7 распространённых мифов об инквизиции, верить в которые образованному человеку просто стыдно
Сегодня мы видим в инквизиторах жестоких палачей и религиозных фанатиков. Такое отношение сформировалось в эпоху войн между католиками и протестантами в XVI–XVII веках. Обе стороны старались очернить друг друга. Одной из мишеней стали церковные суды, которым приписывали всяческие злодеяния. В последовавшую вслед за этим эпоху Просвещения инквизиторов тоже не жаловали и считали противниками научного прогресса.
В результате в массовом сознании инквизиция стала символом «тёмного» Средневековья, когда тысячи неповинных людей сжигали на кострах. Рассказываем, почему это не совсем так.
«Сожжение голландского анабаптиста XVI века Аннекена Хендрикса, обвинённого в ереси», гравюра Яна Лёйкена, 1685 год
В Испании инквизиция гораздо чаще осуждала людей за богохульство, тайную приверженность исламу, иудаизму или лютеранству, аморальные поступки и сексуальные преступления, чем за суеверия, в том числе и колдовство.
В 1610 году инквизитор Салазар‑и‑Фирас и вовсе провёл «следственный» эксперимент, в котором доказал, что обвиняемые в ведовстве женщины никак не связаны с магией, а либо психически нездоровы, либо оговаривают себя. Через несколько лет инквизиция перестала рассматривать дела о колдовстве.
Зато охота на ведьм была широко распространена в странах, в которых не было инквизиции. В Центральной и Северной Европе в XV–XVII веках стали массово выискивать магов и колдунов. При этом их преследованием в основном занимались именно светские суды. Также нередки были случаи самосуда.
Печально известный Салемский процесс вообще состоялся в британской колонии в Америке и лежит на совести именно светского суда.
В итоге количество жертв 300‑летней охоты на ведьм по разным данным составило от 35 до 100 тысяч человек. Однако в странах, где действовала инквизиция, то есть в Испании, Италии и Португалии, эта цифра была значительно ниже. И в основном это были мужчины.
Количество убитых ведьм в странах Европы в XV–XVII веках
В основном инквизиторы были образованными юристами, ведь в средневековой Европе монастыри были центрами науки и знаний. Поэтому церковники использовали следственные процедуры, заимствованные из практики Древнего Рима: поиск улик, построение линии обвинения, выяснение беспристрастности свидетелей. Следствие и допросы они вели обычно тщательно и дотошно.
Трибунал в инквизиторском дворце в Витториороса, Мальта
Чтобы не допустить случаев лжесвидетельствования, перед расследованием инквизитор узнавал у обвиняемого, нет ли у того врагов. Также разделялись понятия «сознательного» и «несознательного деяния». Суд мог принять во внимание, в каком состоянии был человек, который, к примеру, произносил «кощунственные» речи.
Отчасти поэтому больше 90% приговоров были оправдательными. Но даже если вина была доказана, церковные суды чаще назначали не казнь, а телесные наказания, изгнание, штрафы, конфискацию имущества или ношение специальных «покаянных» одежд. На костёр же отправлялись только те, кто упорствовал в своих убеждениях или попадался второй раз на деянии, в котором уже признавался.
Известны даже случаи, когда обычные преступники начинали богохульствовать во время светского следствия. Так они надеялись получить более мягкий приговор инквизиторского трибунала.
Показательна и история 1580 года, когда в Миланском герцогстве местные жители стали истерично выискивать ведьм среди соседей. Инквизиторы арестовали 17 женщин, обвиняемых в колдовстве. Девять из них были оправданы сразу, ещё пять — после принесения клятвы, что они не ведьмы. Лишь одна женщина полностью признала вину, а две оставшиеся — частично, но все они получили незначительные наказания.
