Гипатия: трагическая история одного из величайших учёных Александрии
Женщина-философ – явление экзотическое. Так считали во времена Гипатии, в 300-400 годах нашей эры. Она выросла в семье одного из крупнейших учёных Александрии и превзошла своего отца; преподавала математику, астрономию и философию, была веротерпимой, чем привлекала студентов язычников, иудеев и христиан; выступала доверенным советником городских правителей и вошла в историю как величайший учёный древней Александрии.
История философа будоражила и до сих пор волнует умы людей искусства и науки. О ней писали Вольтер и Чарльз Кингсли, её именем назвали лунный кратер и астероид. В 2009 году режиссёр Алехандро Аменабар снял историческую драму «Агора», повествующую о судьбе Гипатии Александрийской. Фильм критиковали за исторические неточности, но многие детали из жизни этой личности до сих пор остаются в области дискуссий.
В городе Александрии в 415 году н. э. епископ и префект находились в состоянии борьбы. Всё началось с разногласий по поводу поведения ополчения монахов, а закончилось обвинением в чародействе, выдвинутом против одной из самых влиятельных фигур в городе.
Гипатия Александрийская была выдающимся математиком, философом и советником правителей города. За прошедшие столетия подробности её жизни стали предметом многочисленных споров и почти обрели мифический статус. Принято считать, что ни одно из собственных сочинений Гипатии не сохранилось, но рассказы современников и студентов о её работе и жизни рисуют картину качеств, которые сделали её известным учёным, любимым учителем и в итоге привели к гибели.
Гипатия родилась примерно в 355 году в Александрии, тогда входившей в состав египетской провинции Преторианской префектуры Востока Римской империи, и славившейся интеллектуальным центром. Её отец Теон Александрийский – греческий математик и астрономом; мать неизвестна. Вероятно, Гипатия была единственным ребёнком в семье, и Теон сам её воспитывал. Повзрослев, она превзошла своего отца как в математике, так и в философии, стала самым выдающимся учёным города и заняла его место во главе школы неоплатонизма Теона-Гипатии, похожей на современный университет. Она усовершенствовала научные инструменты, написала учебники по математике и разработала более эффективный метод деления чисел.
Но, пожалуй, самый значительный вклад в интеллектуальную жизнь Александрии она внесла благодаря своему учению.
Философия, которой обучала Гипатия, основывалась на наследиях Платона и Аристотеля, а также мистического философа Плотина и математика Пифагора. Объединение таких влиятельных идей сформировало школу под названием неоплатонизм. Для неоплатоников математика имела духовный аспект, разделённый между четырьмя ветвями – арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Эти предметы изучались не только ради любопытства или практической пользы, но и потому, что они подтверждали веру в то, что числа – священный язык Вселенной. В повторяющихся узорах алгебраических формул и геометрических фигур, орбитах планет и гармонических интервалах музыкальных тонов неоплатоники видели рациональную космическую силу в действии. Студенты углублялись в этот упорядоченный математический мир, чтобы достичь высшего единства с силой, что называют «Единое».
Гипатия считалась язычницей – традиционное римское верование до христианства – она не поклонялась никакому конкретному божеству или божествам, и её идеи могли применяться наряду с несколькими религиозными точками зрения. Иудейские, христианские и языческие студенты приезжали из самых дальних уголков империи, чтобы учиться у неё. Беспартийная среда, которую поддерживала Гипатия, где все студенты могли чувствовать себя комфортно, была особенно замечательной, учитывая религиозные и политические беспорядки, которые разрушали Александрию в то время.
Христианство недавно стало государственной религией империи. Местный архиепископ Кирилл неуклонно наращивал политическую власть, призывая ополчившихся ревностных христианских монахов разрушать языческие храмы и изводить иудейское население. Поступая таким образом, он посягнул на светскую власть римского префекта Ореста, который был умеренным христианином, что привело к ожесточенной общественной вражде между ними.
Поскольку Гипатия считалась мудрой и беспристрастной фигурой, префект Орест обратился к ней за советом, и она рекомендовала действовать честно и сдержанно. Но когда группа монахов спровоцировала бунт, сильно ранив при этом Ореста, он замучил их предводителя до смерти. Кирилл Александрийский и его последователи обвиняли Гипатию, заявив, что она занимается колдовством, чтобы обратить Ореста против христианства. В марте 415 года ополчившиеся монахи архиепископа схватили Гипатию на улице города и жестоко убили, расчленив тело.
Смерть Гипатии стала поворотным моментом в политике Александрии. После её убийства другие философы в греческой и римской традиции бежали, и роль города как образовательного центра уменьшилась. В самом деле, пытливый, открытый и беспристрастный дух, который она продвигала, умер вместе с Гипатией.
История философа будоражила и до сих пор волнует умы людей искусства и науки. О ней писали Вольтер и Чарльз Кингсли, её именем назвали лунный кратер и астероид. В 2009 году режиссёр Алехандро Аменабар снял историческую драму «Агора», повествующую о судьбе Гипатии Александрийской. Фильм критиковали за исторические неточности, но многие детали из жизни этой личности до сих пор остаются в области дискуссий.
