Запада благоприятствовали разведению коров — они весь год могли пастись на бескрайних равнинах. Особенно актуально это стало после вхождения Техаса в состав США. Здесь от испанских колонизаторов осталось огромное поголовье одичавших коров — и их поимка стала прибыльным бизнесом: например, скот в Техасе стоил в 10 раз дешевле, чем в восточных штатах.
Так вот, ковбои работали на торговцев скотом и мясом: они отлавливали диких животных, сбивали их в стада, гнали на откорм, а затем — на убой или продажу.
По большому счёту это просто пастухи, о чём говорит само английское слово: cow — «корова», boy — «мальчик» или «парень».
Иногда, чтобы достичь ближайшего к месту выпаса города или железнодорожной станции, ковбоям приходилось преодолевать вместе со стадом расстояние более 1 000 километров. Совершались такие миграции дважды в год: весной и осенью — и требовали тяжёлого труда.
На одного пастуха приходилось около 250 голов скота. Нужно было следить за животными днём и ночью, вести их, рискуя при этом погибнуть под копытами испуганного каким‑нибудь резким звуком стада. Ковбои также должны были уметь обследовать и лечить коров, а ещё забивать их при необходимости.
Рабочий день мог длиться до 14 часов. Пыль, скромный рацион и другие недостатки жизни под открытым небом подрывали здоровье. Редко кто мог продержаться в таком режиме больше 7 лет. Тем более что за такую опасную и тяжёлую работу вдали от цивилизации и других людей ковбои получали меньше, чем квалифицированные рабочие.
В основном ковбоями становились молодые люди (в среднем 23–24 года, а иногда и вовсе подростки), неженатые и из небогатых семей. Многие были чернокожими, латиноамериканцами, индейцами. Встречались среди пастухов и женщины, хотя и нечасто.
Оружие ковбои действительно возили с собой — для защиты от диких зверей, индейцев и грабителей. Нередко его выдавал хозяин стада, так как оно было дорогим и не каждый пастух мог себе его позволить. То же касается и лошадей.
Во время перегонов пить алкоголь и играть в азартные игры запрещалось — владельцы стад могли штрафовать за это своих ковбоев. Также, согласно федеральным законам США, спиртные напитки нельзя было провозить через индейские земли.




Игроки в аризонском салуне, 1895 год

Зато после перегона ковбой мог отдохнуть и развлечься. Центром торговли скотом и самым «ковбойским» городом был Додж‑Сити, в котором работало множество салунов, борделей и казино. В них ковбои спускали заработанное после нескольких месяцев тяжёлого труда в прериях. При этом излюбленным напитком считалось вовсе не виски, а пиво — как более дешёвое и распространённое.
Длительная оторванность от цивилизации и спиртное вкупе с посещением казино и борделей не способствовали положительной репутации ковбоев, вернувшихся со своей «вахты». В прессе тех лет они снискали славу пьяных проходимцев, бродяг и бездельников, а то и вовсе вооружённых бандитов.
Всё это не очень напоминает романтизированных героев вестернов.

