Загадочные приветы из прошлого, над которыми ломают голову учёные
Археологи выкопали из-под земли множество предметов, большинство из которых довольно просты — наконечники стрел или горшки. Но есть и такие, которые заставляют экспертов ломать головы, потому что понять, что это такое, очень непросто, а уж зачем это было сделано и кем — и подавно.
Наверняка вы знаете о линиях Наска в Перу — древних геоглифах, видимых только с высоты птичьего полёта, в известности они уступают разве что Египетским пирамидам. Но на Ближнем Востоке тоже есть геоглифы, пусть и менее известные, но ещё более загадочные и древние.
Эти «колёса» представляют собой круглые каменные сооружения в пустыне Сирии и Саудовской Аравии. Считается, что им, по крайней мере, 2000 лет, но никто не знал о них до 1920-го года, то есть до появления самолётов. Археологи сообщают, что нужно подняться как минимум на 30 метров над землёй, чтобы разглядеть круги.
Зачем они и что они такое — пока непонятно. Некоторые круги сгруппированы, другие — нет. В один кругах есть некое подобие «спиц», которые соответствуют астрономическим явлениям, в других «спицы» прорисованы будто бы наугад. Круги могут быть остатками зданий или кладбищ, но большинство учёных склоняется к мысли, что они имели религиозное значение.
В американском штате Джорджия гиды обычно говорят туристам нечто вроде: «Сейчас мы подходим к таинственной доисторической стене». Да, всё так. Кто построил стену, неизвестно, зачем — тоже.
Стена достигает 270 метров в длину и двух метров в высоту, по крайней мере, в некоторых местах. По всей длине стены можно найти 30 ям, а в одном месте есть остатки ворот. Стену построили около 1600 лет назад, хотя ямы, возможно, вырыли намного позже европейские охотники за сокровищами.
Есть теория, что стена защищала гору от нападений, но это кажется маловероятным. Источника воды в этих местах нет, в некоторых местах стена слишком низкая, и построена она вовсе не на тех склонах, которые можно счесть стратегически важными. Другие теории говорят, что стену использовали для поклонения Солнцу или даже как границу «мест отдыха» для молодожёнов во время медового месяца.
Зигзагообразная форма стены похожа на рисунки, найденные на индейской керамике. Эта форма может соответствовать движению небесных тел, а северный конец стены указывает на место Солнца во время летнего солнцестояния.
Легенды чероки гласят, что строителями стены были подземные жители — высокие, светлокожие, бородатые, бодрствующие по ночам и «луноокие». Возможно, речь идёт о ранее живших на этой земле племенах хитчити — они носили бороды и жили в напоминающих пещеры подземных сооружениях. Если они были высокими и любили астрономию, то объяснение кажется вполне логичным.
О короле Артуре существует множество легенд. Одна из них такова: в 1191-м году монахи из аббатства Гластонбери обнаружили его гроб. Рядом был крест, на котором были выгравированы слова: «HIC IACET SEPULTUS INCLITUS REX ARTHURIUS IN INSULA AVALONIA», что переводится как: «Здесь спит вечным сном великий король Артур на острове Авалон».
Многие считают, что крест если и существовал, то монахи сделали его сами, чтобы к ним в аббатство приходило больше паломников. Тем не менее, исторический обман XII-го века очень ценен. Последняя запись о кресте появилась в XVII-м веке, и эксперты очень хотели бы узнать о таинственном кресте побольше. И в декабре 1981-го года в Британском музее появился человек, утверждавший, что он этот крест нашёл.
К сожалению, Дерек Махони отказался передать крест сотрудникам музея или даже позволить его осмотреть. Тогда музей обратился к властям, которые владели землёй, где Махони якобы нашёл артефакт, и Совет получил постановление суда на изъятие креста. Но Махони по-прежнему отказывался говорить, где он. В апреле 1982-го года судья приговорил Махони к двум годам лишения свободы, но уточнил, что его выпустят на свободу, как только он, наконец, скажет, где крест.
В январе 1983-го года адвокат по назначению (таких адвокатов в Англии обычно предоставляют людям, неспособным защитить себя самостоятельно) обратился в суд, чтобы ходатайствовать об освобождении Махони. Но Махони, как ни странно, утверждал, что он должен остаться в тюрьме, а адвокату по назначению лучше пойти куда-нибудь ещё и заняться делом. История повторилась, когда Высший суд страны постановил освободить Махони. Несмотря на то, что Махони возражал, из тюрьмы его в буквальном смысле выгнали.
