10 познавательных фактов о человеческом голосе
Наши голоса удивительны. Для передачи знаний и информации люди изобрели различные звуки, что существенно увеличило способность к достижениям, исключив, к примеру, необходимость каждый раз заново открывать огонь.
31 000 языков и бесчисленное множество песен – достижения человеческого голоса охватывают всё, начиная от оперы и заканчивая орнитологией. Далее представлены десять удивительных фактов, связанных с нашим голосом.
Тувинские горловые певцы могут производить звуки различных высот – эффект, который сравнивают с волынкой. В результате певец может брать две или более нот одновременно – буквально гармонируя с самим собой.
Начиная с низкого гудения, горловые певцы тонко манипулируют своим голосовым трактом, чтобы разбить исходный звук, усиливая один или несколько обертонов до такой степени, чтобы они воспринимались как дополнительные высота, в то время как гудение продолжается на более низком уровне громкости. Часто певцы имитируют или взаимодействуют со звуками родной природы – свистом птиц, журчанием ручьёв, дуновением ветра или криками верблюда.
Только недавно горловое пение начали исполнять в закрытых залах; такие концерты весьма популярны среди туристов. Видео выше – потрясающий пример тувинского горлового пения. Обратите внимание, что большинство нот не переходят одна в другую, а фактически накладываются друг на друга – это пример, когда исполнитель производит два звука одновременно.
Сами звуки-щелчки являются характерными. С помощью языка и нёба вы получаете резкое хлопанье или чмоканье; помещая язык между губами – так называемый «щелчок поцелуя», если участвуют зубы или уголки рта, звук получается более тонкий.
Коса, основной язык Восточного и Западного мысов Африки, является ярким тому примером. Как показано в видео выше, этот процесс обычно включает в себя генерацию одного из звуков-щелчков в унисон с более традиционным лингвистическим компонентом – то есть тем, который производится голосовыми связками. Звуки-щелчки косы на письме передаются буквами x, c и q. Впоследствии щелчки соединяются с гласными звуками.
Существует только один известный пример использования щёлкающего языка за пределами Африки: дамин, ныне вымирающий церемониальный диалект аборигенов лардилов из северного Квинсленда (Австралия).
С пятью различными вариациями щелчков, многочисленными тонами и резкими гласными, часто произносимыми с быстрым удушающим звуком, язык таа, который используется всего несколькими тысячами человек в Ботсване и Намибии, рассматривается большинством лингвистов как язык, обладающий самым широким звуковым инвентарём на Земле.
Таа имеет два официально признанных диалекта –! сюн (тоже не опечатка). Описать язык крайне сложно. И хотя исследования немного сумбурны, можно смело сказать, что восточный! сюн таа имеет, по меньшей мере, 58 согласных, 31 гласный и четыре тона – высокий [á], средний [а], низкий [à] и средний нисходящий [â], в то время как западный! сюн таа имеет, по меньшей мере, 87 согласных, 20 гласных и два тона.
MВФ – это нечто большее, чем просто способ произвести впечатление на концертную аудиторию. Это также диагностический инструмент, используемый врачами в области речи и дыхания. Например, это может быть ключевым прогностическим показателем для того, кто страдает частичным параличом голосовых связок. Часто его используют в сочетании с МВНГФ – максимальным временем наиболее громкой фонации – чтобы получить представление об общей силе голоса пациента.
Как правило, здоровые взрослые мужчины могут поддерживать звук от 25 до 35 секунд, а женщины – от 15 до 25. Однако эти цифры могут заметно отличаться. В 2017 году поп-звезда Ариана Гранде записала видео, на котором она держала высокую ноту в течение более одной минуты. И хотя это действительно впечатляет, утверждения о том, что Гранде принадлежит рекорд по МВФ, являются необоснованными.
На самом деле этот рекорд принадлежит Ричарду Финку IV, который в 2019 году продемонстрировал выдающуюся способность – он удерживал одну и ту же ноту в течение двух минут и одной секунды, побив рекорд турецкого певца Алпаслана Дурмуса (его результат – одна минута 52 секунды).
Слуховые триггеры, которые обычно вызывают АСМР, включают мягкие вокализации, такие как жужжание, шёпот и щёлканье языком. Высокочувствительные микрофоны часто усиливают и отражают эти вокализации – своего рода автонастройка АСМР; также используются невокальные элементы вроде постукивания, шуршания и капания. У некоторых людей есть визуальная FCVH-чувствительность, вызываемая, например, успокаивающим жестом руки или убаюкивающим метрономом.
