6 причин, по которым вы, скорее всего, не выжили бы в крестовых походах
Борьба за веру — крайне увлекательное занятие, но оно сопряжено с определёнными опасностями.
Предположим, что вы как‑то раз проснулись не в своей уютной квартире, а в средневековой Европе, и предстоит вам не утомительная поездка в офис, а самый настоящий Крестовый поход. Даже если вы очутились в теле простого крестьянина — не беда, не только рыцари ходили на Святую землю. Здорово, правда?
Однако, оказавшись в Средневековье, вы бы быстро поняли, что эта эпоха была куда более безумной, чем её описывают книги и фильмы. И сохранить свою жизнь тогда было крайне нелегко даже матёрым натренированным воинам, не говоря уже о простолюдинах. Вот несколько трудностей, с которыми мог бы столкнуться путешественник в прошлое.
Кря… то есть Deus Vult! Псалтырь Латтрелла, 1325–1335 годы
Если вы собрались в поход на Святую землю, вам нужно было для начала хотя бы понять, где она, собственно, располагается. Путь туда могли найти далеко не все. Большинство людей в Средние века максимум в соседнюю деревню ездили и, где Иерусалим находится, представляли себе весьма слабо.
Google Maps тогда ещё были недоступны, опытных мореплавателей, готовых провести крестоносцев по морю, на всех не хватало. Как и проводников на суше.
В общем, собиравшиеся отвоёвывать Гроб Господень ориентировались на местности как получится и часто приходили не туда.
Так, хронисты Альберт Аахенский, Гвиберт Ножанский и Фульхерий Шартрский в своих летописях рассказывают об огромном сборище самоотверженно верующих простолюдинов, в чью компанию затесалось и некоторое количество рыцарей. Они вдохновились речами святого отшельника Петра Амьенского Пустынника и примкнули к так называемому Крестьянскому крестовому походу.
Но искать Святую землю они собрались не посредством богопротивной географии, а с помощью воли Господа. Проводником оной сочли обыкновенного белого гуся.
Птица во время проповеди зашла в церковь и взлетела на алтарь. Этого прихожанам было достаточно, чтобы объявить её посланником небес. Гуся выпустили на улицу, и всё прирастающая толпа фанатиков отправилась вслед за ним, считая, что «неразумное создание, которое ведёт Святой Дух», является лучшим проводником в рай.
Альберт Аахенский также упоминает ещё об одной группе искателей Иерусалима, которые следовали на этот раз за белой козой.
Судя по тому, что эти паломники Крестьянского крестового похода были практически подчистую уничтожены турками или проданы в рабство, гусь с козой привели их куда‑то не туда. Поэтому, прежде чем примыкать к очередному отряду Святого воинства, узнайте, кто их проводник, или вас ждёт та же участь.
Во время осады Маарры крестоносцы использовали в качестве снарядов для требушетов всё, что в голову придёт. Манускрипт XIII века
Экономика и снабжение ничуть не менее важны в сражениях, чем сила и храбрость. Если у вас в животе пусто, долго вы не провоюете.
Когда в 1096 году папа Урбан II произнёс проповедь и пообещал, что участникам Крестового похода будут прощены все грехи, большинство рыцарей отправились в путь не ради выгоды, но по зову сердца.
Многочисленные примкнувшие к ним крестьяне тоже были переполнены благочестивыми мыслями. Но не только ими. Значительная часть бедноты намеревалась искать Святую землю, чтобы чем‑нибудь там поживиться. Ведь дома есть было нечего: для той же Франции предшествующее походу годы выдались очень голодными.
Гвиберт Ножанский описал, как к идущей на Иерусалим армии из 4 500 рыцарей присоединились почти 35 000 простых крестьян, которые искали спасения от голода и лишений. Зачастую с собой они не могли взять ни провианта, ни какого‑нибудь оружия.
Доходило до того, что в трёхлетний поход отчаявшиеся крестьяне уходили босиком.
Далеко не все эти несчастные добрались до Святой земли — только где‑то 10 000 пехотинцев (если можно так называть босых и безоружных землепашцев) и 1 000 рыцарей. Остальные погибли в пути от голода и болезней.
Поэтому истощённые крестоносцы полностью разграбляли взятые города — Антиохию, Маарру, а потом и Иерусалим. Они уничтожали там всё живое, даже когда противник сдавался добровольно. Так, в своей хронике Альберт Аахенский упоминает, что жертвами рыцарей становились «и сарацины, и даже собаки». Последних ему было особенно жалко.
