Старая девка — семейная язва: о безбрачии на Руси
Безбрачие в крестьянской среде не приветствовалось. Наличие семьи, как считали в Московском государстве много столетий подряд, — это признак порядочности и зрелости личности. Мнение неженатых мужчин не учитывали ни в семье, ни на сходе. А старым девам нельзя было присутствовать в одном помещении с роженицей и за свадебным столом.
Зато незамужних женщин активно задействовали в погребальных обрядах.
Брак на Руси — это институт личный, церковный, общественный и экономический В крестьянской среде к безбрачию относились крайне отрицательно. Многие молодые люди торопились вступить в брак, парню это давало влиятельность на сходе, уважение в сообществе. А девушке — защищенность, возможность реализовать главную задачу — рождение и воспитание детей. Мешкать с выбором пары было рискованно. Сельские девушки в 20-23 года считались засидевшимися в девках, их шансы выйти замуж были гораздо меньшими в сравнении с подругами 14-17 лет.
Семейное чаепитие
Обязательность вступления в брак диктовалась экономическими условиями сельской жизни. Как отмечает историк права Н.С. Нижник, крестьянское хозяйство могло функционировать полноценно, если в нем принимает участие и мужчина, и женщина. В обязанности хозяйки входило обслуживание членов семьи (шить одежду, кормить), уход за скотом, жатва. Мужские задачи — это заготовка дров, возведение и обслуживание построек, полевые работы. Только так могло сформироваться полноценное хозяйство, способное развиваться и приносить доход.
Брак рассматривался не только как личный институт, но и как хозяйственная сделка. При выборе жениха обращали внимание на престижность его семьи и уровень достатка. При выборе невесты важными критериями были физическое здоровье и трудолюбие, так как молодая хозяйка переходила во двор семьи мужа, где и должна была трудиться под руководством большака и большухи (свекра и свекрови).
Нередко девушки со слабым здоровьем, если семья располагала достатком выше среднего, решались отказаться от замужества. Такой трудный выбор в пользу маргинального положения в обществе объяснялся страхом перед долей молодой снохи, которой предстояло быть в полном подчинении от членов новой семьи.
Родительское благословение перед свадьбой
Для заключения брака взаимная симпатия жениха и невесты была желательной, но не обязательной. Это решение принималось с учетом многих факторов, главенствующим из которых была благосклонность родителей. Церковь не одобряла браки между людьми с большой разницей в возрасте, а также состоящих в родственной связи. Cемье мог быть назначен штраф, если было установлено, что девушка замуж пошла «нечиста».
Свадебное гулянье
Также причиной безбрачия крестьяне считали порчу, неправильно проведенный обряд при рождении, слабоумие родителей. Еще одна помеха создать семью — это слухи односельчан о скрытых недостатках (или подозрениях о них).
Не было зазорным среди односельчан в шутливой форме предположить, почему невесты его обошли вниманием, бесцеремонно перечисляя догадки о физических изъянах.
Такая репутация снижала вероятность удачного замужества, так как считалось зазорным звать замуж перестарку. На такое решались лишь те парни, которые и сами имели изъяны — плохой род, физические недостатки, бедность. Можно было выйти за вдовца, но зачастую девушки их побаивались, так как считалось, что преждевременная смерть жены наступала не без помощи мужа или все всем виною родовое проклятие.
Старых дев особо не притесняли в отчем доме, иногда они даже занимали роль большухи в доме, если демонстрировали ловкость и предусмотрительность в хозяйственных делах. Но в случае неурядиц или имущественных споров решение принималось вовсе не в интересах вековух. Их жалобы в суде и на сельском сходе всерьез не воспринимались.
Отношение крестьянского сообщества к старым девам было неоднозначное — их боялись, уважали за воздержание и осуждали за противодействие привычному укладу жизни.
