Как связаны мимика, жесты и эмоции

Мимика (греч. mimikos — подражательный) — выразительные движения мышц лица, в которых проявляются эмоции, чувства, умственное напряжение, волевое напряжение или попытки скрыть своё душевное состояние. Считается, что выражения многих эмоций, в основном, транскультуральны, то есть генетически детерминированы.

Как связаны мимика, жесты и эмоции

Некоторые исследователи указывают, что мышцы вокруг глаз выражают умственные акты, мышцы окружности рта — акты воли, мышцы лица — чувства (Сикорский, 1995).

Приведём описание внешних проявлений некоторых внутренних состояний в норме, полагая, что это может помочь распознаванию как эмоциональных состояний не только здоровых людей, так и неадекватной в том или ином отношении мимики пациентов.

Кроме того, клиницистам постоянно приходится иметь дело не только с тяжело больными людьми, но чаще всего с пациентами, которые во многих проявлениях своей внутренней жизни, включая сферу экспрессии, вполне адекватны, встречаться с не всегда адекватными родственниками пациентов, а также решать такие трудные задачи, как отграничение нормы от патологии, чему изучение мимики в части случаев может помочь.

Во всех таких случаях невербальная информация, исходящая от пациентов, их близких, испытуемых может оказаться не только клинически значимой, но и полезной в других отношениях.

Заметим, что, по убеждению некоторых клиницистов, лучше чем кто-либо о душевно здоровом человеке и внешних проявлениях психического благополучия знает психопатолог, поскольку с годами общения с разными пациентами, с одной стороны, и не имеющими психических отклонений людьми, с другой, у некоторых психиатров вырабатывается обострённое чувство здорового, интуитивное ощущение нормального и адекватного, о чём научные тексты часто не способны сообщить чего-либо определённого.

Разумеется, в проявлениях эмоций и других внутренних состояний одновременно участвует не только мимическая мускулатура лица, но также другие мышцы тела, участвующие в продуцировании жестов, голоса, поз и иных выразительных актов, так, что в итоге формируются определённые и устойчивые паттерны внешних признаков эмоций, внимания, побуждений, размышлений.

Описание основных экспрессивных комплексов:

1. Внимание к собеседнику:

— рука расположена у щеки, голова опирается на кисть руки, при этом указательный палец может быть вытянут вдоль виска, — «я весь внимание”;

— голова наклонена набок — »я слушаю вас с интересом”. Когда интерес к собеседнику ослабевает, плечи сначала поднимаются, затем опускаются (это знак сомнения в том, что собеседник так уж интересен, или просьба к нему поскорее завершить сообщение), взгляд начинает блуждать по сторонам (указание, что есть что-то и поинтереснее), а тело принимает позу, обращённую от собеседника.

2. Гнев (приступ к драке, по Ч.Дарвину):

— голова откинута и расположена вполоборота к объекту гнева;

— глазные щели сужены, угловаты или, напротив, появляется экзофтальм;

— брови опущены, они принимают горизонтальное положение и сведены к переносью так, что между ними появляется горизонтальная складка;

— неотрывный взгляд на объект гнева;

— шумное дыхание;

— сжатые кулаки;

— обнажение клыков;

— гиперемия склер («глаза налиты кровью”);

— зубы стиснуты, скрежет зубов, губы плотно сжаты.

3. Досада:

— злобное выражение лица;

— выражение напряжённой мысли;

— отсутствие признаков общего мышечного напряжения (знак того, что имеющееся недовольство индивид не склонен проявлять агрессией).

4. Жеманство:

— преувеличенные, нарочито замедленные, а временами намеренно задерживаемые движения;

— замедление, ускорение или утрирование выразительных актов, а также их разнообразие, что должно бы обратить внимание на себя кого-то из окружающих;

Жеманство есть частный вариант кокетства — поведения, при котором хотят понравиться, выставляя напоказ свои привлекательные качества и одновременно стараются их скрыть, замаскировать, но так, чтобы они были бы на первом плане.

5. Зависть (по описанию Овидия):

— медленная поступь (демонстрация высокомерия, надменности, самоуверенности);

— бледное лицо (выдаёт скорее страх и тревогу, нежели гнев и агрессию);

— косой взгляд (скрытый от объекта зависти, отчего М.Ю.Лермонтов называет зависть тайным чувством);

— отсутствие улыбки, исключая те случаи, когда злорадный завистник видит страдания других людей.