В общем, отправляясь в крестовый поход, отбросьте брезгливость и будьте морально готовы ко всему. Иначе вас ждёт истощение и гибель.
Саладин и Ги де Лузиньян после битвы. Картина Тахсина Саида, 1954 год
Палестина всегда была жарким местом, но Средневековый климатический оптимум в период с 950 по 1250 год сделал её прямо‑таки обжигающей. Именно в это время и проходили Крестовые походы — с Первого по Седьмой.
Сохранились свидетельства, что рыцари на марше гибли сотнями от обезвоживания, а упавших из‑за солнечного удара и не вставших обратно в строй простолюдинов никто даже не удосуживался подсчитать.
Сами представьте, каково это — целыми днями ехать на лошади по жаре в чрезмерно тёплой одежде и кольчуге. Да ещё и в окружении таких же потных джентльменов, последний раз видевших душ год‑другой тому назад.
Плачевным положением крестоносцев не стеснялись пользоваться сражавшиеся с ними мусульмане. Например, именно жара помогла когда‑то султану Саладину победить Ги де Лузиньяна в битве при Хаттине в 1187 году. Он оттеснил войска Ги от источников воды, затем поджёг траву вокруг лагеря европейцев, а их самих осыпал градом стрел.
Особенно тяжело пришлось лошадям рыцарей — копытные гибли как мухи. А без этого своего средства передвижения рыцари представляли печальное зрелище. Измученные жарой и умирающие от дыма крестоносцы попытались прорваться в пешем строю, но были перебиты, а Ги взят в плен.
Вот что бывает, если во время интенсивных физических нагрузок, например бега в 30‑килограммовых доспехах, пренебрегать питьём. Собравшись воевать на Святой земле, прихватите с собой не только достаточный запас воды, но также панаму и мобильный кондиционер. Они помогут дольше сохранять боеспособность, а это залог вашего выживания.
Сражение вряд ли закончится для вас хорошо, если в самый его разгар вы умудритесь схватить солнечный удар.
Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер», 1474 год
Военная медицина тех лет оставляла желать лучшего, поэтому в походах рыцари и их помощники гибли в основном от небоевых потерь. Доктора ситуацию не улучшали. Учёным врачам хирургия была не к лицу, они больше душу врачевали. Поэтому за скальпели, а также пилы, клещи, свёрла и прочие инструменты брались парикмахеры.
Да, средневековые цирюльники не только стригли, но и проводили операции. Особенно они любили ампутации — сохранились упоминания, что даже крошечная загноившаяся рана могла стоить воину ноги. Вот что бывает, когда забываешь изобрести антибиотики.
Операция, как правило, выполнялась обычным боевым топором или мечом.
Иногда случались и врачебные ошибки. Например, досадное недоразумение произошло с неким рыцарем Джованни Далле Банде Нере из ордена Чёрных повязок. У него загноилась рана на ноге, и парикмахер‑хирург, чтобы спасти пострадавшему жизнь, лишил его нижней конечности.
Но по неопытности цирюльник не провёл ампутацию в районе поражённого участка выше колена, а ограничился ступнёй. Видимо, слышал от коллег что‑то вроде «видишь инфекцию — удаляешь ногу», но в детали не вникал. Естественно, больному такая операция не помогла, и он всё равно скончался.
Врачевание осложнялось политикой командиров Святого воинства. Например, маркграф Конрад Монферратский запретил лекарства в своих войсках, потому что, во‑первых, от них было мало проку, а во‑вторых, он боялся, что потенциально подкупленные мусульманами доктора его отравят. Так что всякие одурманивающие зелья оказались под запретом, а и без того мизерные шансы получить анестезию испарились.
Как вы понимаете, в таких условиях рассчитывать на сколько‑нибудь эффективную медицину не приходится. Так что, если вам не повезёт в бою и в колено прилетит стрела, лечащие вас хирурги‑парикмахеры принесут больше вреда, чем пользы.
Епископ проповедует прокажённым. Миниатюра из манускрипта «Всякое благо» Джеймса ле Палмера, 1360–1375 годы
Как вы понимаете, с такой продвинутой медициной среди крестоносцев процветали самые разнообразные заболевания. Так что, если соберётесь в поход на Святую землю, не забудьте прихватить с собой телегу‑другую какой‑нибудь моркови: со здоровой пищей там напряжёнка. Например, сохранились сведения, что цинга уничтожила шестую часть французского воинства во время Пятого крестового похода.
