Из истории оружия: как появился кольчато-пластинчатый доспех?

Защитные элементы всегда были важнейшей составляющей обмундирования воинов. И отечественные солдаты были не исключением. Поэтому и на Руси доспехи неоднократно совершенствовались, в том числе путем заимствования иностранного опыта. Именно так у древнерусских воинов появились кольчато-пластинчатый доспех, который на то время считался едва ли не самым эффективным защитным элементом. А самой успешной его модификацией на отечественных просторах оказался бехтерец.




История развития воинского защитного обмундирования еще в эпоху классического Средневековья пошла по нескольким параллельно существующим направлениям. А все потому, что и западноевропейским рыцарям, и восточноазиатским кочевникам постоянно приходилось делать выбор между как можно более эффективной защитой, которая при этом могла прилично сковывать их движения, и той, что была менее универсальна по своему прямому назначению, однако обладала маневренностью. И если на Западе долгое время отдавали предпочтение именно первому типу доспехов, то Восток пошел как раз по второму пути.




Так, наиболее популярными защитными элементами воинов из восточной части евразийского континента обмундирования были различные модификации кольчуги или пластинчатых доспехов. Они были довольно гибкими, легкими по весу – особенно в сравнении с теми же западноевропейскими рыцарскими латами – и давали простор для маневра телом самого воина.




Перелом в истории кольчуги наступил примерно в XIV столетии, когда оружейные мастера Ближнего Востока начали комбинировать пластинчатую броню и кольчужные элементы. Через некоторое время доспехи нового типа появились в войске Золотой Орды, а оттуда их переняли уже дружины русских княжеств. Самой же популярной модификацией кольчато-пластинчатого доспеха на отечественных просторах оказался бехтерец.



Сам термин — «бехтерец», либо «бахтерец» берет свое происхождение из монгольского языка, где «бэктер», означает «кольчуга», «панцирь» или обобщенно «доспех». Однако их они это слово позаимствовали уже из персидского языка — «бегтер», которое имеет аналогичное значение.

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона приводится такое определения термина: «Бахтерец, или бехтерец, от монгольского «бектер» — «панцырь» или «кольчуга», у которых на груди и спине, а иногда и боках было по нескольку рядов мелких пластин или досок из железа или меди, часто с серебряною или золотою насечкой».



Справедливости ради, следует уточнить, что далеко не все кольчато-пластинчатые доспехи носят одно название. Их также существует несколько видов, в зависимости от технологии производства или вариантов используемых при этом материалов – например, размер пластин. Так, кроме бехтерца, история знает еще юшман и калантарь. Также специалисты по истории вооружении и обмундирования относят к кольчато-пластинчатым доспехам некоторые виды зерцального доспеха – личные и полные зерцала.



Собственно же бехтерец производили следующим образом: множества тонких мелких пластинок сцепляли кольчужными кольцами, образовывая ряды. На грудь и спину воина полагалось от трех до девяти вертикальных рядов, на бока — по два-три. Пустующее пространство между рядами заполнялось кольчужным плетением. Им же, зачастую, защищались ворот, рукава и подол.

Несмотря на то, что для одного доспеха использовались сотни пластинок, каждая их них тщательно подготавливалась перед тем, как из них составляли бехтерец: им придавали специальную выгнутую форму для того, чтобы увеличить защитные свойства готового обмундирования даже при тонком металле. Кроме того, сборка пластинок проходила особым образом: они немного перекрывали одна другую.



Одной из отличительных черт бехтерца было то, что у него довольно редко делали длинный подол. Обычно он был скорее похож на жилет длиной в среднем 65 сантиметров. Такие размеры были обусловлены тем, что они позволяют беспрепятственно забираться и удерживаться в седле в пути. Кроме того, более короткий доспех банально меньше весил.



Еще одной интересной особенностью бехтерца был тот факт, что их старались «подогнать по фигуре» воина. Комбинация кольчужного плетения и металлических пластинок разных размеров позволяла оружейникам добиться максимально точной посадки доспеха. Это подтверждает вид сохранившихся бехтерцев — ряд образцов были четко приталенными. Таким образом, обмундирование плотно прилегало к телу, никуда не сдвигаясь, а значит, более эффективно выполняло свое прямое назначение.