АСМР, возможно, никогда бы не появилась, если бы не один человек: художник PBS Боб Росс, чья «Радость живописи» привлекала зрителей меньше своей техникой холста и больше его ритмичными мазками кистью, мягко скребущим мастихином и успокаивающим баритонным повествованием. Многие сообщали о необъяснимом, покалывающем, эйфорическом ощущении, своего рода блаженном состоянии, которое возникало во время наблюдения за тем, как Росс создаёт свои фирменные величественные горы и «счастливые маленькие деревья».
Большая часть науки, стоящей за АСМР, всё ещё неизвестна, но исследования показывают, что этот феномен является физической реакцией, а не эмоциональным опытом – что делает его заслугой голосовых связок, а не струн души.
Любой певец с такой отличительной особенностью также должен удерживать рекорд либо по самой высокой, либо по самой низкой записанной ноте. В данном случае мастерство Стормса связано с нижним концом шкалы. Стормс взял самую низкую ноту, когда-либо спетую: соль (-7) (0,189 Герца). Это на целых восемь октав ниже самой низкой соль на пианино. На самом деле эта нота находится вне пределов слышимости человека; она была записана с помощью низкочастотного микрофона, а затем проверена с помощью точного анализа звука.
Уникальный талант Стормса был обнаружен, когда он пел в христианском хоре в детстве. Когда его голос стал более глубоким, он начал очаровывать не только концертмейстеров, но и медицинское сообщество: один лор был настолько заинтригован, что засунул видеокамеру в нос и горло Стормса. Было установлено, что голосовые связки шторма почти в два раза превышают нормальную длину, а окружающие их мышцы, называемые аритеноидами, обладают более высоким уровнем подвижности, что объясняет богатый реверберационный эффект.
Тем не менее, удача также является немаловажным фактором: невидимые трещины и щели покрывают поверхность каждого материала, однако размер и расположение этих мини-дефектов сильно отличаются. По этой причине бокалы, которые кажутся идентичными, обладают различной склонностью к разбиванию. Таким образом, в то время как одни бокалы поддаются воздействию человеческого голоса, другие – нет.
«Меня окружали большие стаи сосновых чижей, – пишет Лунд. – Лесные певуны прыгали вокруг моих ног. Я забрался в безмолвную рощу и пробудил птичью жизнь, как какой-нибудь птичий Аквамен. Когда пишинг работает, ты словно на вершине мира».
Слово «пишинг» является ономатопеей; оно происходит от звука «пшшшшш», имитирующего вокализацию, которую многие виды птиц используют, чтобы подать сигнал тревоги другим. Птицеловы распределяют птичьи звуки по различным категориям – брачные крики, короткие всплески чириканья и так далее. Пишинг предназначен для имитации сигнала тревоги, принятого в птичьем сообществе. Когда птица издаёт такой звук, другие особи обычно появляются, чтобы выяснить природу чрезвычайной ситуации.
Пхансори – это скорее марафон, чем спринт: выступления могут длиться до восьми часов; в течение них одинокий певец, обычно сжимающий веер и в сопровождении только одного барабана, импровизирует на темы, уходящие корнями в различные деревенские замысловатые истории и тексты.
Пхансори возник в 1600-х годах и оставался устной традицией среди простолюдинов вплоть до конца XIX века, когда он начал приобретать популярность среди состоятельных корейцев. Эта образованная аудитория начала наполнять пхансори более утончённым литературным содержанием. Тематика теперь колеблется от романтически трагической до антропоморфизированной фантазии. «Чхунхьянга» изображает непростые любовные отношения между мужчиной из высшего класса и дочерью женщины-артистки из низшего класса, в то время как сатирический маданг «Сугунгга» рассказывает о подвигах зайца, который оказывается в морском царстве.
Пхансори был объявлен национальным нематериальным культурным достоянием в 1964 году.
Его каталог был столь же уникален и охватывал перегруженные синтезатором интерпретации классической оперы и поп-культурные каверы “The Twist” Чабби Чекера и “Can't Help Falling in Love” Элвиса Пресли. Он также выступал в качестве бэк-вокалиста с рок-легендой Дэвидом Боуи во время захватывающего выступления 1979 года The Man Who Sold The World на Saturday Night Live.