Строго воспрещалось старым девам принимать роды, участвовать в свадебных обрядах. Но вековухи были важным элементом других ритуальных действ. Например, наряду с вдовами и пожилыми женщинами старые девы принимали активное участие в ритуале опахивания — суть его в том, чтобы не дать проникнуть в селение опасным для скота инфекционным заболеваниям. Женщины впрягались в соху и проводили борозду вокруг села. Считалось, что это надежная защита от падежа скота. Также вековухи нередко становились знахарками, их помощь была востребована на погребальных обрядах.
А смерть самой старой девы оформлялась как свадьба, пишет историк З. Мухина. Таким образом односельчане помогали выполнить прижизненную женскую задачу в символической форме. Могли даже выбрать суженого для супружеской жизни на том свете.
Зато незамужних женщин активно задействовали в погребальных обрядах.
Брак на Руси — это институт личный, церковный, общественный и экономический В крестьянской среде к безбрачию относились крайне отрицательно. Многие молодые люди торопились вступить в брак, парню это давало влиятельность на сходе, уважение в сообществе. А девушке — защищенность, возможность реализовать главную задачу — рождение и воспитание детей. Мешкать с выбором пары было рискованно. Сельские девушки в 20-23 года считались засидевшимися в девках, их шансы выйти замуж были гораздо меньшими в сравнении с подругами 14-17 лет.
Семейное чаепитие
Обязательность вступления в брак диктовалась экономическими условиями сельской жизни. Как отмечает историк права Н.С. Нижник, крестьянское хозяйство могло функционировать полноценно, если в нем принимает участие и мужчина, и женщина. В обязанности хозяйки входило обслуживание членов семьи (шить одежду, кормить), уход за скотом, жатва. Мужские задачи — это заготовка дров, возведение и обслуживание построек, полевые работы. Только так могло сформироваться полноценное хозяйство, способное развиваться и приносить доход.
Брак рассматривался не только как личный институт, но и как хозяйственная сделка. При выборе жениха обращали внимание на престижность его семьи и уровень достатка. При выборе невесты важными критериями были физическое здоровье и трудолюбие, так как молодая хозяйка переходила во двор семьи мужа, где и должна была трудиться под руководством большака и большухи (свекра и свекрови).
Нередко девушки со слабым здоровьем, если семья располагала достатком выше среднего, решались отказаться от замужества. Такой трудный выбор в пользу маргинального положения в обществе объяснялся страхом перед долей молодой снохи, которой предстояло быть в полном подчинении от членов новой семьи.
Родительское благословение перед свадьбой
Для заключения брака взаимная симпатия жениха и невесты была желательной, но не обязательной. Это решение принималось с учетом многих факторов, главенствующим из которых была благосклонность родителей. Церковь не одобряла браки между людьми с большой разницей в возрасте, а также состоящих в родственной связи. Cемье мог быть назначен штраф, если было установлено, что девушка замуж пошла «нечиста».
Что могло помешать созданию семьи
Причины, препятствующие вступлению в брак, — это значительные физические изъяны (хромота, уродство), болезненность, глухота. Но нередко случалось, что и привлекательным здоровым людям было сложно найти пару. Так происходило из-за переборчивости, когда девушка отказывала женихам, считая их недостойными. А между тем время играло не в ее пользу, да и потенциальные женихи начинали думать, что попытки посвататься тщетны. И постепенно девушка становилась так называемой перестаркой, жениться на которой было вовсе не престижно.Свадебное гулянье
Также причиной безбрачия крестьяне считали порчу, неправильно проведенный обряд при рождении, слабоумие родителей. Еще одна помеха создать семью — это слухи односельчан о скрытых недостатках (или подозрениях о них).
«Холостой — полчеловека»
Мужчина, который не обзавелся женой, не считался полноправным членом крестьянского сообщества. К нему никто не относился серьезно, он был в глазах односельчан «малым», даже в зрелом возрасте после 30 лет. Ни в семье, ни на сходе к его голосу не прислушивались.Не было зазорным среди односельчан в шутливой форме предположить, почему невесты его обошли вниманием, бесцеремонно перечисляя догадки о физических изъянах.