В общем, инквизиция скорее стремилась установить мотивы проступка, добиться раскаяния, а не просто наказать виновного. Казнь же демонстрировала, что еретика не удалось вернуть к католической вере и заставить раскаяться в содеянном. Например, Джордано Бруно сожгли только через семь лет после начала процесса. Всё это время с учёным вели теологические диспуты.
С 1478 по 1834 годы испанские инквизиторы рассмотрели около 150 000 дел, вынесли около 10 000 смертных приговоров. Приведено в исполнение было не более 7 000 из них.
А ведь именно церковные суды Испании считались самыми жестокими! В действительности это тоже миф. Его называют чёрной легендой. Считается, что протестанты распространили её во время войн с католиками.
В Португалии за 250 лет существования (с 1540 года) инквизиция рассмотрела в три раза меньше дел, чем в Испании, но вынесла на 4% больше смертных приговоров. Связано это было в первую очередь с сохранением иудейских традиций у крещёных евреев в дальних уголках страны.
Хоть это и немалые числа, но о миллионах жертв говорить всё же не приходится.
«Святой Доминик председательствует на аутодафе», картина Педро Берругетте, конец XV века
Суды инквизиции сильно отличались от современных. Например, прокурор, следователь и судья были одним и тем же лицом. Действовала презумпция вины, а не невиновности.
Убеждённость в заведомой виновности подсудимого оправдывала применение пыток.
Однако насилие и презумпция вины в те времена были характерными чертами любого судебного процесса, не только церковного. В той же Испании гражданское судопроизводство в таком виде просуществовало до начала XVIII века.
При этом в деле истязания подозреваемых церковники были намного гуманнее светских властей. Пытать разрешалось не больше одного раза в сутки не более двух дней подряд. Причём только тех, кого на предварительном дознании уличили во лжи, или тех, чья вина была почти доказана. Также в ходе следствия арестованный не должен был умереть или остаться инвалидом.
Кроме того, инквизиторам запрещалось проливать кровь, поэтому пыточный арсенал был ограничен. В основном использовались три вида истязаний:
водой: подозреваемого клали на спину вниз головой и обливали так, что он начинал захлёбываться;
подвешивание на дыбе;
растягивание на доске.
Также подсудимых могли заключать в одиночных камерах и заставлять голодать.
Применение пыток не было обязательным, а полученное под ними признание обвиняемый должен был подтвердить повторно уже без истязаний. Инквизиторы обычно были тонкими психологами и больше полагались на перекрёстные допросы.
Например, 69‑летний Галилей во время инквизиторского расследования ни дня не провёл в темнице, а пытками, скорее всего, ему только угрожали. А перед процессом его осмотрел врач из флорентийского отделения Римской инквизиции.
Впрочем, всё это не делает инквизиторов менее жестокими.
«Трибунал инквизиции», картина Франсиско Гойи, 1808–1812 годы
Вопреки расхожему мнению, сами инквизиторы никогда не казнили тех, кого преследовали.
Инквизиторы работали в связке с местными властями. Если в городе или деревне не было доминиканского монастыря, светский правитель должен был обеспечить церковника всем необходимым, а также организовать надзор за подозреваемым. Более того, члены инквизиции не имели права пытать обвиняемых самостоятельно, поэтому местные власти призывали для этого специального человека.
После окончания следствия и вынесения приговора инквизиция передавала арестованного светской власти. Та и наказывала виновного.
Однако никакому церковному преследованию Коперник не подвергался. Астроном умер в возрасте 70 лет от инсульта, а вовсе не от пламени костра. Есть даже версия, что талантливого учёного, известного по всей Европе, приглашал ко двору римский папа Лев X. Он хотел, чтобы знаменитый астроном поучаствовал в разработке календарной реформы, но Коперник вежливо отказался.
Теорию Коперника о том, что не Земля, а Солнце находится в центре мира, католическая церковь запретила в 1616 году, спустя почти 70 лет после его смерти. Папы придерживались теории Птолемея, согласно которой все небесные тела вращаются вокруг Земли.