Позже выяснилось, что у Махони была литейная форма для свинца и необходимые навыки, чтобы сделать поддельный крест. Но даже если бы он сделал его настолько хорошо, чтобы обмануть экспертов и убедить власти в своей правоте, его всё равно посадили бы в тюрьму за такой обман. Но есть мнение, что Махони и правда знал, где крест. Вот только никто древнюю реликвию так и не увидел.
В Музее Клюни в Париже хранятся шесть красивых шпалер, изображающих охоту на единорога. Кто их создатель — неизвестно. Они были сделаны в XV-м или XVI-м веке, но до 1814-го года не было ни одного упоминания о них. Никто даже не знал об их существовании, пока в 1841-м году шпалеры, влажные и подъеденные мышами, не вынесли из дома Шато-де-Буссак.
Хоть что-то об истории шпалер могли бы сказать вензеля «AE» и «AF», вышитые в каждом углу… если бы хоть кто-нибудь понял, что они означают. На пяти шпалерах из шести изображена тоненькая светловолосая леди, но о том, кто она такая, тоже можно только догадываться.
Многие историки полагают, что это сестра Генриха VIII Мария Тюдор, бывшая замужем за королём Франции Людовиком XII в последние шесть месяцев его жизни. Многие видят в шпалерах аллюзии на брак, любовь и желание иметь детей.
Другие считают, что сцены на шпалерах означают пять чувств. На первой шпалере женщина прикасается к единорогу, на второй кормит птиц, на третьей нюхает цветок, на четвёртой играет на музыкальном инструменте и, наконец, на пятой указывает единорогу на его отражение. Учёные-христиане предполагают, что единорог — это образ Христа, а женщина — его мать Дева Мария. А есть и те, кто верит, что сцены изображают охоту на настоящего единорога.
В январе 2012-го года во время выкапывания ямы для бассейна в Южной Флориде были найдены черепа мальчика и взрослого мужчины. Маленький череп принадлежал десятилетнему ребёнку, и на костях до сих пор оставалась ткань.
Вызвали полицию — это могло быть следами убийства. Но нет: плоть на черепе мумифицировалась, а обоим черепам было, по крайней мере, лет 800. Ещё более странным было то, что черепа имели уникальное строение, известное как кость инков, которое характерно в основном для перуанцев.
Рядом с черепами были другие примитивные артефакты — остатки одежды и пращи. Их, возможно, в 1930-м году купили и привезли сюда туристы, прежде чем законы запретили торговлю подобными артефактами. То же касается и черепов — возможно, их подкинули во Флориду мигранты из Перу. В любом случае, понять, как черепа древних перуанцев оказались на чьём-то заднем дворе, уже невозможно.
В 1924-м году фермер Эмиль Фрадин нашёл на одном из своих полей полную странных объектов подземную камеру. В ней были человеческие кости, гермафродитные идолы, маски и несколько табличек с выгравированными на них письменами на странном языке. Фрадин вызвал археологов, и долгие годы на этом месте велись раскопки. За это время были обнаружены тысячи артефактов.
По поводу открытий велось столько дебатов, что «New-York Times» в 1927-м году назвала их «Глозелианской войной»: имелось в виду, что вся Франция разделилась на два лагеря, каждый из которых отстаивал своё мнение.
Из-за чего спор? Никто не знал точно, были ли артефакты подлинными. Некоторые археологи утверждают, что таблицы были сделаны во времена неолита, а язык — это предшественник финикийского алфавита, от которого произошли греческий, иврит, латынь, арабский и кириллический алфавиты. Если это правда, то колыбель цивилизации — Франция, а не Ближний Восток.
Дошло до суда: Фрадин подал в суд на главу Лувра за клевету. Тогда полиция провела в доме фермера обыск и нашла несколько явно недавно вырезанных табличек. Фермера арестовали за мошенничество, но сторонники Фрадина в подлог не поверили. Международные эксперты в своих докладах назвали все найденные таблички фальшивками, но это только разожгло споры. Фрадина так и не осудили.