Жизнь Номи была трагически прервана зарождающейся эпидемией СПИДа, которая начала распространяться в 1980-х годах. Тем не менее, Номи удалось оставить после себя хорошую память. В последние несколько месяцев своей жизни он переключился на оперные пьесы – ввиду его склонности к помпезности он выступал в оперном наряде эпохи барокко с высоким воротником. Воротник помогал скрыть на шее признаки так называемой саркомы Капоши, связанной с прогрессированием СПИДа.
Одно из последних выступлений Номи (на видео выше) демонстрирует, что его голос всё ещё был полон жизни, даже когда его тело приближалось к смерти.
31 000 языков и бесчисленное множество песен – достижения человеческого голоса охватывают всё, начиная от оперы и заканчивая орнитологией. Далее представлены десять удивительных фактов, связанных с нашим голосом.
10. Сольный дуэт: тувинское горловое пение
Республика Тыва, которая входит в состав Российской Федерации, расположена в южной Сибири, чуть севернее Монголии. Тувинцы живут в берестяных юртах и пасут коз и яков на обширных равнинах региона с доисторических времён. Этот район, пожалуй, больше всего славится своим «горловым пением», которое основывается на вокальном контроле, делающем акцент на слабых обертонах различных звуковых частот.Тувинские горловые певцы могут производить звуки различных высот – эффект, который сравнивают с волынкой. В результате певец может брать две или более нот одновременно – буквально гармонируя с самим собой.
Начиная с низкого гудения, горловые певцы тонко манипулируют своим голосовым трактом, чтобы разбить исходный звук, усиливая один или несколько обертонов до такой степени, чтобы они воспринимались как дополнительные высота, в то время как гудение продолжается на более низком уровне громкости. Часто певцы имитируют или взаимодействуют со звуками родной природы – свистом птиц, журчанием ручьёв, дуновением ветра или криками верблюда.
Только недавно горловое пение начали исполнять в закрытых залах; такие концерты весьма популярны среди туристов. Видео выше – потрясающий пример тувинского горлового пения. Обратите внимание, что большинство нот не переходят одна в другую, а фактически накладываются друг на друга – это пример, когда исполнитель производит два звука одновременно.
9. Щёлкающие языки
Щёлкающие языки – это группа африканских языков, в которых звуки-щелчки служат определёнными буквами или частями букв. Первоначально будучи характерной особенностью койсанских языков, звуки-щелчки распространились на языки банту и кушитов. Во всех случаях звуки-щелчки составляют лишь часть от общего числа согласных языка, переплетаясь с более общепризнанными вербальными сигналами.Сами звуки-щелчки являются характерными. С помощью языка и нёба вы получаете резкое хлопанье или чмоканье; помещая язык между губами – так называемый «щелчок поцелуя», если участвуют зубы или уголки рта, звук получается более тонкий.
Коса, основной язык Восточного и Западного мысов Африки, является ярким тому примером. Как показано в видео выше, этот процесс обычно включает в себя генерацию одного из звуков-щелчков в унисон с более традиционным лингвистическим компонентом – то есть тем, который производится голосовыми связками. Звуки-щелчки косы на письме передаются буквами x, c и q. Впоследствии щелчки соединяются с гласными звуками.
Существует только один известный пример использования щёлкающего языка за пределами Африки: дамин, ныне вымирающий церемониальный диалект аборигенов лардилов из северного Квинсленда (Австралия).
8. Таа
Нет, это не опечатка. Это язык – самый разнообразный в плане звучания в мире.С пятью различными вариациями щелчков, многочисленными тонами и резкими гласными, часто произносимыми с быстрым удушающим звуком, язык таа, который используется всего несколькими тысячами человек в Ботсване и Намибии, рассматривается большинством лингвистов как язык, обладающий самым широким звуковым инвентарём на Земле.
Таа имеет два официально признанных диалекта –! сюн (тоже не опечатка). Описать язык крайне сложно. И хотя исследования немного сумбурны, можно смело сказать, что восточный! сюн таа имеет, по меньшей мере, 58 согласных, 31 гласный и четыре тона – высокий [á], средний [а], низкий [à] и средний нисходящий [â], в то время как западный! сюн таа имеет, по меньшей мере, 87 согласных, 20 гласных и два тона.
7. Держуууууууууууууу ноту
Продолжительность времени, в течение которого человек может удерживать одну непрерывную ноту, известна как максимальное время фонации, или МВФ. Это упражнение позволяет оценить, насколько замкнуты голосовые связки у человека. В данном случае закрытость – это хорошо: чем больше закрыты голосовые связки, тем меньше воздуха тратится впустую и тем дольше можно поддерживать звук.MВФ – это нечто большее, чем просто способ произвести впечатление на концертную аудиторию. Это также диагностический инструмент, используемый врачами в области речи и дыхания. Например, это может быть ключевым прогностическим показателем для того, кто страдает частичным параличом голосовых связок. Часто его используют в сочетании с МВНГФ – максимальным временем наиболее громкой фонации – чтобы получить представление об общей силе голоса пациента.