«Старая девка — семейная язва»
Многие сельские девушки, не смотря на сложности семейной жизни, предпочитали выйти замуж за парня с недостатками, но без промедлений. Пугала участь заработать репутацию излишне переборчивой невесты, которая тратит драгоценное время впустую. Каждый лишний год, проведенный в девичестве, делал реальнее перспективу стать вековухой (перестаркой, домовухой, браковкой).Такая репутация снижала вероятность удачного замужества, так как считалось зазорным звать замуж перестарку. На такое решались лишь те парни, которые и сами имели изъяны — плохой род, физические недостатки, бедность. Можно было выйти за вдовца, но зачастую девушки их побаивались, так как считалось, что преждевременная смерть жены наступала не без помощи мужа или все всем виною родовое проклятие.
Старых дев особо не притесняли в отчем доме, иногда они даже занимали роль большухи в доме, если демонстрировали ловкость и предусмотрительность в хозяйственных делах. Но в случае неурядиц или имущественных споров решение принималось вовсе не в интересах вековух. Их жалобы в суде и на сельском сходе всерьез не воспринимались.
Отношение крестьянского сообщества к старым девам было неоднозначное — их боялись, уважали за воздержание и осуждали за противодействие привычному укладу жизни.
Строго воспрещалось старым девам принимать роды, участвовать в свадебных обрядах. Но вековухи были важным элементом других ритуальных действ. Например, наряду с вдовами и пожилыми женщинами старые девы принимали активное участие в ритуале опахивания — суть его в том, чтобы не дать проникнуть в селение опасным для скота инфекционным заболеваниям. Женщины впрягались в соху и проводили борозду вокруг села. Считалось, что это надежная защита от падежа скота. Также вековухи нередко становились знахарками, их помощь была востребована на погребальных обрядах.
А смерть самой старой девы оформлялась как свадьба, пишет историк З. Мухина. Таким образом односельчане помогали выполнить прижизненную женскую задачу в символической форме. Могли даже выбрать суженого для супружеской жизни на том свете.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Да и сейчас… как-то старые девы не очень котируются в обществе… жаль девчонок… никакой тут их вины нет… судьба злодейка подвела! Есть у меня приятельница… умная… в школе математик была… симпатичная… уже давно за 50… но, себя сохранила… девчонка… почему так? Мы никто понять не можем… и ученики её за походы… и весёлый нрав очень любили… а вот… надо ж такое…
- ↓
+2
… традиции продиктованы необходимостью сохраниться как семья, род, но и они должны были как то приспособиться к обстоятельствам нового времени иначе слом, разрушение и забвение.
- ↓
+3
Говорят о меркантильности. А куда же без бабла деться. И родить без него можно урода, и полноценно прокормить ребёночка проблематично, и достойное образование дать не возможно, Это вам не СССР. А плодить прислугу для господ, проституток для мажоров и пушечное мясо для политиков могут только враги собственных детей.
- ↓
+1
дискриминация с древних времён…
- ↓
+7
Выйти замуж — не напасть, лишь бы за мужем не пропасть.
- ↓
+1
Золотые слова!:)
- ↑
- ↓
+2
Спасибо, очень познавательно.
- ↓
+1
Пожалуйста.
- ↑
- ↓
+5
Мудро всё было. И Строго!..
- ↓
+2
Ничего мудрого, как по мне.
- ↑
- ↓
+5
сейчас развелись алики, которых содержат бабушки
- ↓
+1
Кто такие «алики»?
- ↑
- ↓
+2
Зато сейчас, с ростом личного благосостояния, это стало чуть ли не модным.