Но в первую очередь инквизиторы боролись не с научными убеждениями, а с ересями. Например, Джордано Бруно попал на костёр в 1600 году вовсе не из‑за того, что пропагандировал учение Николая Коперника: оно ещё даже не было запрещено. Итальянский учёный пострадал из‑за того, что утверждал, к примеру, что души могут жить в нескольких телах, Моисей был колдуном, Иисус стремился избежать смерти и был распят не по доброй воле, от Адама и Евы произошли только евреи, а Библия — это подделка.
«Галилей перед лицом римской инквизиции», картина Кристиано Банти, 1857 год
В отличие от Коперника и Бруно, Галилео Галилей действительно пострадал за свои научные взгляды. Его процесс состоялся в 1633 году. Но судили учёного не за веру в гелиоцентрическую модель мира, а за то, что он обсуждал эту «ересь». Припомнили Галилею и фразу из его книги, что Священное Писание — не единственный источник истины. Впрочем, хотя астроном не подвергся суровому наказанию, менее унизительным это его отречение не делает.
Кстати, нет ни одного свидетельства, что после процесса Галилей сказал: «И всё-таки она вертится!».
Искоренением ересей занимались не только инквизиторы. Так, в протестантской Женеве в 1553 году сожгли испанского учёного Мигеля Сервета, первого европейца, который описал малый круг кровообращения. Поводом для казни стало то, что Сервет отрицал триединую сущность Бога (Отец, Сын и Святой дух).
Официально первые органы розыска виновных в преступлениях против католической веры учредил папа римский Луций III в 1184 году. При нём же была принята концепция покаяния — аутодафе. Церковный же суд с названием «инквизиция» создал папа Иннокентий III в 1215 году. В основном инквизиторами становились члены монашеского ордена доминиканцев.
Да, аутодафе — это не сожжение еретика. Так именовалось публичное покаяние. Обычно это было шествие, во время которого обвиняемый каялся в деянии, а инквизитор зачитывал приговор.
Римские папы использовали инквизицию для борьбы с ересями. Секты катаров, вальденсов, альбигойцев открыто бросали вызов власти римского понтифика и считали католическую церковь погрязшей в грехах.
Инквизиция оставалась влиятельной и в XVI–XVII веках, в эпоху Реформации и Контрреформации. Тогда церковные суды сохранились только в Испании, Португалии и Италии. Здесь они просуществовали до XIX века. Последняя казнь по приговору инквизиции случилась в 1826 году. Это произошло в Испании: школьного учителя Каэтано Антонио Риполя обвинили в ереси.
Существует инквизиция и сегодня. С 1908 года она носит другие названия, сейчас — Священная конгрегация доктрины веры.
В результате в массовом сознании инквизиция стала символом «тёмного» Средневековья, когда тысячи неповинных людей сжигали на кострах. Рассказываем, почему это не совсем так.
1. Ведьмы и колдуны — главные противники инквизиторов
Инквизиторы считаются главными преследователями ведьм, к которым могли причислить любую рыжую или просто красивую женщину, а также хозяйку котов. Но это лишь распространённое заблуждение. На самом деле инквизиторы боролись с ересями — отклонениями от ортодоксального католического учения, пороками и с нарушением нравственных норм того времени. Например, с тайной приверженностью иудаизму или лютеранству, двоежёнством или гомосексуальностью.«Сожжение голландского анабаптиста XVI века Аннекена Хендрикса, обвинённого в ереси», гравюра Яна Лёйкена, 1685 год
В Испании инквизиция гораздо чаще осуждала людей за богохульство, тайную приверженность исламу, иудаизму или лютеранству, аморальные поступки и сексуальные преступления, чем за суеверия, в том числе и колдовство.
В 1610 году инквизитор Салазар‑и‑Фирас и вовсе провёл «следственный» эксперимент, в котором доказал, что обвиняемые в ведовстве женщины никак не связаны с магией, а либо психически нездоровы, либо оговаривают себя. Через несколько лет инквизиция перестала рассматривать дела о колдовстве.