2. Везде царил хаос, а шерифы были единственным оплотом закона

В кино, приключенческих романах и видеоиграх о Диком Западе мы видим полное беззаконие, любая доска объявлений обклеена листовками для охотников за головами, а бандиты и ковбои постоянно устраивают перестрелки. Но все эти художественные образы бесконечно далеки от реальности.
Хотя официальная власть в городах и поселениях Дикого Запада устанавливалась медленно, её отсутствие вполне эффективно компенсировали частные конторы, созданные по инициативе самих жителей. Например, существовал Комитет бдительности Сан‑Франциско, достаточно успешно боровшийся с преступностью в Калифорнии в 1850‑х годах. Такая же организация была и в Техасе, где, как и в любом приграничном штате, преступники чувствовали себя более вольготно благодаря возможности скрываться в Мексике.
Шериф в городе обычно действовал вовсе не в одиночку: ему могли помогать маршалы, рейнджеры и конная полиция. Постоянно стрелять законникам тоже не приходилось. В основном они присматривали за пьяными, разоружали тех, кто нарушал предписания по ношению оружия, задерживали буйных посетителей игровых и публичных домов. На общественных началах законникам помогали и обычные граждане. Уже тогда многие американцы имели оружие, в том числе и для того, чтобы защитить себя.
Но говорить о том, что жители Дикого Запада стреляли из своих револьверов и карабинов направо и налево, тоже нельзя. Например, в «городе ковбоев» Додж‑Сити достаточно быстро запретили ношение оружия, и такая практика была широко распространена.
Так что представление о стрелке, свободно разгуливающем по городу с двумя револьверами на бедре, — это всего лишь красивый образ.
Поэтому вовсе нельзя утверждать, что шахтёрские и скотоводческие городки, как грибы появлявшиеся на американском Западе, были очагами анархии и насилия. Благодаря тесному сотрудничеству частных и государственных служб, коллективным соглашениям, заключённым между гражданами, уровень преступности был не так уж и высок.
Особенно скептически стоит относиться к сценам из кино, в которых бандиты демонстративно въезжают в город. Люди с тёмным прошлым или настоящим старались держаться подальше от крупных поселений и преимущественно обитали в сельской местности и пограничных районах.
Конечно, банды, промышлявшие угоном скота и грабежами, и занимавшиеся их поимкой охотники за головами (баунти‑хантеры) существовали. Но масштабы преступности опять же были весьма скромными. Так, с 1859 по 1900 год в 15 штатах «Старого Запада» произошло лишь восемь ограблений банков. Для сравнения: в современном Дейтоне (штат Огайо), городе с населением в 140 тысяч человек, происходит больше подобных инцидентов за год.
Здания банков были спроектированы по самым современным технологиям и при этом располагались обычно рядом с офисом шерифа. Поезда и дилижансы с ценными грузами также довольно хорошо охраняли. Чаще всего целью бандитов становились одинокие путники, всадники и возницы.
Наказания за преступления были суровыми — нередко бандиты платили жизнью за свои злодеяния. Разъярённые граждане могли повесить или застрелить на месте без суда и следствия даже за конокрадство.
Дуэли в защиту чести тоже имели место. Но они случались редко и выглядели вовсе не так романтично, как в кино. Участники прятались в укрытия, а от порохового дыма никто толком не понимал, куда стреляет. Главным в этом деле становилось умение выстрелить первым, а потом добить соперника. Во время одной из самых знаменитых дуэлей, поединка между Диким Биллом Хикоком и Дэвисом Таттом, открыть огонь успели оба, но Татт промахнулся.
Чаще всего гангстеры погибали в засадах, а не в перестрелках. Например, бандита Джесси Джеймса и того же Хикока убили выстрелами в спину.

3. Все поголовно носили шляпы стетсон

«Ковбойский» стетсон стал ассоциироваться с Диким Западом только с ростом популярности киновестернов. Стереотипные же образы во многом появились из‑за того, что ковбои наряжались для фотосъёмки так, как никогда не выглядели в рабочее время: рубашки, огромные шляпы, сапоги со звёздочками и эффектные револьверы.
На самом деле на Диком Западе носили самые разные шляпы. Вот, например, легендарный преступник Билли Кид в своём странноватом головном уборе:



А вот один из известнейших стрелков Дикий Билл Хикок, легенда Запада:



А так выглядел знаменитый законник, охотник на бизонов и азартный игрок Уильям Бэт Мастерсон:



Вообще, шляпы‑котелки тогда были гораздо популярнее. Их даже называли «покорившими Запад».



Крайние в нижнем ряду — знаменитые Сандэнс Кид и Бутч Кэссиди. 1900 год

Если же кто и носил большие широкополые шляпы, то обычно выбирал простые головные уборы без загибов. Впервые их стал выпускать тот самый Джон Стетсон, и назывались они «Хозяин равнин» (Boss of Plains).