Современные тесты показывают, что кости в этом месте собраны из самых разных эпох — одни кости лежат с 300-х годо в. до н. э., другие — с XVII-го века. Стекло было сделано во Франции в средние века. А таблички, кажется, ровесники самых старых костей — им точно не меньше 2000 лет. Глина, из которой они сделаны, химически идентична местной глине, так что сделали их, вероятно, во Франции. Большинство экспертов сходятся в том, что язык на табличках — одна из разновидностей старокельтского языка. Вроде бы никакой тайны нет.
Но совершенно непонятно, как так много необычных и разнообразных предметов оказалось в одном месте — второго такого места в Европе нет. Единственный, кто мог хоть что-то знать, Фрадин, так ничего и не прояснил — в 2010-м году он умер и унёс секрет с собой в могилу. Если знал, конечно.
В 1872-м году во время постройки фундамента возле озера Уиннипесоки в Нью-Хэмпшире, США, строители обнаружили странный предмет — это было чёрное каменное яйцо с резными изображениями около десяти сантиметров высотой. Его сразу признали чудом научного мира: никогда раньше в США ничего подобного не находили и до сих пор не нашли. Находка известна как Таинственный камень.
Спереди (назовём это так за неимением лучшего для яйца обозначения) на яйце выгравировано лицо. По бокам — кукурузные початки, круги, части животных, спирали, полумесяц и разные линии и точки. В верхней и нижней части есть многочисленные отверстия, предположительно созданные с использованием технологий XIX-го века, а это значит, что камень был сделан незадолго до того, как его нашли.
Подробностей никто не записал. Точное место и глубина, на которой лежал камень, неизвестны. Породы того типа, из которой состоит камень, в Нью-Хэмпшире нет. После почти 150-ти лет исследований учёные по-прежнему не знают, кто его сделал, зачем и почему камень оказался в земле.
Едва ли не самыми необычными артефактами бронзового века в Европе можно назвать четыре золотые шапки, или конуса. Их высота варьируется от 30-ти см и почти до одного метра. Шапки на 90% сделаны из золота и украшены чрезвычайно сложными концентрическими кругами. Самая старая из известных шапок — Берлинский конус: его создали примерно в 1300-м году до н. э., а обнаружили в 1835-м году. На конусе выгравировано 1739 символов Солнца и Луны.
Предположительно конусы могли быть частями доспехов, церемониальными вазами, украшениями религиозных мест или даже шляпами «волшебников», точнее, жрецов-астрономов. Современный анализ показывает, что на конусах изображены точные солнечные и лунные циклы, которые первым наблюдал астроном Метон Афинский в V-м веке до н. э. Это может означать, что протокельтская культура на несколько веков опережала своё время.
В 2013-м году археологи обнаружили в Египте каменную панель с гравировками, которые могут быть самым ранним известным в мире изображением пауков. Панели, вероятно, около 6000 лет, что делает её старше древнеегипетской цивилизации.
Есть предположения, что изображённые здесь пауки — это «заготовка». Похоже на правду: овалы с четырьмя тонкими изогнутыми «ножками» выглядят, как паучки на детских рисунках. Похожие на звёзды изображения могут быть паутиной.
Доктор Хизер Линн, автор и сторонник «альтернативной археологии», считает, что на самом деле на панели изображены вовсе не пауки, а звёздная система Сириус. Это якобы старая карта звёздного неба — древним людям определённо нравилось смотреть вверх. Кроме того, существует множество доказательств, что древние египтяне интересовались астрономией, а вот про их интерес к паукам ничего не известно.
Врата инков Араму Муру в Перу — это огромные «выемки» в сплошной скале: плоскую плиту с двух сторон обрамляют впадины семи метров высотой. В центре плиты есть ещё одна выемка, высотой и шириной примерно с человека. Такое ощущение, что кто-то начал высекать в скале здание или нечто подобное, а потом бросил.
Эта «дверь» среди любителей паранормальных явлений — едва ли не предмет культа: они считают её волшебным порталом. Местные жители считают её вратами в преисподнюю, которую с помощью особого ключа или чар могут открыть маги. Некоторые говорят, что «дверь» открывается в полночь, а по ту сторону находится город. Есть даже теория, что «врата» ведут в другой конец Вселенной.
Быть может, туземцы тысячи лет назад действительно открыли способ путешествовать среди звёзд? Было бы здорово, если бы правдой оказалась именно эта теория. Но, скорее всего, кому-то просто пришлось бросить строительство, что, согласитесь, немного грустно.