По подсчетам современных оружейных специалистов, чтобы изготовить один доспех, необходимо не менее полутора тысяч пластинок, поэтому процесс производства был таким же кропотливым, как и плетение кольчуги. При этом, по данным редакции Novate.ru, времени изготовление бехтерца отнимало намного меньше. В общей сложности готовый бехтерец весил в среднем не менее десяти килограмм.



А вот некоторые элементы обмундирования, которые изготовлялись с применением бехтерного плетения, на Руси встречались крайне редко. Речь идет о наплечниках и набедренниках, которые, к примеру, использовали в иранских войсках. Причиной такого выбора был тот факт, что русские ратники предпочитали сохранять максимальную маневренность. А вот варианты доспехов с кольчужными рукавами можно увидеть у отечественных воинов чаще, однако их изготовляли не русские мастера-оружейники, а покупались «у басурман», или же их получали в качестве трофеев.



Трудно доподлинно установить, когда именно древнерусские воины начали использовать бехтерцы. Согласно сохранившимся летописным свидетельствам, процесс их распространения по отечественным просторах пришелся примерно на XV столетие. Так, до наших дней дошло свидетельство московского дипломата греческого происхождения Георгия Перкамоты, который в I486 году в диалоге с миланским герцогом упомянул, что воины Ивана III во время войны носят «легкие панцири (corazzina), какие употребляют мамелюки султана». Историки и археологи предполагают, что в данном случае речь идет как раз о кольчато-пластинчатых доспехах, или даже конкретно о бехтерцах, которые были популярны среди турецких воинов.



Более точную информацию относительно применения кольчато-пластинчатых доспехов оставил известный дипломат Священной Римской империи Сигизмунд Герберштейн, который посетил великого князя Василия III в начале XVI века: «Некоторые имеют кольчатый панцирь и нагрудный доспех (Brustharnist), состоящий из соединенных вместе колец и пластин, расположенных наподобие рыбьей чешуи». Кроме того, бехтерцы четко просматриваются среди снаряжения русских всадников на картине «Битва под Оршей», которая была написана анонимным художником около 1520 года.



А первое непосредственно документальное упоминание в русских источниках, прямо указывающее на использование кольчато-пластинчатых доспехов конкретной модификации находится в духовной грамоте Григория Дмитриева Русинова, датированной 1521-1522 годами: «…А со мною на службе доспеху шолом шама-хеиской да бехтерец…». То есть, ко второй трети XVI столетия бехтерец уже прочно обосновался в виде доспеха русского войска. К примеру, в Боярской книге 1555-1556 годов, десятнях XVI века и ряде прочих документов бехтерец упоминается более тридцати раз.



Интересно, что бехтерец можно было надеть на воина различными способами. Чаще всего они зависели от конструкции самого доспеха. Наиболее простой путь был надеть бехтерец через голову, однако это было возможно только, если имели дело с облегченным вариантом в виде обычной кольчуги, усиленной несколькими рядами из пластинок только в районе груди. На Востоке бехтерцы изготовлялись со специальным разрезом на груди или на боку, потому они надевались, по сути, как обычную одежду. Такой же прием со временем переняли и русские оружейные мастера, причем они зачастую делали выбор в пользу разреза на боку.



Основную же свою функцию – защитную — бехтерец выполнял весьма эффективно, за что высоко ценился и снискал популярность среди воинов. Так, известно, что кроме защиты от ударов колющего и режущего оружия, он был способен оградить владельца от стрел и даже от первых вариантов огнестрельного оружия, по типу пищали. Происходил этот процесс следующим образом: пластинки под воздействием вражеского удара, по сути, амортизировали одна об другую и сводили этим энергию атаки к минимуму.



Несмотря на то, что кольчато-пластинчатые доспехи представлены несколькими вариантами, именно бехтерец считался наиболее комфортным и при этом максимально защищающим. Причем высокая эффективность бехтерца было оценено не только на Руси – его популярность стала проникать дальше на запад. Так, уже с XVI столетия они появились в обмундировании польской конницы, а к началу XVII века бехтерец получил распространение уже на большинстве территорий Восточной Европы.



Правда, век их также оказался недолгим: непрерывная модернизация огнестрельного оружия довольно быстро превратила кольчато-пластинчатые доспехи в морально устаревший защитный элемент. Однако полностью бехтерец из обихода военных не исчез: в ряде государств даже наши дни он является элементом церемониального или парадного обмундирования.
Источник
« Интересные страницы из истории астрономии
И всё-таки мы не в Матрице »
  • +12

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Спасибо, познавательно!