Как правило, здоровые взрослые мужчины могут поддерживать звук от 25 до 35 секунд, а женщины – от 15 до 25. Однако эти цифры могут заметно отличаться. В 2017 году поп-звезда Ариана Гранде записала видео, на котором она держала высокую ноту в течение более одной минуты. И хотя это действительно впечатляет, утверждения о том, что Гранде принадлежит рекорд по МВФ, являются необоснованными.
На самом деле этот рекорд принадлежит Ричарду Финку IV, который в 2019 году продемонстрировал выдающуюся способность – он удерживал одну и ту же ноту в течение двух минут и одной секунды, побив рекорд турецкого певца Алпаслана Дурмуса (его результат – одна минута 52 секунды).
6. Автономная сенсорная меридиональная реакция
Автономная сенсорная меридиональная реакция (АСМР) – это феномен восприятия, который характеризуется приятным стимулирующим, а иногда статическим ощущением, возникающим на коже головы и передающимся вниз по шее до верхней части спины. АСМР штурмом взял YouTube; многие практикующие, которые называют себя АСМРистами, имеют миллионы подписчиков, а некоторые из них даже стали миллионерами.Слуховые триггеры, которые обычно вызывают АСМР, включают мягкие вокализации, такие как жужжание, шёпот и щёлканье языком. Высокочувствительные микрофоны часто усиливают и отражают эти вокализации – своего рода автонастройка АСМР; также используются невокальные элементы вроде постукивания, шуршания и капания. У некоторых людей есть визуальная FCVH-чувствительность, вызываемая, например, успокаивающим жестом руки или убаюкивающим метрономом.
АСМР, возможно, никогда бы не появилась, если бы не один человек: художник PBS Боб Росс, чья «Радость живописи» привлекала зрителей меньше своей техникой холста и больше его ритмичными мазками кистью, мягко скребущим мастихином и успокаивающим баритонным повествованием. Многие сообщали о необъяснимом, покалывающем, эйфорическом ощущении, своего рода блаженном состоянии, которое возникало во время наблюдения за тем, как Росс создаёт свои фирменные величественные горы и «счастливые маленькие деревья».
Большая часть науки, стоящей за АСМР, всё ещё неизвестна, но исследования показывают, что этот феномен является физической реакцией, а не эмоциональным опытом – что делает его заслугой голосовых связок, а не струн души.
5. Десять октав?
Самый широкий вокальный диапазон в истории принадлежит американскому певцу и композитору Тиму Стормсу, который родился в 1972 году. Стормс удерживает рекорд Гиннеса благодаря своей способности охватывать полные десять октав!Любой певец с такой отличительной особенностью также должен удерживать рекорд либо по самой высокой, либо по самой низкой записанной ноте. В данном случае мастерство Стормса связано с нижним концом шкалы. Стормс взял самую низкую ноту, когда-либо спетую: соль (-7) (0,189 Герца). Это на целых восемь октав ниже самой низкой соль на пианино. На самом деле эта нота находится вне пределов слышимости человека; она была записана с помощью низкочастотного микрофона, а затем проверена с помощью точного анализа звука.
Уникальный талант Стормса был обнаружен, когда он пел в христианском хоре в детстве. Когда его голос стал более глубоким, он начал очаровывать не только концертмейстеров, но и медицинское сообщество: один лор был настолько заинтригован, что засунул видеокамеру в нос и горло Стормса. Было установлено, что голосовые связки шторма почти в два раза превышают нормальную длину, а окружающие их мышцы, называемые аритеноидами, обладают более высоким уровнем подвижности, что объясняет богатый реверберационный эффект.
4. Разбивание бокалов голосом
Человеческий голос способен разбить стакан, что прекрасно демонстрирует мальчик на видео выше. У каждого предмета есть резонансная частота – высота, на которой он начинает вибрировать. Полые предметы, такие как бокалы, являются особенно резонансными, о чём свидетельствует простое постукивание по ним. Чтобы разбить бокал, голос человека должен соответствовать частоте предмета (также этому способствует наличие микроскопических дефектов на стекле). Громкость также является ключевым фактором; минимум составляет около 105 децибел, необходимых для преодоления «звукового барьера разбивания». Певец должен взять правильную ноту и удерживать её в течение нескольких секунд, чтобы осуществить трюк.Тем не менее, удача также является немаловажным фактором: невидимые трещины и щели покрывают поверхность каждого материала, однако размер и расположение этих мини-дефектов сильно отличаются. По этой причине бокалы, которые кажутся идентичными, обладают различной склонностью к разбиванию. Таким образом, в то время как одни бокалы поддаются воздействию человеческого голоса, другие – нет.