Его участники осадили порт Думьят, но, как обычно, не подумали о припасах и во время осады страдали от нехватки витамина C. По свидетельствам очевидцев, у большинства рыцарей повыпадали зубы, а бёдра «почернели». От цинги умер даже Людовик IX, прозванный за свои мучения Святой. Это случилось уже в Восьмом походе.
А знаменитый Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август цингу пережили и вернулись в Европу, но лишились при этом волос и ногтей.
Ещё одна неприятность, с которой столкнулись бойцы Святого воинства, — дизентерия. Она стала причиной смерти короля Иоанна Безземельного, а также бесчисленного множества рыцарей попроще. Ведь этим тёмным необразованным личностям просто не приходило в голову, что отправлять естественные потребности рядом с источниками пресной воды — не очень хорошая идея. Вот что бывает, когда забываешь изобрести гигиену.
Упомянутый Людовик IX тоже страдал от дизентерии, причём так сильно, что не всегда успевал снять бриджи, когда его прихватывало. В итоге он просто прорезал их кинжалом, чтобы не утруждаться лишний раз. Король, ведущий войска в бой с дырой в штанах, — что может быть более воодушевляющим?
Главным же врагом крестоносцев были не сарацины, а обычные вши. Поэтому войска сопровождали специально обученные женщины, выискивающие их у своих рыцарей. Видимо, они не справлялись, потому что вши успешно распространяли тиф как среди европейцев, так и среди мусульман, имевших неосторожность в битве подойти к Святому воинству слишком близко.
Так что, подвизаясь в сражениях на Святой земле, будьте готовы ко всем этим неприятностям. Помните, что враг, которого вы не видите (микроскопы‑то ещё не изобрели), способен убить вас ничуть не менее жестоко, чем самые могучие бойцы мусульман.
Крестоносцы уничтожают катаров в Каркассоне. Миниатюра часослова Бусико, около 1415 года
Возможно, взвесив все риски, вы решите, что ну их, эти Крестовые походы, в Средневековье и без них есть чем заняться. Пусть суровые господа в броне на своих скакунах воюют за веру где‑то там, за морем, а вы можете и дома посидеть, выказывая им только моральную поддержку.
Однако иногда случалось так, что Крестовый поход приходил к вам сам, не дожидаясь инициативы с вашей стороны.
Далеко не всегда агрессия крестоносцев была направлена против одних мусульман. Братьям во Христе тоже доставалось от своих бывших товарищей, когда те слишком уж увлекались поисками неверных.
Так, например, крестоносцы разграбили вроде как христианский Константинополь во время Четвёртого похода — просто религиозные разногласия между Священной Римской и Византийской империями, ничего особенного. Мирное население не пощадили.
В Альбигойском крестовом походе под раздачу попали представители отколовшегося от католической церкви движения катаров. Эти ребята проповедовали весьма небогоугодные вещи. Например, что убивать нельзя никого, даже животных, что иконы и мощи — это идолы и что женщины примерно равны мужчинам и даже могут быть священниками.
Если первые положения ещё можно было как‑то обсудить в ходе религиозного диспута, то последнее ну совсем ни в какие ворота не лезло.
Папский престол организовал поход на Южную Францию, где в основном катары и проживали, и еретиков предали огню. Перед крестоносцами, правда, встала проблема — как отличать их от нормальных католиков? Если сарацина‑мусульманина можно по характерной внешности опознать, то тут никаких особых признаков.
И тогда командовавший походом папский легат Арнольд Амальрик, аббат Сито, без колебаний заявил что‑то вроде: «Бейте всех, господь узнает своих». И его рыцари зачистили целый город под названием Безье. Они предали мечу почти 20 000 человек, не утруждая себя разбирательствами, где свой, где чужой. Попробуй объясни им, почему именно вы — не еретик.
Есть, правда, сомнения, что аббат сказал именно так. Возможно, он просто цитировал Священное Писание, произнеся «познал Господь Своих» уже после резни. Но вряд ли вам от этого стало бы легче: даже не участвуя в самом походе, вы всё ещё не в безопасности. Не расслабляйтесь даже в глубоком тылу, ибо Средневековье — чрезвычайно суровое время.
Предположим, что вы как‑то раз проснулись не в своей уютной квартире, а в средневековой Европе, и предстоит вам не утомительная поездка в офис, а самый настоящий Крестовый поход. Даже если вы очутились в теле простого крестьянина — не беда, не только рыцари ходили на Святую землю. Здорово, правда?