В городе Александрии в 415 году н. э. епископ и префект находились в состоянии борьбы. Всё началось с разногласий по поводу поведения ополчения монахов, а закончилось обвинением в чародействе, выдвинутом против одной из самых влиятельных фигур в городе.
Гипатия Александрийская была выдающимся математиком, философом и советником правителей города. За прошедшие столетия подробности её жизни стали предметом многочисленных споров и почти обрели мифический статус. Принято считать, что ни одно из собственных сочинений Гипатии не сохранилось, но рассказы современников и студентов о её работе и жизни рисуют картину качеств, которые сделали её известным учёным, любимым учителем и в итоге привели к гибели.
Гипатия родилась примерно в 355 году в Александрии, тогда входившей в состав египетской провинции Преторианской префектуры Востока Римской империи, и славившейся интеллектуальным центром. Её отец Теон Александрийский – греческий математик и астрономом; мать неизвестна. Вероятно, Гипатия была единственным ребёнком в семье, и Теон сам её воспитывал. Повзрослев, она превзошла своего отца как в математике, так и в философии, стала самым выдающимся учёным города и заняла его место во главе школы неоплатонизма Теона-Гипатии, похожей на современный университет. Она усовершенствовала научные инструменты, написала учебники по математике и разработала более эффективный метод деления чисел.
Но, пожалуй, самый значительный вклад в интеллектуальную жизнь Александрии она внесла благодаря своему учению.
Философия, которой обучала Гипатия, основывалась на наследиях Платона и Аристотеля, а также мистического философа Плотина и математика Пифагора. Объединение таких влиятельных идей сформировало школу под названием неоплатонизм. Для неоплатоников математика имела духовный аспект, разделённый между четырьмя ветвями – арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Эти предметы изучались не только ради любопытства или практической пользы, но и потому, что они подтверждали веру в то, что числа – священный язык Вселенной. В повторяющихся узорах алгебраических формул и геометрических фигур, орбитах планет и гармонических интервалах музыкальных тонов неоплатоники видели рациональную космическую силу в действии. Студенты углублялись в этот упорядоченный математический мир, чтобы достичь высшего единства с силой, что называют «Единое».
Гипатия считалась язычницей – традиционное римское верование до христианства – она не поклонялась никакому конкретному божеству или божествам, и её идеи могли применяться наряду с несколькими религиозными точками зрения. Иудейские, христианские и языческие студенты приезжали из самых дальних уголков империи, чтобы учиться у неё. Беспартийная среда, которую поддерживала Гипатия, где все студенты могли чувствовать себя комфортно, была особенно замечательной, учитывая религиозные и политические беспорядки, которые разрушали Александрию в то время.
Христианство недавно стало государственной религией империи. Местный архиепископ Кирилл неуклонно наращивал политическую власть, призывая ополчившихся ревностных христианских монахов разрушать языческие храмы и изводить иудейское население. Поступая таким образом, он посягнул на светскую власть римского префекта Ореста, который был умеренным христианином, что привело к ожесточенной общественной вражде между ними.
Поскольку Гипатия считалась мудрой и беспристрастной фигурой, префект Орест обратился к ней за советом, и она рекомендовала действовать честно и сдержанно. Но когда группа монахов спровоцировала бунт, сильно ранив при этом Ореста, он замучил их предводителя до смерти. Кирилл Александрийский и его последователи обвиняли Гипатию, заявив, что она занимается колдовством, чтобы обратить Ореста против христианства. В марте 415 года ополчившиеся монахи архиепископа схватили Гипатию на улице города и жестоко убили, расчленив тело.
Смерть Гипатии стала поворотным моментом в политике Александрии. После её убийства другие философы в греческой и римской традиции бежали, и роль города как образовательного центра уменьшилась. В самом деле, пытливый, открытый и беспристрастный дух, который она продвигала, умер вместе с Гипатией.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
Я стал
рассказывать и дошел уже до скандальной истории с Лукрецией и
Тарквинием, но тут ему надо было выскакивать в Орехово-Зуеве, и
он так и не успел дослушать, что все-таки случилось с
Лукрецией: достиг своего шалопай Тарквиний или не достиг?..
А Семеныч, между нами говоря, редчайший бабник и утопист,
история мира привлекала его единственно лишь альковной своей
стороной. И когда через неделю в районе Фрязево снова нагрянули
контролеры, Семеныч уже не сказал мне: «Москва — Петушки? Сто
двадцать пять». Нет, он кинулся ко мне за продолжением: «ну
как? Уебал он все-таки эту Лукрецию?»
И я рассказал ему, что было дальше. Я от римской истории
перешел к христианской и дошел уже до истории с Гипатией. Я ему
говорил: «И вот, по наущению патриарха Кирилла, одержимые
фанатизмом монахи Александрии сорвали одежды с прекрасной
Гипатии и...» но тут наш поезд, как вкопанный, остановился в
Орехове-Зуеве, и Семеныч выскочил на перрон, вконец
заинтересованный…
- ↓
+1
РЕЛИГИОЗНЫЕ ФАНАТИКИ!!! ЕЩЁ РАЗ УБЕЖДАЮСЬ В СЛОВАХ ЛЕНИНА, ЧТО РЕЛИГИЯ ЭТО ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА!!!
- ↓