3. Пишинг
Пишинг – это термин, который птицеловы придумали, чтобы обозначить выманивание птиц из укрытий на верхушках деревьев, используя только собственный голос. По словам Николаса Лунда, основателя блога Birdist и автора вебсайта Audubon Society, те, кто искусен в этом ремесле, создают нечто похожее на эффект Эйс Вентуры.«Меня окружали большие стаи сосновых чижей, – пишет Лунд. – Лесные певуны прыгали вокруг моих ног. Я забрался в безмолвную рощу и пробудил птичью жизнь, как какой-нибудь птичий Аквамен. Когда пишинг работает, ты словно на вершине мира».
Слово «пишинг» является ономатопеей; оно происходит от звука «пшшшшш», имитирующего вокализацию, которую многие виды птиц используют, чтобы подать сигнал тревоги другим. Птицеловы распределяют птичьи звуки по различным категориям – брачные крики, короткие всплески чириканья и так далее. Пишинг предназначен для имитации сигнала тревоги, принятого в птичьем сообществе. Когда птица издаёт такой звук, другие особи обычно появляются, чтобы выяснить природу чрезвычайной ситуации.
2. Пхансори
Пхансори – это южнокорейская форма музыкального повествования. Этот термин представляет собой комбинацию корейских слов «пхан» – «место, где собирается много людей» – и «сори» – «песня». Жанр характеризуется выразительным пением, стилизованной речью и жестами, а также повествованиями, описывающими как элитарную, так и народную культуру.Пхансори – это скорее марафон, чем спринт: выступления могут длиться до восьми часов; в течение них одинокий певец, обычно сжимающий веер и в сопровождении только одного барабана, импровизирует на темы, уходящие корнями в различные деревенские замысловатые истории и тексты.
Пхансори возник в 1600-х годах и оставался устной традицией среди простолюдинов вплоть до конца XIX века, когда он начал приобретать популярность среди состоятельных корейцев. Эта образованная аудитория начала наполнять пхансори более утончённым литературным содержанием. Тематика теперь колеблется от романтически трагической до антропоморфизированной фантазии. «Чхунхьянга» изображает непростые любовные отношения между мужчиной из высшего класса и дочерью женщины-артистки из низшего класса, в то время как сатирический маданг «Сугунгга» рассказывает о подвигах зайца, который оказывается в морском царстве.
Пхансори был объявлен национальным нематериальным культурным достоянием в 1964 году.
1. Околосмертный слуховой опыт
Клаус Шпербер, известный в профессиональных кругах как Клаус Номи, был немецким контртенором, чья потусторонняя сценическая личность была столь же примечательна, как и его широкий вокальный диапазон. Номи стал оперным и абсурдистским одновременно, устраивая причудливые театральные представления в ярком гриме, эксцентричных костюмах и с фирменной причёской, которая гордо демонстрировала его редеющие волосы.Его каталог был столь же уникален и охватывал перегруженные синтезатором интерпретации классической оперы и поп-культурные каверы “The Twist” Чабби Чекера и “Can't Help Falling in Love” Элвиса Пресли. Он также выступал в качестве бэк-вокалиста с рок-легендой Дэвидом Боуи во время захватывающего выступления 1979 года The Man Who Sold The World на Saturday Night Live.
Жизнь Номи была трагически прервана зарождающейся эпидемией СПИДа, которая начала распространяться в 1980-х годах. Тем не менее, Номи удалось оставить после себя хорошую память. В последние несколько месяцев своей жизни он переключился на оперные пьесы – ввиду его склонности к помпезности он выступал в оперном наряде эпохи барокко с высоким воротником. Воротник помогал скрыть на шее признаки так называемой саркомы Капоши, связанной с прогрессированием СПИДа.
Одно из последних выступлений Номи (на видео выше) демонстрирует, что его голос всё ещё был полон жизни, даже когда его тело приближалось к смерти.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
прекрасный голос был у клеопатры. женский голос должен очаровывать. проникать в душу и разум.
- ↓