Ближневосточные круги
Наверняка вы знаете о линиях Наска в Перу — древних геоглифах, видимых только с высоты птичьего полёта, в известности они уступают разве что Египетским пирамидам. Но на Ближнем Востоке тоже есть геоглифы, пусть и менее известные, но ещё более загадочные и древние.
Эти «колёса» представляют собой круглые каменные сооружения в пустыне Сирии и Саудовской Аравии. Считается, что им, по крайней мере, 2000 лет, но никто не знал о них до 1920-го года, то есть до появления самолётов. Археологи сообщают, что нужно подняться как минимум на 30 метров над землёй, чтобы разглядеть круги.
Зачем они и что они такое — пока непонятно. Некоторые круги сгруппированы, другие — нет. В один кругах есть некое подобие «спиц», которые соответствуют астрономическим явлениям, в других «спицы» прорисованы будто бы наугад. Круги могут быть остатками зданий или кладбищ, но большинство учёных склоняется к мысли, что они имели религиозное значение.
Стена-гора
В американском штате Джорджия гиды обычно говорят туристам нечто вроде: «Сейчас мы подходим к таинственной доисторической стене». Да, всё так. Кто построил стену, неизвестно, зачем — тоже.
Стена достигает 270 метров в длину и двух метров в высоту, по крайней мере, в некоторых местах. По всей длине стены можно найти 30 ям, а в одном месте есть остатки ворот. Стену построили около 1600 лет назад, хотя ямы, возможно, вырыли намного позже европейские охотники за сокровищами.
Есть теория, что стена защищала гору от нападений, но это кажется маловероятным. Источника воды в этих местах нет, в некоторых местах стена слишком низкая, и построена она вовсе не на тех склонах, которые можно счесть стратегически важными. Другие теории говорят, что стену использовали для поклонения Солнцу или даже как границу «мест отдыха» для молодожёнов во время медового месяца.
Зигзагообразная форма стены похожа на рисунки, найденные на индейской керамике. Эта форма может соответствовать движению небесных тел, а северный конец стены указывает на место Солнца во время летнего солнцестояния.
Легенды чероки гласят, что строителями стены были подземные жители — высокие, светлокожие, бородатые, бодрствующие по ночам и «луноокие». Возможно, речь идёт о ранее живших на этой земле племенах хитчити — они носили бороды и жили в напоминающих пещеры подземных сооружениях. Если они были высокими и любили астрономию, то объяснение кажется вполне логичным.
Крест Дерека Махони из Гластонбери
О короле Артуре существует множество легенд. Одна из них такова: в 1191-м году монахи из аббатства Гластонбери обнаружили его гроб. Рядом был крест, на котором были выгравированы слова: «HIC IACET SEPULTUS INCLITUS REX ARTHURIUS IN INSULA AVALONIA», что переводится как: «Здесь спит вечным сном великий король Артур на острове Авалон».
Многие считают, что крест если и существовал, то монахи сделали его сами, чтобы к ним в аббатство приходило больше паломников. Тем не менее, исторический обман XII-го века очень ценен. Последняя запись о кресте появилась в XVII-м веке, и эксперты очень хотели бы узнать о таинственном кресте побольше. И в декабре 1981-го года в Британском музее появился человек, утверждавший, что он этот крест нашёл.
К сожалению, Дерек Махони отказался передать крест сотрудникам музея или даже позволить его осмотреть. Тогда музей обратился к властям, которые владели землёй, где Махони якобы нашёл артефакт, и Совет получил постановление суда на изъятие креста. Но Махони по-прежнему отказывался говорить, где он. В апреле 1982-го года судья приговорил Махони к двум годам лишения свободы, но уточнил, что его выпустят на свободу, как только он, наконец, скажет, где крест.
В январе 1983-го года адвокат по назначению (таких адвокатов в Англии обычно предоставляют людям, неспособным защитить себя самостоятельно) обратился в суд, чтобы ходатайствовать об освобождении Махони. Но Махони, как ни странно, утверждал, что он должен остаться в тюрьме, а адвокату по назначению лучше пойти куда-нибудь ещё и заняться делом. История повторилась, когда Высший суд страны постановил освободить Махони. Несмотря на то, что Махони возражал, из тюрьмы его в буквальном смысле выгнали.