Однако, оказавшись в Средневековье, вы бы быстро поняли, что эта эпоха была куда более безумной, чем её описывают книги и фильмы. И сохранить свою жизнь тогда было крайне нелегко даже матёрым натренированным воинам, не говоря уже о простолюдинах. Вот несколько трудностей, с которыми мог бы столкнуться путешественник в прошлое.
1. Вашим отрядом мог командовать не закалённый в боях опытный рыцарь, а гусь
Кря… то есть Deus Vult! Псалтырь Латтрелла, 1325–1335 годы
Если вы собрались в поход на Святую землю, вам нужно было для начала хотя бы понять, где она, собственно, располагается. Путь туда могли найти далеко не все. Большинство людей в Средние века максимум в соседнюю деревню ездили и, где Иерусалим находится, представляли себе весьма слабо.
Google Maps тогда ещё были недоступны, опытных мореплавателей, готовых провести крестоносцев по морю, на всех не хватало. Как и проводников на суше.
В общем, собиравшиеся отвоёвывать Гроб Господень ориентировались на местности как получится и часто приходили не туда.
Так, хронисты Альберт Аахенский, Гвиберт Ножанский и Фульхерий Шартрский в своих летописях рассказывают об огромном сборище самоотверженно верующих простолюдинов, в чью компанию затесалось и некоторое количество рыцарей. Они вдохновились речами святого отшельника Петра Амьенского Пустынника и примкнули к так называемому Крестьянскому крестовому походу.
Но искать Святую землю они собрались не посредством богопротивной географии, а с помощью воли Господа. Проводником оной сочли обыкновенного белого гуся.
Птица во время проповеди зашла в церковь и взлетела на алтарь. Этого прихожанам было достаточно, чтобы объявить её посланником небес. Гуся выпустили на улицу, и всё прирастающая толпа фанатиков отправилась вслед за ним, считая, что «неразумное создание, которое ведёт Святой Дух», является лучшим проводником в рай.
Альберт Аахенский также упоминает ещё об одной группе искателей Иерусалима, которые следовали на этот раз за белой козой.
Судя по тому, что эти паломники Крестьянского крестового похода были практически подчистую уничтожены турками или проданы в рабство, гусь с козой привели их куда‑то не туда. Поэтому, прежде чем примыкать к очередному отряду Святого воинства, узнайте, кто их проводник, или вас ждёт та же участь.
2. Вы вполне могли умереть не в бою, а от жуткого голода
Во время осады Маарры крестоносцы использовали в качестве снарядов для требушетов всё, что в голову придёт. Манускрипт XIII века
Экономика и снабжение ничуть не менее важны в сражениях, чем сила и храбрость. Если у вас в животе пусто, долго вы не провоюете.
Когда в 1096 году папа Урбан II произнёс проповедь и пообещал, что участникам Крестового похода будут прощены все грехи, большинство рыцарей отправились в путь не ради выгоды, но по зову сердца.
Многочисленные примкнувшие к ним крестьяне тоже были переполнены благочестивыми мыслями. Но не только ими. Значительная часть бедноты намеревалась искать Святую землю, чтобы чем‑нибудь там поживиться. Ведь дома есть было нечего: для той же Франции предшествующее походу годы выдались очень голодными.
Гвиберт Ножанский описал, как к идущей на Иерусалим армии из 4 500 рыцарей присоединились почти 35 000 простых крестьян, которые искали спасения от голода и лишений. Зачастую с собой они не могли взять ни провианта, ни какого‑нибудь оружия.
Доходило до того, что в трёхлетний поход отчаявшиеся крестьяне уходили босиком.
Далеко не все эти несчастные добрались до Святой земли — только где‑то 10 000 пехотинцев (если можно так называть босых и безоружных землепашцев) и 1 000 рыцарей. Остальные погибли в пути от голода и болезней.
Поэтому истощённые крестоносцы полностью разграбляли взятые города — Антиохию, Маарру, а потом и Иерусалим. Они уничтожали там всё живое, даже когда противник сдавался добровольно. Так, в своей хронике Альберт Аахенский упоминает, что жертвами рыцарей становились «и сарацины, и даже собаки». Последних ему было особенно жалко.
В общем, отправляясь в крестовый поход, отбросьте брезгливость и будьте морально готовы ко всему. Иначе вас ждёт истощение и гибель.