Зато охота на ведьм была широко распространена в странах, в которых не было инквизиции. В Центральной и Северной Европе в XV–XVII веках стали массово выискивать магов и колдунов. При этом их преследованием в основном занимались именно светские суды. Также нередки были случаи самосуда.
Печально известный Салемский процесс вообще состоялся в британской колонии в Америке и лежит на совести именно светского суда.
В итоге количество жертв 300‑летней охоты на ведьм по разным данным составило от 35 до 100 тысяч человек. Однако в странах, где действовала инквизиция, то есть в Испании, Италии и Португалии, эта цифра была значительно ниже. И в основном это были мужчины.
Количество убитых ведьм в странах Европы в XV–XVII веках
2. Инквизиторы старались сжечь каждого, кто попадал им в руки
В отличие от светских судов, инквизиторы подробно документировали свою деятельность. Благодаря доступу к этим архивам мы знаем многое о ходе процессов и решениях церковных судов. Оказывается, трибуналы были не такими уж кровожадными, а приговоры — довольно мягкими по нормам средневековой морали.В основном инквизиторы были образованными юристами, ведь в средневековой Европе монастыри были центрами науки и знаний. Поэтому церковники использовали следственные процедуры, заимствованные из практики Древнего Рима: поиск улик, построение линии обвинения, выяснение беспристрастности свидетелей. Следствие и допросы они вели обычно тщательно и дотошно.
Трибунал в инквизиторском дворце в Витториороса, Мальта
Чтобы не допустить случаев лжесвидетельствования, перед расследованием инквизитор узнавал у обвиняемого, нет ли у того врагов. Также разделялись понятия «сознательного» и «несознательного деяния». Суд мог принять во внимание, в каком состоянии был человек, который, к примеру, произносил «кощунственные» речи.
Отчасти поэтому больше 90% приговоров были оправдательными. Но даже если вина была доказана, церковные суды чаще назначали не казнь, а телесные наказания, изгнание, штрафы, конфискацию имущества или ношение специальных «покаянных» одежд. На костёр же отправлялись только те, кто упорствовал в своих убеждениях или попадался второй раз на деянии, в котором уже признавался.
Известны даже случаи, когда обычные преступники начинали богохульствовать во время светского следствия. Так они надеялись получить более мягкий приговор инквизиторского трибунала.
Показательна и история 1580 года, когда в Миланском герцогстве местные жители стали истерично выискивать ведьм среди соседей. Инквизиторы арестовали 17 женщин, обвиняемых в колдовстве. Девять из них были оправданы сразу, ещё пять — после принесения клятвы, что они не ведьмы. Лишь одна женщина полностью признала вину, а две оставшиеся — частично, но все они получили незначительные наказания.
В общем, инквизиция скорее стремилась установить мотивы проступка, добиться раскаяния, а не просто наказать виновного. Казнь же демонстрировала, что еретика не удалось вернуть к католической вере и заставить раскаяться в содеянном. Например, Джордано Бруно сожгли только через семь лет после начала процесса. Всё это время с учёным вели теологические диспуты.
3. На совести инквизиторов кровь миллионов людей
Хотя инквизиторы не были добродушными «санитарами» средневекового общества, масштаб их злодеяний чаще всего завышается. Сохранившиеся архивы испанской и португальской инквизиций позволяют сделать некоторые выводы.С 1478 по 1834 годы испанские инквизиторы рассмотрели около 150 000 дел, вынесли около 10 000 смертных приговоров. Приведено в исполнение было не более 7 000 из них.
А ведь именно церковные суды Испании считались самыми жестокими! В действительности это тоже миф. Его называют чёрной легендой. Считается, что протестанты распространили её во время войн с католиками.