Шляпа «Хозяин равнин»

4. Лучшие стрелки палили с обеих рук

Стрелки в популярной культуре не просто умеют быстро выхватывать свой кольт и попадать из него мухе в глаз, но и отлично владеют двумя пистолетами одновременно.
Опять же, это лишь красивая фантазия. Многие действительно носили с собой больше одного ствола, но связано это было не с умением палить с обеих рук, а с долгой перезарядкой револьверов. Отстреляв все патроны из одного оружия, можно было просто взять другое и продолжить процесс. Так, бандиты Джесси Джеймс и Уильям Кровавый Билл Андерсон могли брать на дело до шести пистолетов.
При этом тяжёлые, неудобные, с низкой дальностью полёта пуль револьверы нельзя назвать самым популярным оружием Дикого Запада. Стрелки того времени не меньше уважали ружья‑карабины и дробовики, например тот же винчестер.

5. Индейцы постоянно нападали на американских поселенцев

Практически ни один вестерн не обходится без нападения индейцев на деревню или колонну поселенцев. Но на деле обратная ситуация случалась гораздо чаще.
Далеко не все индейцы вставали на тропу войны с европейцами. Многие племена избегали столкновений, а некоторые и вовсе воевали на стороне США: против армий колониальных держав или даже других племён. Земли коренных жителей Америки поначалу выкупались, а правительство Штатов заключало с вождями договоры.
Но во время и после Гражданской войны эти относительно мирные отношения сошли на нет. Правительство США в 1871 году отказалось в дальнейшем ратифицировать договоры с племенами и перешло к агрессивному освоению Великих равнин.
Последовало настоящее уничтожение индейцев. Их загоняли в резервации с непригодными для жизни условиями и попросту истребляли.



Воины сиу и шайеннов сражаются с солдатами армии США возле форта Фил Кирни — «резня Феттермана», 1867 год

Один из самых ранних и самых показательных эпизодов — это бойня на Сэнд‑Крик, произошедшая 29 ноября 1864 года. Индейцы шайенны и арапахо жили в резервации в деревне возле реки Сэнд‑Крик в Колорадо. Правительство заключило с ними договор и заверило их в том, что здесь их не тронут. Аборигены даже вывесили над деревней флаг США.
Тем не менее группа американских солдат под командованием Джона Чивингтона напала на поселение. Налёт был неожиданным и жестоким. Большинство индейцев‑мужчин в то время охотились на бизонов, поэтому солдаты истребляли стариков, женщин и детей. Они добивали раненых и собирали скальпы и части тел в качестве трофеев. Чивингтон, не согласовавший свои действия с командованием, отделался увольнением из армии.
Подобные инциденты, включающие убийства и изнасилования, случались и в дальнейшем, вызывая соответствующую реакцию индейцев.
Продвигаясь на Запад, американские войска создавали форты, с помощью которых охраняли свои поселения и пути сообщения, нередко используя при этом тактику выжженной земли. В том числе делалось это с помощью массового истребления бизонов, на которых индейцы охотились не только ради пропитания, но и для создания одежды и многих других предметов быта из шкур и костей.



Шкурозаготовительный двор Rath & Wright's демонстрирует 40 000 шкур бизонов. 1878 год. Додж-Сити, Канзас



Гора бизоньих черепов. 1892 год

По данным американских статистиков, к 1894 году насчитывалось более 40 только официальных войн с индейцами. В них погибло по меньшей мере около 30 тысяч представителей коренного населения континента, причём в источнике говорится, что это число может составлять лишь половину жертв.