3. На Святой земле даже погода хотела вас убить
Саладин и Ги де Лузиньян после битвы. Картина Тахсина Саида, 1954 год
Палестина всегда была жарким местом, но Средневековый климатический оптимум в период с 950 по 1250 год сделал её прямо‑таки обжигающей. Именно в это время и проходили Крестовые походы — с Первого по Седьмой.
Сохранились свидетельства, что рыцари на марше гибли сотнями от обезвоживания, а упавших из‑за солнечного удара и не вставших обратно в строй простолюдинов никто даже не удосуживался подсчитать.
Сами представьте, каково это — целыми днями ехать на лошади по жаре в чрезмерно тёплой одежде и кольчуге. Да ещё и в окружении таких же потных джентльменов, последний раз видевших душ год‑другой тому назад.
Плачевным положением крестоносцев не стеснялись пользоваться сражавшиеся с ними мусульмане. Например, именно жара помогла когда‑то султану Саладину победить Ги де Лузиньяна в битве при Хаттине в 1187 году. Он оттеснил войска Ги от источников воды, затем поджёг траву вокруг лагеря европейцев, а их самих осыпал градом стрел.
Особенно тяжело пришлось лошадям рыцарей — копытные гибли как мухи. А без этого своего средства передвижения рыцари представляли печальное зрелище. Измученные жарой и умирающие от дыма крестоносцы попытались прорваться в пешем строю, но были перебиты, а Ги взят в плен.
Вот что бывает, если во время интенсивных физических нагрузок, например бега в 30‑килограммовых доспехах, пренебрегать питьём. Собравшись воевать на Святой земле, прихватите с собой не только достаточный запас воды, но также панаму и мобильный кондиционер. Они помогут дольше сохранять боеспособность, а это залог вашего выживания.
Сражение вряд ли закончится для вас хорошо, если в самый его разгар вы умудритесь схватить солнечный удар.
4. Цирюльники желали вам добра и поэтому могли изувечить
Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер», 1474 год
Военная медицина тех лет оставляла желать лучшего, поэтому в походах рыцари и их помощники гибли в основном от небоевых потерь. Доктора ситуацию не улучшали. Учёным врачам хирургия была не к лицу, они больше душу врачевали. Поэтому за скальпели, а также пилы, клещи, свёрла и прочие инструменты брались парикмахеры.
Да, средневековые цирюльники не только стригли, но и проводили операции. Особенно они любили ампутации — сохранились упоминания, что даже крошечная загноившаяся рана могла стоить воину ноги. Вот что бывает, когда забываешь изобрести антибиотики.
Операция, как правило, выполнялась обычным боевым топором или мечом.
Иногда случались и врачебные ошибки. Например, досадное недоразумение произошло с неким рыцарем Джованни Далле Банде Нере из ордена Чёрных повязок. У него загноилась рана на ноге, и парикмахер‑хирург, чтобы спасти пострадавшему жизнь, лишил его нижней конечности.
Но по неопытности цирюльник не провёл ампутацию в районе поражённого участка выше колена, а ограничился ступнёй. Видимо, слышал от коллег что‑то вроде «видишь инфекцию — удаляешь ногу», но в детали не вникал. Естественно, больному такая операция не помогла, и он всё равно скончался.
Врачевание осложнялось политикой командиров Святого воинства. Например, маркграф Конрад Монферратский запретил лекарства в своих войсках, потому что, во‑первых, от них было мало проку, а во‑вторых, он боялся, что потенциально подкупленные мусульманами доктора его отравят. Так что всякие одурманивающие зелья оказались под запретом, а и без того мизерные шансы получить анестезию испарились.
Как вы понимаете, в таких условиях рассчитывать на сколько‑нибудь эффективную медицину не приходится. Так что, если вам не повезёт в бою и в колено прилетит стрела, лечащие вас хирурги‑парикмахеры принесут больше вреда, чем пользы.
5. Эпидемии угрожали вам не меньше, чем стрелы и копья мусульман
Епископ проповедует прокажённым. Миниатюра из манускрипта «Всякое благо» Джеймса ле Палмера, 1360–1375 годы
Как вы понимаете, с такой продвинутой медициной среди крестоносцев процветали самые разнообразные заболевания. Так что, если соберётесь в поход на Святую землю, не забудьте прихватить с собой телегу‑другую какой‑нибудь моркови: со здоровой пищей там напряжёнка. Например, сохранились сведения, что цинга уничтожила шестую часть французского воинства во время Пятого крестового похода.
