Как плыть на паруснике против ветра?

В книге о приключениях капитана Блада есть несколько очень крутых сцен. Например, как он уничтожает два превосходящих по силе корабля соперника. Или как идёт против ветра, обгоняя преследующих его военных… Стоп. Может, такой сцены там и не было. Но это неважно. Важно то, что парусники умеют ходить против ветра! Как, чёрт побери, они это делают? Ветер же должен дуть сзади! Разъясняем на пальцах.


1. Строго против ветра под парусом ходить невозможно. Однако если ветер дует спереди, но чуть под углом, яхта вполне может двигаться. В таких случаях говорят, что судно идет острым курсом.


2. Тяга паруса образуется благодаря двум факторам. Во‑первых, ветер просто давит на паруса. Во‑вторых, косые паруса, установленные на большинстве современных яхт, при обтекании воздухом работают, как крыло самолета, и создают «подъемную силу», только направлена она не вверх, а вперед. Из-за особенностей аэродинамики воздух с выпуклой стороны паруса движется быстрее, чем с вогнутой, и давление с внешней стороны паруса меньше, чем с внутренней.


3. Полная сила, создаваемая парусом, направлена перпендикулярно полотну. По правилу сложения векторов в ней можно выделить силу дрейфа (красная стрелка) и силу тяги (зеленая стрелка).

4. На острых курсах сила дрейфа велика, но ей противостоит форма корпуса, киль и руль: яхта не может идти боком из-за сопротивления воды. Зато вперед она охотно скользит даже при небольшой силе тяги.

5. Чтобы идти строго против ветра, яхта лавирует: поворачивается к ветру то одним, то другим бортом, продвигаясь вперед отрезками - галсами. Насколько длинными должны быть галсы и под каким углом к ветру идти - важные вопросы шкиперской тактики.

6. Выделяют пять основных курсов судна относительно ветра. Благодаря Петру I в России укоренилась голландская морская терминология.

7. Левентик - ветер дует прямо в нос судна. Таким курсом под парусом ходить нельзя, зато поворот к ветру используют, чтобы остановить яхту.

8. Бейдевинд - тот самый острый курс. Когда идешь бейдевиндом, ветер дует в лицо, поэтому кажется, что яхта развивает очень большую скорость. На самом деле это ощущение обманчиво.

9. Галфвинд - ветер дует перпендикулярно направлению движения.

10. Бакштаг - ветер дует с кормы и с борта. Это самый быстрый курс. Быстрые гоночные суда, идущие бакштагом, способны разогнаться до скорости, превышающей скорость ветра, за счет подъемной силы паруса.

11. Фордевинд - тот самый попутный ветер, дующий с кормы. Вопреки ожиданиям, не самый быстрый курс: здесь подъемная сила паруса не используется, и теоретический предел скорости не превышает скорости ветра. Опытный шкипер умеет предугадывать невидимые воздушные течения так же, как пилот самолета - восходящие и нисходящие потоки.
« 9 гениальных мыслей великого Зигмунда Фрейда
5 мифов, в которые пора перестать верить в 2018... »
  • +18

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
Смена галса, при повороте «оверштаг» — когда носом пересекаешь линию ветра — операция тонкая, но, в общем-то, безопасная. Ну, там, заминка в движении, когда ветер подует прямо в нос, даже чуть попятится судно. Но это безопасно. Чего не скажешь о повороте через фордевинд, когда ветер, казалось бы, попутный, помогающий движению, должен пересечь корму. В этот момент паруса могут так хлопнуть, что судно перевернётся. Получится, как шутят моряки, поворот «оверкиль».
+4
Наши поморы Мурмана, Архангельской и Мезенской земель умели ходить под косым парусом и на своих судах, которые были больше кораблей Колумба, в количестве до 10 000 тыс. чел. бегали под парусом на Грумант (Шпицберген) бить зверя и ловить рыбу и до 1000 чел. оставались зимовать занимаясь охотой до следующей навигации. Николай ПалкинI ничтоже сумняшеся в 1850 гг. запретил поморах промышлять на Груманте но ещё в конце 19 века поморы тайком бегали под парусом на промыслы Груманта. При угрозе нападения норвегов-викингов поморы уходили против ветра оставляя тех с носом. Доктор филосоФИческих наук Габидуллин из САФУ — Северный Арктический Федеральный Университет нам вещал что мы на севере являемся наследниками татаро-монгольской культуры. На мой вопрос на каком заборе он вычитал эту чушь ничуть не смущаясь ответил что это прочитал у Набокова, у того чей папан был министром, ведущего министерства внутренних дел России, не было такого папы не было такого историка! Впрочем и как историк Габидуллин поморам не нужен!
+1
тоже познавательно
+1
Познавательно!
+1
  • avatar
  • men72
Спасибо!