Тетрис: игра миллионов от советского инженера

Тетрис по праву можно назвать игрой, в которую играют дети и взрослые. Простая, на первый взгляд, головоломка увлекает с первой минуты, и оторваться от сортировки незатейливых фигурок практически нельзя. В тетрис играют все, а вот историю его появления мало кто знает.




Уникальность тетриса в том, что в этой игре нет ни сюжета, ни персонажей, ни художественного оформления. Все, что есть, – это фигурки, состоящие из четырех блоков, за это, собственно, тетрис и получил свое название (тетра – четыре в переводе с греческого языка). В конце 1980 – начале 1990-х годов тетрис приобрел мировую известность. Эта игра выпущена для всех мыслимых девайсов – для приставок Nintendo и компьютеров, при желании игру можно установить и на современные мобильные телефоны.


Тетрис был придуман российским компьютерным инженером Алексеем Пажитновым, когда он работал в Академии наук в Москве. Для тестирования нового программного обеспечения на компьютере «Электроника 60» он придумал программу, которая и стала прототипом тетриса. Вначале комбинации, составленные из четырех букв, появлялись на экране, но они очень быстро заполняли экран, и инженер понял, что, заполняя собой ряд полностью, они должны исчезать.

Первый прототип игры тетрис
Постепенно тетрис становился той игрой, которую сегодня мы привыкли видеть. Рассказывая о концепте игры изданию The Guardian, Алексей Пажитнов признался: «В игре не было счета и уровней сложности. Но я начал играть и уже не мог остановиться». Инженер показал код игры своим приятелям, среди которых был Вадим Герасимов, который адаптировал ее к ЭВМ.

Тетрис от компании Nintendo
Игра моментально стала популярной. Всего за два года она облетела весь Советский Союз, о ней также стали говорить на Западе. Там были написаны версии для Commodore 64 и Apple II. Первой коммерческой компанией, которая заинтересовалась выпуском игры, стала британская компания Andromeda. Сейчас уже сложно понять, как удалось британцам, не имея авторских прав на игру, продать ее компании Spectrum HoloByte, которая уже выпустила платную версию игры. Выпуск игры имел эффект разорвавшейся бомбы: пользователи охотно покупали игру, а компания — «владелец» прав стала дальше продавать мнимую лицензию. За рубежом на этой игре уже озолотились многие бизнесмены, а Алексей Пажитнов не получил ни копейки.

Пажитнов не мог получить патент на игру, поскольку создал ее, работая в Академии наук. Он передал права на игру на 10 лет СССР. Была создана организация «Элорг», которая и стала правообладателем государственной лицензии на тетрис. Лицензию, оформленную уже по закону, выкупил гигант Nintendo. Правда, Пажитнову это опять не принесло выгоды.
Алексей Пажитнов смог вернуть себе права на игру только спустя 12 лет после ее изобретения. Он стал соучредителем компании Tetris в 1996 году. Наконец он стал получать причитающиеся ему гонорары, а уже в 2005 году стал сотрудничать с компанией Microsoft.

Хэнк Роджерс – соучредитель компании Tetris
Компания Tetris работает до сих пор, теперь у инженеров есть возможность на законных основаниях отстаивать свои авторские права. Когда Apple запустил игру Tris в 2009 году, Алексей Пажитнов направил жалобу от имени своей компании. И имел на это полное право. Ведь именно он создал игру тетрис, в названии которой сочетается греческий корень «тетра» и название любимой игры Алексея – тенниса.

Советский инженер Алексей Пажитнов
« Секреты зеркал на известных полотнах
А мне летать охота! Что заставляет скатов... »
  • +30

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
Познакомился с тетрисом в 1990, псевдографическим, как здесь на картинке. Несколько часов доступа к терминалу были пожертвованы игровому азарту. :)
+2
Ну не придумывал, и уж тем более — не изобретал Пажитнов известную ещё с древнегреческих времён головоломку ТЕТРАМИНО!!! Он всего лишь «автоматизировал» ее, перевел на компьютерные «рельсы»…
+2
Это доказывает, что в СССР умели не только качать нефть и делать оружие. А вот что идеологи рыночной экономики не поняли, что можно зарабатывать на изобретениях и не заботились об авторских правах — это им, прозевавшим сверхдержаву, огромный минус.
+4
Изобрести мало, надо разглядеть перспективы и защитить изобретение от плагиата.
+4
Занятная игра, очень даже развивает реакцию мышления и последующих действий)