Как на Марсе «появились» марсиане

«А между тем через бездну пространства на Землю смотрели глазами, полными зависти, существа с высокоразвитым, холодным, бесчувственным интеллектом, превосходящие нас настолько, насколько мы превосходим вымерших животных, и медленно, но верно вырабатывали свои враждебные нам планы». Г. Дж. Уэллс. «Война миров»




Рисунки поверхности Марса, выполненные Джованни Скиапарелли (1877), благодаря которым читатели узнали, что на Марсе есть каналы

Марс – это четвертая планета Солнечной системы, считая от Солнца. По размеру он занимает седьмое место. Свое название планета получила в честь древнеримского бога войны. Причины этого не вполне ясны, возможно, такой выбор объясняется кроваво-красным цветом планеты. В современной культуре понятие «марсианский» стало синонимом слова «внеземной». Слово «марсианин» является общеупотребительным. Название месяца марта идет отсюда, целые отрасли кондитерской промышленности посвящены выпуску шоколадного батончика «Марс». Так звучал старый рекламный слоган: «Марс. Всё лучшее в жизни». Интересно, что образы более крупных планет – Юпитера, Сатурна, Нептуна – в гораздо меньшей степени проникли в современную культуру. Лишь романтическая слава Венеры сравнима по масштабу с марсианской. Может быть, обитатели других планет просто неудачно построили маркетинговые кампании по раскрутке своих миров? А может, среднестатистический землянин действительно находит в Марсе что-то особенно заманчивое? Как слово «марсианин» стало синонимом слова «инопланетянин»? Марс в ночном небе можно легко увидеть невооруженным глазом. Его яркость изменчива, как и расстояние от этой планеты до Земли. Раз в 26 месяцев Марс максимально приближается к Земле, и мы можем посылать туда космические зонды, затрачивая сравнительно немного горючего. Вот почему в 2004 году аппараты, запущенные в космос из Европы и Америки, по очереди пытались приземлиться на поверхность Марса или выйти на его орбиту. Тогда наступило одно из таких максимальных сближений. Хотя Марс значительно меньше Земли, он имеет почти одинаковую с Землей площадь суши.
У Марса два спутника – Фобос и Деймос, которые напоминают по форме картофелины. Диаметр Фобоса – 22 километра, а Деймос совсем карлик- 12 километров в поперечнике. Оба этих тела – обычные астероиды, которые слишком приблизились к Марсу и оказались захвачены его гравитацией. Наш интерес к Марсу подогревался благодаря тому, что на его поверхности заметны интереснейшие структуры. Осенью 1877 года, когда Марс также находился очень близко от Земли, его наблюдениями в обсерватории Бре-ра в Милане занимался великий итальянский астроном-планетолог Джованни Скиапарелли (всемирно известный художник-модельер Эльза Скиапарелли – его племянница). Скиапарелли обнаружил на поверхности Марса линии, которые он назвал «проливами» (canali). При переводе его работ на другие языки «проливы» превратились в «каналы», так что эти детали рельефа сразу стали восприниматься как искусственные оросительные сооружения, созданные марсианами и служившие в целях ирригации, а также как транспортные артерии. Темные и светлые области марсианской поверхности Скиапарелли называл по аналогии с земной географией морями, мысами, полуостровами, раздавая им экзотические и благозвучные имена, например: Геркулесовы Столпы, Море Спокойствия, Залив Авроры или Озеро Солнца.
Благодаря богатой фантазии Скиапарелли Марс населили древние земные мифологические образы, полные скрытого смысла. Поверхность Марса в нашем сознании навсегда преобразилась. Ведущий американский астроном того времени Персиваль Лоуэлл заинтересовался рисунками и подробными описаниями наблюдений, которые сделал Скиапарелли, и внес свой вклад в развитие этого нового заблуждения. В 1894 году он объявил, что причудливая сеть поверхностных узоров является результатом деятельности разумных существ, которые и сейчас населяют Марс. Он утверждал, что на Марсе могут быть облака и умеренный климат, а также поддержал мысль о том, что на планете могут находиться колоссальные инженерные сооружения. Эта притягательная гипотеза вдохновила великих писателей-фантастов, таких как Герберт Уэллс и Олаф Стэплдон, а также легион их последователей, которые продолжают с неослабевающей изобретательностью развивать эту тему и сегодня.