В Португалии за 250 лет существования (с 1540 года) инквизиция рассмотрела в три раза меньше дел, чем в Испании, но вынесла на 4% больше смертных приговоров. Связано это было в первую очередь с сохранением иудейских традиций у крещёных евреев в дальних уголках страны.
Хоть это и немалые числа, но о миллионах жертв говорить всё же не приходится.
4. Инквизиторы были главными сторонниками пыток и применяли их бесконтрольно
«Святой Доминик председательствует на аутодафе», картина Педро Берругетте, конец XV века
Суды инквизиции сильно отличались от современных. Например, прокурор, следователь и судья были одним и тем же лицом. Действовала презумпция вины, а не невиновности.
Убеждённость в заведомой виновности подсудимого оправдывала применение пыток.
Однако насилие и презумпция вины в те времена были характерными чертами любого судебного процесса, не только церковного. В той же Испании гражданское судопроизводство в таком виде просуществовало до начала XVIII века.
При этом в деле истязания подозреваемых церковники были намного гуманнее светских властей. Пытать разрешалось не больше одного раза в сутки не более двух дней подряд. Причём только тех, кого на предварительном дознании уличили во лжи, или тех, чья вина была почти доказана. Также в ходе следствия арестованный не должен был умереть или остаться инвалидом.
Кроме того, инквизиторам запрещалось проливать кровь, поэтому пыточный арсенал был ограничен. В основном использовались три вида истязаний:
водой: подозреваемого клали на спину вниз головой и обливали так, что он начинал захлёбываться;
подвешивание на дыбе;
растягивание на доске.
Также подсудимых могли заключать в одиночных камерах и заставлять голодать.
Применение пыток не было обязательным, а полученное под ними признание обвиняемый должен был подтвердить повторно уже без истязаний. Инквизиторы обычно были тонкими психологами и больше полагались на перекрёстные допросы.
Например, 69‑летний Галилей во время инквизиторского расследования ни дня не провёл в темнице, а пытками, скорее всего, ему только угрожали. А перед процессом его осмотрел врач из флорентийского отделения Римской инквизиции.
Впрочем, всё это не делает инквизиторов менее жестокими.
5. Суды инквизиции выносили приговор и сами приводили его в исполнение
«Трибунал инквизиции», картина Франсиско Гойи, 1808–1812 годы
Вопреки расхожему мнению, сами инквизиторы никогда не казнили тех, кого преследовали.
Инквизиторы работали в связке с местными властями. Если в городе или деревне не было доминиканского монастыря, светский правитель должен был обеспечить церковника всем необходимым, а также организовать надзор за подозреваемым. Более того, члены инквизиции не имели права пытать обвиняемых самостоятельно, поэтому местные власти призывали для этого специального человека.
После окончания следствия и вынесения приговора инквизиция передавала арестованного светской власти. Та и наказывала виновного.
6. Инквизиторы преследовали учёных
Якобы поэтому инквизиторы сожгли Джордано Бруно и Николая Коперника, а Галилея вынудили отказаться от своих взглядов.Однако никакому церковному преследованию Коперник не подвергался. Астроном умер в возрасте 70 лет от инсульта, а вовсе не от пламени костра. Есть даже версия, что талантливого учёного, известного по всей Европе, приглашал ко двору римский папа Лев X. Он хотел, чтобы знаменитый астроном поучаствовал в разработке календарной реформы, но Коперник вежливо отказался.
Теорию Коперника о том, что не Земля, а Солнце находится в центре мира, католическая церковь запретила в 1616 году, спустя почти 70 лет после его смерти. Папы придерживались теории Птолемея, согласно которой все небесные тела вращаются вокруг Земли.