Позже выяснилось, что у Махони была литейная форма для свинца и необходимые навыки, чтобы сделать поддельный крест. Но даже если бы он сделал его настолько хорошо, чтобы обмануть экспертов и убедить власти в своей правоте, его всё равно посадили бы в тюрьму за такой обман. Но есть мнение, что Махони и правда знал, где крест. Вот только никто древнюю реликвию так и не увидел.
Шпалеры единорога
В Музее Клюни в Париже хранятся шесть красивых шпалер, изображающих охоту на единорога. Кто их создатель — неизвестно. Они были сделаны в XV-м или XVI-м веке, но до 1814-го года не было ни одного упоминания о них. Никто даже не знал об их существовании, пока в 1841-м году шпалеры, влажные и подъеденные мышами, не вынесли из дома Шато-де-Буссак.
Хоть что-то об истории шпалер могли бы сказать вензеля «AE» и «AF», вышитые в каждом углу… если бы хоть кто-нибудь понял, что они означают. На пяти шпалерах из шести изображена тоненькая светловолосая леди, но о том, кто она такая, тоже можно только догадываться.
Многие историки полагают, что это сестра Генриха VIII Мария Тюдор, бывшая замужем за королём Франции Людовиком XII в последние шесть месяцев его жизни. Многие видят в шпалерах аллюзии на брак, любовь и желание иметь детей.
Другие считают, что сцены на шпалерах означают пять чувств. На первой шпалере женщина прикасается к единорогу, на второй кормит птиц, на третьей нюхает цветок, на четвёртой играет на музыкальном инструменте и, наконец, на пятой указывает единорогу на его отражение. Учёные-христиане предполагают, что единорог — это образ Христа, а женщина — его мать Дева Мария. А есть и те, кто верит, что сцены изображают охоту на настоящего единорога.
Черепа перуанцев во Флориде
В январе 2012-го года во время выкапывания ямы для бассейна в Южной Флориде были найдены черепа мальчика и взрослого мужчины. Маленький череп принадлежал десятилетнему ребёнку, и на костях до сих пор оставалась ткань.
Вызвали полицию — это могло быть следами убийства. Но нет: плоть на черепе мумифицировалась, а обоим черепам было, по крайней мере, лет 800. Ещё более странным было то, что черепа имели уникальное строение, известное как кость инков, которое характерно в основном для перуанцев.
Рядом с черепами были другие примитивные артефакты — остатки одежды и пращи. Их, возможно, в 1930-м году купили и привезли сюда туристы, прежде чем законы запретили торговлю подобными артефактами. То же касается и черепов — возможно, их подкинули во Флориду мигранты из Перу. В любом случае, понять, как черепа древних перуанцев оказались на чьём-то заднем дворе, уже невозможно.
Глозелианские таблицы
В 1924-м году фермер Эмиль Фрадин нашёл на одном из своих полей полную странных объектов подземную камеру. В ней были человеческие кости, гермафродитные идолы, маски и несколько табличек с выгравированными на них письменами на странном языке. Фрадин вызвал археологов, и долгие годы на этом месте велись раскопки. За это время были обнаружены тысячи артефактов.
По поводу открытий велось столько дебатов, что «New-York Times» в 1927-м году назвала их «Глозелианской войной»: имелось в виду, что вся Франция разделилась на два лагеря, каждый из которых отстаивал своё мнение.
Из-за чего спор? Никто не знал точно, были ли артефакты подлинными. Некоторые археологи утверждают, что таблицы были сделаны во времена неолита, а язык — это предшественник финикийского алфавита, от которого произошли греческий, иврит, латынь, арабский и кириллический алфавиты. Если это правда, то колыбель цивилизации — Франция, а не Ближний Восток.
Дошло до суда: Фрадин подал в суд на главу Лувра за клевету. Тогда полиция провела в доме фермера обыск и нашла несколько явно недавно вырезанных табличек. Фермера арестовали за мошенничество, но сторонники Фрадина в подлог не поверили. Международные эксперты в своих докладах назвали все найденные таблички фальшивками, но это только разожгло споры. Фрадина так и не осудили.
Современные тесты показывают, что кости в этом месте собраны из самых разных эпох — одни кости лежат с 300-х годо в. до н. э., другие — с XVII-го века. Стекло было сделано во Франции в средние века. А таблички, кажется, ровесники самых старых костей — им точно не меньше 2000 лет. Глина, из которой они сделаны, химически идентична местной глине, так что сделали их, вероятно, во Франции. Большинство экспертов сходятся в том, что язык на табличках — одна из разновидностей старокельтского языка. Вроде бы никакой тайны нет.