Мысль о существовании разумных марсиан, очевидно, настолько обуяла американское общество, что 30 октября 1938 года, в канун Дня Всех Святых (Хэллоуина), молодой Орсон Уэллс сумел посеять панику среди миллионов американцев, когда по радио передали его радиоспектакль по роману Герберта Уэллса «Война миров». Слушатели подумали, что репортаж идет о настоящем вторжении марсиан в Америку, что в Нью-Джерси на самом деле приземлился огромный сияющий объект. Уэллс использовал в радиопостановке приемы, свойственные для спецвыпусков новостей, актеры зачитывали сообщения о том, что марсиане высаживаются из своих космических кораблей. Диктор Карл Филипс прерывает интервью в прямом эфире с профессором Принстонской обсерватории Ричардом Пирсоном и начинает говорить от первого лица, как свидетель: «Они мне напоминают щупальца. А дальше я вижу тело этого создания. Оно размером с медведя и блестит, как мокрая кожа. Но лицо! Оно… оно неописуемо. Я с трудом заставляю себя смотреть на него. Глаза черные и мерцают, как змеиные. Рот U-образный, с нечетко очерченных губ, которые колышутся и пульсируют, капает слюна. Чудовище, или как его еще назвать, движется с трудом. Оно кажется придавленным к Земле… силой тяготения или чем-то еще. Оно встает. Толпа отшатывается назад. Они уже достаточно насмотрелись. Ощущение в высшей степени необычное. Я не могу найти слов… Я передвигаюсь и тащу за собой провода микрофона. Я вынужден прервать это описание, пока не займу новую позицию. Прошу вас не отходить от приемников, я вернусь в эфир через минуту».
В конце концов настоящие радиокомментаторы были вынуждены призвать слушателей к спокойствию и объяснить, что причиной массовой паники стал, по сути дела, розыгрыш. Сегодня именно мы вторгаемся на Марс. Уже давно детальные наблюдения показали, что «каналы» Лоуэлла на самом деле являются обманом зрения, – просто глаз инстинктивно пытается складывать узоры из любых линий, которые видит. Однако некоторые извилистые каналы оказались реальностью. В 2003 году космический зонд «Марс-Экспресс» передал на Землю данные о том, что на южном полюсе Марса есть замерзшая вода и, возможно, когда-то по поверхности Марса текли реки жидкой воды, которые и проложили огромные русла, принятые нами за каналы. Возможно, глубоко под поверхностью планеты давление многолетнего пакового льда осталось достаточно сильным, чтобы жидкая вода сохранилась там и сейчас.
Марсоход НАСА «Спирит» сделал потрясающие фотографии с очень высоким разрешением, которые позволяют по-настоящему ощутить природные условия, царящие на поверхности Красной планеты. С точки зрения астрономии Марс помогает нам лучше понять некоторые чудесные свойства Земли. На Марсе нет тектоники плит, его поверхность монолитна. Кроме того, в отличие от Земли, на Марсе нет магнитного поля. Его отсутствие оставило марсианскую атмосферу на произвол солнечного ветра – быстрых электрически заряженных частиц, потоки которых обдувают планеты со стороны Солнца. Постепенно солнечный ветер унес почти всю марсианскую атмосферу, от нее практически ничего не осталось. Земную атмосферу ожидала бы та же участь, если бы у нас не было магнитного поля. Оно отклоняет налетающий ветер солнечных частиц, заставляя их огибать нашу атмосферу, а гравитация достаточно сильна, чтобы атмосфера удерживалась вокруг планеты. История климатических изменений у Марса гораздо более экстремальна, чем у Земли. Причина этого, как мы уже говорили, очень примечательна. И Земля, и Марс вращаются вокруг оси, наклоненной под углом 23-24 градуса относительно перпендикуляра к плоскости, в которой планеты вращаются вокруг Солнца.
Но, поскольку на Марсе нет благотворного стабилизирующего эффекта, который на нашей планете обусловлен присутствием крупного естественного спутника, а также при условиях, в которых атмосфера не могла удержаться под напором солнечного ветра, климатическая история Марса оказалась хаотически непостоянной. Об этом свидетельствуют обледенения и огромные перепады температур на поверхности планеты. Если бы не было Луны, высокоразвитая земная жизнь, вероятно, могла бы существовать лишь в воображении других разумных существ, которые писали бы о Земле фантастические романы, как мы пишем о Марсе. В ходе наших дальнейших исследований Солнечной системы внимание к Марсу будет только возрастать. И по мере развития этого направления работ аура Марса обогатится новыми изображениями мира, который, вероятно, когда-то был обитаем, но потом умер. Возможно, он сыграл свою роль в засевании Земли жизнью. Наконец, значение Марса для науки еще и в том, что он помогает узнать, какая судьба может ожидать планеты.
« 9 познавательных фактов на разные темы
Он тебя плохому научит! Любимые киногерои,... »
  • +23

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
И на Марсе будут яблони цвести)))
+4
Абсолютно точно. Кроме одного факта. Персиваль Лоуэлл не был профессиональным учёным-астрономом. Состоятельный мужчина, воодушевлённый идеей найти на Марсе братьев по разуму, построил обсерваторию. Нанял работников. Работали профессионалы, Клайд Томбо в их числе.