Карта войн и сражений американских военных с индейцами к западу от Миссисипи с 1860 по 1890 год

Тем не менее проходить по землям индейцев было не так уж и опасно. Если верить дневникам 66 переселенцев, путешествовавших через территории нынешних Небраски и Вайоминга в 1834–1860 годах, столкновения случались, но не часто. Только девять очевидцев из 66 сообщают об индейских атаках, и ещё четверо слышали о них от третьих лиц. Сами стычки тоже не очень напоминали ожесточённые побоища: в основном индейцы требовали плату за проезд либо крали у поселенцев лошадей и скот. Когда не хватало пищи, они могли охотиться на коров и нападать на ковбоев.
На ночь переселенцы действительно ставили фургоны в круг. Но делали они это не для защиты от индейцев, а для того, чтобы скот не разбредался и чтобы его не украли.
Всего же от нападений индейцев, например, на Орегонской тропе, по которой прошли от 10 до 30 тысяч американских переселенцев на Запад, погибло, согласно задокументированным случаям, 362 человека. Больше 400 аборигенов были убиты белыми в ответ.



Поселенцы, двигающиеся на Запад. 1866 год

Таким образом, сложно говорить, что индейцы воевали с переселенцами. С армией — да, но во многом это было связано с политикой правительства Соединённых Штатов.
Но и назвать американских аборигенов благородными воинами тоже не получается. В конфликтах друг с другом они вырезали целые деревни, а те же американские статистики в 1894 году сообщали, что в войнах с индейцами погибло около 19 тысяч белых. Были среди них и женщины, и дети.
Малоизвестен и тот факт, что североамериканские индейцы тоже были рабовладельцами, причём рабами становились не только члены враждебных племён, но и чернокожие.

6. Индейцы всегда снимали скальпы со своих врагов

Снимание скальпа было древним индейским магическим ритуалом. Считалось, что скальп — это доказательство подвига, способ забрать силу убитого врага. Но обычай этот был не так широко распространён и присутствовал не у всех племён. Например, скальпированием не занимались жители северо‑запада Северной Америки и её тихоокеанского побережья.
Чаще всего это практиковали как раз белые колонизаторы. В Старом Свете скальпирование было известно задолго до открытия Нового и активно применялось при колонизации Америки. Так, власти некоторых штатов неоднократно объявляли награду за скальпы индейцев. Деньги за них платили как охотникам за головами, среди которых было немало тёмных личностей, так и индейцам, враждующим друг с другом.

7. Женщины или сидели по домам, или ждали спасения из плена индейцев

В вестернах героини сюжета обычно появляются только на фоне, выступая лишь хранительницами очага и жертвами бандитов и индейцев. Конечно, активность большинства женщин в те времена действительно ограничивалась домашними хлопотами, но были и исключения.



«Ковгёрл» на родео. Рисунок Чарльза Рассела

Например, как было сказано выше, некоторые девушки занимались промыслом ковбоев — перегоном скота. «Ковгёрл» не хуже мужчин умели стрелять и держались в седле. Некоторые женщины были и отличными охотницами. Так, одной из участниц «Шоу Буффало Била», созданного антрепренёром и шоуменом Уильямом Коди, была снайпер Энни Оукли.
Сегодня в Техасе даже есть Национальный музей и Зал славы «ковгёрл».
Кроме того, в западных штатах женщины раньше всего в США стали получать равные права с мужчинами: на голосование, справедливую оплату труда и упрощённую процедуру развода. Например, в Вайоминге такие законы были приняты ещё в 1869 году.
История Дикого Запада показывает, что события даже относительно недавнего прошлого могут превратиться в сборник стереотипов и легенд. Упрощая реальность, преувеличивая масштаб событий и рисуя образы героев и злодеев, массовая культура создала тот миф, что именуется Диким Западом. Смотреть вестерны и читать о смелых ковбоях и благородных индейцах всё равно интересно, но теперь вы знаете, как всё было на самом деле.
Источник
« Что происходит с нашим телом сразу после смерти
Удивительный живой мир, который скрывается в... »
  • +17

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+2
Бизонов жалко. Истребили 40 млн. голов, практически всех.