Его участники осадили порт Думьят, но, как обычно, не подумали о припасах и во время осады страдали от нехватки витамина C. По свидетельствам очевидцев, у большинства рыцарей повыпадали зубы, а бёдра «почернели». От цинги умер даже Людовик IX, прозванный за свои мучения Святой. Это случилось уже в Восьмом походе.
А знаменитый Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август цингу пережили и вернулись в Европу, но лишились при этом волос и ногтей.
Ещё одна неприятность, с которой столкнулись бойцы Святого воинства, — дизентерия. Она стала причиной смерти короля Иоанна Безземельного, а также бесчисленного множества рыцарей попроще. Ведь этим тёмным необразованным личностям просто не приходило в голову, что отправлять естественные потребности рядом с источниками пресной воды — не очень хорошая идея. Вот что бывает, когда забываешь изобрести гигиену.
Упомянутый Людовик IX тоже страдал от дизентерии, причём так сильно, что не всегда успевал снять бриджи, когда его прихватывало. В итоге он просто прорезал их кинжалом, чтобы не утруждаться лишний раз. Король, ведущий войска в бой с дырой в штанах, — что может быть более воодушевляющим?
Главным же врагом крестоносцев были не сарацины, а обычные вши. Поэтому войска сопровождали специально обученные женщины, выискивающие их у своих рыцарей. Видимо, они не справлялись, потому что вши успешно распространяли тиф как среди европейцев, так и среди мусульман, имевших неосторожность в битве подойти к Святому воинству слишком близко.
Так что, подвизаясь в сражениях на Святой земле, будьте готовы ко всем этим неприятностям. Помните, что враг, которого вы не видите (микроскопы‑то ещё не изобрели), способен убить вас ничуть не менее жестоко, чем самые могучие бойцы мусульман.
6. Вас могли убить собратья по вере — просто за компанию
Крестоносцы уничтожают катаров в Каркассоне. Миниатюра часослова Бусико, около 1415 года
Возможно, взвесив все риски, вы решите, что ну их, эти Крестовые походы, в Средневековье и без них есть чем заняться. Пусть суровые господа в броне на своих скакунах воюют за веру где‑то там, за морем, а вы можете и дома посидеть, выказывая им только моральную поддержку.
Однако иногда случалось так, что Крестовый поход приходил к вам сам, не дожидаясь инициативы с вашей стороны.
Далеко не всегда агрессия крестоносцев была направлена против одних мусульман. Братьям во Христе тоже доставалось от своих бывших товарищей, когда те слишком уж увлекались поисками неверных.
Так, например, крестоносцы разграбили вроде как христианский Константинополь во время Четвёртого похода — просто религиозные разногласия между Священной Римской и Византийской империями, ничего особенного. Мирное население не пощадили.
В Альбигойском крестовом походе под раздачу попали представители отколовшегося от католической церкви движения катаров. Эти ребята проповедовали весьма небогоугодные вещи. Например, что убивать нельзя никого, даже животных, что иконы и мощи — это идолы и что женщины примерно равны мужчинам и даже могут быть священниками.
Если первые положения ещё можно было как‑то обсудить в ходе религиозного диспута, то последнее ну совсем ни в какие ворота не лезло.
Папский престол организовал поход на Южную Францию, где в основном катары и проживали, и еретиков предали огню. Перед крестоносцами, правда, встала проблема — как отличать их от нормальных католиков? Если сарацина‑мусульманина можно по характерной внешности опознать, то тут никаких особых признаков.
И тогда командовавший походом папский легат Арнольд Амальрик, аббат Сито, без колебаний заявил что‑то вроде: «Бейте всех, господь узнает своих». И его рыцари зачистили целый город под названием Безье. Они предали мечу почти 20 000 человек, не утруждая себя разбирательствами, где свой, где чужой. Попробуй объясни им, почему именно вы — не еретик.
Есть, правда, сомнения, что аббат сказал именно так. Возможно, он просто цитировал Священное Писание, произнеся «познал Господь Своих» уже после резни. Но вряд ли вам от этого стало бы легче: даже не участвуя в самом походе, вы всё ещё не в безопасности. Не расслабляйтесь даже в глубоком тылу, ибо Средневековье — чрезвычайно суровое время.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Занятно и с юмором!
- ↓
+2
Интересно)
- ↓
+3
Факты новые. Интересно было прочитать.
- ↓
+3
Интересно!
- ↓