Но совершенно непонятно, как так много необычных и разнообразных предметов оказалось в одном месте — второго такого места в Европе нет. Единственный, кто мог хоть что-то знать, Фрадин, так ничего и не прояснил — в 2010-м году он умер и унёс секрет с собой в могилу. Если знал, конечно.
Таинственный камень
В 1872-м году во время постройки фундамента возле озера Уиннипесоки в Нью-Хэмпшире, США, строители обнаружили странный предмет — это было чёрное каменное яйцо с резными изображениями около десяти сантиметров высотой. Его сразу признали чудом научного мира: никогда раньше в США ничего подобного не находили и до сих пор не нашли. Находка известна как Таинственный камень.
Спереди (назовём это так за неимением лучшего для яйца обозначения) на яйце выгравировано лицо. По бокам — кукурузные початки, круги, части животных, спирали, полумесяц и разные линии и точки. В верхней и нижней части есть многочисленные отверстия, предположительно созданные с использованием технологий XIX-го века, а это значит, что камень был сделан незадолго до того, как его нашли.
Подробностей никто не записал. Точное место и глубина, на которой лежал камень, неизвестны. Породы того типа, из которой состоит камень, в Нью-Хэмпшире нет. После почти 150-ти лет исследований учёные по-прежнему не знают, кто его сделал, зачем и почему камень оказался в земле.
Золотые шапки
Едва ли не самыми необычными артефактами бронзового века в Европе можно назвать четыре золотые шапки, или конуса. Их высота варьируется от 30-ти см и почти до одного метра. Шапки на 90% сделаны из золота и украшены чрезвычайно сложными концентрическими кругами. Самая старая из известных шапок — Берлинский конус: его создали примерно в 1300-м году до н. э., а обнаружили в 1835-м году. На конусе выгравировано 1739 символов Солнца и Луны.
Предположительно конусы могли быть частями доспехов, церемониальными вазами, украшениями религиозных мест или даже шляпами «волшебников», точнее, жрецов-астрономов. Современный анализ показывает, что на конусах изображены точные солнечные и лунные циклы, которые первым наблюдал астроном Метон Афинский в V-м веке до н. э. Это может означать, что протокельтская культура на несколько веков опережала своё время.
Египетские пауки
В 2013-м году археологи обнаружили в Египте каменную панель с гравировками, которые могут быть самым ранним известным в мире изображением пауков. Панели, вероятно, около 6000 лет, что делает её старше древнеегипетской цивилизации.
Есть предположения, что изображённые здесь пауки — это «заготовка». Похоже на правду: овалы с четырьмя тонкими изогнутыми «ножками» выглядят, как паучки на детских рисунках. Похожие на звёзды изображения могут быть паутиной.
Доктор Хизер Линн, автор и сторонник «альтернативной археологии», считает, что на самом деле на панели изображены вовсе не пауки, а звёздная система Сириус. Это якобы старая карта звёздного неба — древним людям определённо нравилось смотреть вверх. Кроме того, существует множество доказательств, что древние египтяне интересовались астрономией, а вот про их интерес к паукам ничего не известно.
Араму Муру
Врата инков Араму Муру в Перу — это огромные «выемки» в сплошной скале: плоскую плиту с двух сторон обрамляют впадины семи метров высотой. В центре плиты есть ещё одна выемка, высотой и шириной примерно с человека. Такое ощущение, что кто-то начал высекать в скале здание или нечто подобное, а потом бросил.
Эта «дверь» среди любителей паранормальных явлений — едва ли не предмет культа: они считают её волшебным порталом. Местные жители считают её вратами в преисподнюю, которую с помощью особого ключа или чар могут открыть маги. Некоторые говорят, что «дверь» открывается в полночь, а по ту сторону находится город. Есть даже теория, что «врата» ведут в другой конец Вселенной.
Быть может, туземцы тысячи лет назад действительно открыли способ путешествовать среди звёзд? Было бы здорово, если бы правдой оказалась именно эта теория. Но, скорее всего, кому-то просто пришлось бросить строительство, что, согласитесь, немного грустно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
Спасибо. Очень интересно.
- ↓
+2
Можно было продолжить…
- ↓