- ↓
+4
Женщине, сумевшей себя прокормить, вешать на шею хомут из не способного ни на что мужика как то не комфортно. Мужики, даже никчёмные, считают что они пуп земли и слишком выпендриваются. И какое счастье, что женщине теперь можно в любой момент послать никчемушного урода далеко и на долго. Но и тут некоторые мужики продолжают оставаться ничтожествами, проявляют силу и идут на насилие, так как привыкли веками относиться к женщине с позиции физической силы так как настоящими мужскими ни силой, ни разумом не обладают.
- ↑
- ↓
+2
Да про «отстой» я даже говорить не хочу. Обеих полов. Там всё ясно. Но смысл в том, что и состоявшегося мужика хрен загонишь под венец. Да не хочет он решать чужие проблемы и терпеть закидоны! Ради чего?
Вот так и жить будем… кто хочет под венец-читай хотят на шею. Что те, что эти. :)) Остаётся надеяться, что неземная любовь всё ж есть. :))
- ↑
- ↓
+4
Слишком много «переборок». Раньше думали о семейной жизни, а сейчас — о «папике». Большинство нынешних девиц выходят замуж, чтобы их содержали, семью — дело даже не второе.
- ↑
- ↓
+8
А мужики о чём тогда думают? Тоже не о семье, а найти себе молодую содержанку «на секс» и только. Это тенденция не только женская или только мужская. ВСЕХ. Я это лет аж чуть ли не 10 назад заметила. Чем дальше-тем хуже. Боюсь, что семья, как социальный институт, вскоре прекратит своё существование. Главное, что я не вижу и ничего взамен. Куча одиночек?
- ↑
- ↓
+4
потому что главное это карьера деньги и всё сразу а семья это на втором или на третьем плане а дети это помеха для достижения цели
- ↑
- ↓
-1
Значит цель — заработать бабла и на кладбище. Без потомков. Без будущего.
- ↑
- ↓
+5
Нет. Это-вторично. Главное-нежелание брать на себя ответственность и обязанности.
- ↑
- ↓
+2
Я с тобой полностью согласен в прогнозе о полном (и естественном), на протяжении жизни нескольких будущих поколений, прекращении существования институтов семьи и брака, в также и религии, у которой сейчас агония — всплеск, надеюсь, последний… Об этом можно долго и много говорить и спорить, но т.к. само явление тесно связано с научно-техническим и технологическим прогрессом цивилизации, который может остановить и отбросить назад только большая
катастрофа, то если всё пойдёт нормально, этот век может стать переломным в истории. Также, я предвижу ликвидацию институтов наследования и собственности, в несколько более отдалённой перспективе… Иначе, общество не сможет дальше развиваться. И, не надо горевать, всё это нормально, важны только детали. А преобразование может стать весьма болезненным, а может и нет, всё зависит от разумности вдохновителей процесса. Но нам уже не дожить…
- ↑
- ↓
0
Насчёт религии не уверена. Как раз-таки НТП оченно способствует её «размножению». Это опять-таки вытекает из-за распада института семьи и брака. Когда вы все в куче (и старшее и младшее поколения), то вы и бабке особо «вдариться» не позволите и уж тем более молодому мозги на место поставите. А если эти люди предоставлены сами себе и инету? Будут веровать в «Святую Цифру» какую-нибудь. Кто лучше всех делает вид, что понимает твои проблемы? Да попы! Так что то, что мы видим сейчас-не агония, а наоборот. ИМХО, конечно.
- ↑
- ↓
-1
Я только за мусульман не уверен — слишком зациклены на религии…
- ↑
- ↓
0
Внуки мне расскажут потом, чем дело закончилось. Самое главное на соседние сковородки попасть…
А зациклены… да вот как тебе сказать… Скорее многие (очень многие) просто делают вид. НО!!! Мусульманство не просто религия. Это стиль, уклад, нормы жизни. Руководство к действию. Сильная штука, в общем.
- ↑
- ↓
+2
У мусульман еще хуже
- ↓