Но в первую очередь инквизиторы боролись не с научными убеждениями, а с ересями. Например, Джордано Бруно попал на костёр в 1600 году вовсе не из‑за того, что пропагандировал учение Николая Коперника: оно ещё даже не было запрещено. Итальянский учёный пострадал из‑за того, что утверждал, к примеру, что души могут жить в нескольких телах, Моисей был колдуном, Иисус стремился избежать смерти и был распят не по доброй воле, от Адама и Евы произошли только евреи, а Библия — это подделка.
«Галилей перед лицом римской инквизиции», картина Кристиано Банти, 1857 год
В отличие от Коперника и Бруно, Галилео Галилей действительно пострадал за свои научные взгляды. Его процесс состоялся в 1633 году. Но судили учёного не за веру в гелиоцентрическую модель мира, а за то, что он обсуждал эту «ересь». Припомнили Галилею и фразу из его книги, что Священное Писание — не единственный источник истины. Впрочем, хотя астроном не подвергся суровому наказанию, менее унизительным это его отречение не делает.
Кстати, нет ни одного свидетельства, что после процесса Галилей сказал: «И всё-таки она вертится!».
Искоренением ересей занимались не только инквизиторы. Так, в протестантской Женеве в 1553 году сожгли испанского учёного Мигеля Сервета, первого европейца, который описал малый круг кровообращения. Поводом для казни стало то, что Сервет отрицал триединую сущность Бога (Отец, Сын и Святой дух).
7. Инквизиция существовала только в Средние века
Истоки церковных судов в средневековой Европе уходят в глубь истории. Ещё во II веке н. э. христианские богословы стали осуждать еретиков.Официально первые органы розыска виновных в преступлениях против католической веры учредил папа римский Луций III в 1184 году. При нём же была принята концепция покаяния — аутодафе. Церковный же суд с названием «инквизиция» создал папа Иннокентий III в 1215 году. В основном инквизиторами становились члены монашеского ордена доминиканцев.
Да, аутодафе — это не сожжение еретика. Так именовалось публичное покаяние. Обычно это было шествие, во время которого обвиняемый каялся в деянии, а инквизитор зачитывал приговор.
Римские папы использовали инквизицию для борьбы с ересями. Секты катаров, вальденсов, альбигойцев открыто бросали вызов власти римского понтифика и считали католическую церковь погрязшей в грехах.
Инквизиция оставалась влиятельной и в XVI–XVII веках, в эпоху Реформации и Контрреформации. Тогда церковные суды сохранились только в Испании, Португалии и Италии. Здесь они просуществовали до XIX века. Последняя казнь по приговору инквизиции случилась в 1826 году. Это произошло в Испании: школьного учителя Каэтано Антонио Риполя обвинили в ереси.
Существует инквизиция и сегодня. С 1908 года она носит другие названия, сейчас — Священная конгрегация доктрины веры.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Комментарий удалён за нарушение
+2
Странная карта. Согласно ей, за 300 лет в Испании и Португалии казнили менее, чем по 100 ведьм? Т.е., по 30 за 100 лет? Не верю. И почему на этой карте нет Швейцарии, а исторические Нидерланды — в составе Германии, которая, кстати, как единое государство, появилась только в XIX веке.
- ↓
+1
Так всё, что угодно оправдать можно… и геноцид, том числе…
- ↓
+1
И в самом деле — просматривается какая то странная тенденция оправдания всех и вся! А может и в самом деле не было ни чего этого и люди жили в мире друг с другом и народы не уничтожались с целью расширения жизненного прстранства других, да и фашизма никакого не было? И первый враг всего «прогрессивного человечества» — это не известно откуда взявшаяся Россия с ее президентом во главе?
- ↑
- ↓
+2
Захватчики Земли уничтожили ведуний, ведунов, замаскировав под борьбу вер! Сейчас уничтожают нас принудительной вакцинацией! Всем Людям Желаю Здравствовать! Благости!
- ↓
+2
Бей марсиан! Или анунаков с планеты Нибиру? Вы уж, дорогой друг, определитесь, кто уничтожил любимых Вами людей.
- ↑
- ↓