6. Закрытость:

— скрещивание рук со сжатыми кулаками или придание им такого положения, когда одна рука сжимает другую (»я нахожусь в обороне, так как ничего хорошего от кого-то не жду”);

— сидение на стуле, повёрнутом спинкой вперёд (демонстрация силы и готовности к ответной агрессии);

— ноги расположены поверх стула, стола, кресла (жест высокомерия, развязности);

— скрещивание или поза нога на ногу («я готов в конфронтации”). Если при этом скрещены ещё и руки, то это явный знак того, что собеседник для индивида – не склонен вступить в контакт, если не ощущает себя при этом в роли врага.

7. Злоба (лучшая иллюстрация — изображение лица Мефистофеля рядом художников):

— брови вытянуты в горизонтальную линию, внутренние их углы опущены, наружные, — в противоположность печали, — приподняты;

— поперечные складки на переносье.

8. Негодование (благородный, праведный гнев):

— брови опущены и расположены горизонтально (знак напряжения мысли, чего нет при гневе, когда индивиду в состоянии этого аффекта не до рефлексии и размышлений);

— руки воздеты и обращены ладонями вверх (знак, который называют „весами справедливости”, это как бы обращение к небу, верховному и беспристрастному арбитру);

— на лице выражение бесстрастия (во всяком случае признаков злобы нет).

9. Недоумение (растерянность):

— застывание на одном месте и в одной позе;

— признаки остановки мысли;

— разведение рук в стороны (означает неспособность действовать из-за остановки мыслей);

— полуоткрытый рот (означает остановку вокализации, неспособность что-то сказать).

10. Напряжение воли (по описанию Ч.Дарвина):

— плотное сжатие губ;

— напряжение мышц тела, отсюда — живость и резкость движений.

11. Отвращение:

— отворот головы (знак — “противно смотреть”). В псалмах библейского Давида содержится, например, просьба к Богу не отвращать от него своё лицо, взгляд;

— нахмуренные брови (означает:”глаза мои не глядели бы на эту мерзость”);

— сморщенный нос, как это бывает при неприятном запахе;

— приподнятая верхняя губа и опущенная нижняя (означает:”выплюнуть бы такую дрянь”);

— угловатая форма рта (означает:”какая-то гадость во рту”);

— язык слегка вытянут, он словно выталкивает что-то неприятное изо рта или препятствует его попаданию в рот;

— туловище занимает положение с отворотом, оно словно от чего-то отстраняется;

— рука (руки) вытянуты, пальцы рук раздвинуты (означает: ничего не возьму в руки из чувства гадливости).

12. Открытость:

— развёрнутые, раскрытые навстречу партнёру руки (это как бы означает: смотрите, у меня нет за пазухой камня”);

— частое поднятие плеч (означает: „всякие сомнения в отношении моей закрытости и враждебности безосновательны”);

— расстёгнутые пиджак или куртка (означает: “убедитесь сами, что я открыт и мои намерения самые добрые”);

— наклон в сторону партнёра (знак симпатии, расположения).

13. Печаль:

— брови вытягиваются в прямую линию, внутренние их углы приподняты, наружные — опущены;

— в области средней трети лба образуется несколько поперечных морщин;

— на переносье появляется несколько вертикальных складок (знак сосредоточенности на каких-то угнетающих индивида проблемах);

— глаза слегка сужены, здоровый блеск в них отсутствует (»потухший взор”);

— уголки рта опущены («кислое выражение лица”);

— темп движений и речи замедлен.

14. Подобострастие:

— преувеличенное изображение уважения, до степени самоунижения и раболепия (например, тело излишне наклонено вперёд, лицо копирует выражение прислуживания объекту отношений, оно изображает умиление, заискивающий взгляд не отрывается от важной персоны, выражает готовность угадать и исполнить любое её желание);

— отсутствие признаков напряжения ума;

— отсутствие признаков напряжения воли.

15. Подозрительность:

— неподвижный взор, устремлённый на объект подозрения;

— взгляд искоса (означает желание дистанцироваться от объекта угрозы или скрыть своё настороженное к нему отношение);

— слабое смыкание губ (знак неуверенности в том, что может случиться, чего следует ожидать);

— тело ориентировано от объекта угрозы (означает желание удалиться от объекта угрозы);

— признаки злобы.

16. Радость:

— брови и лоб спокойны;

— нижние веки и щёки приподняты, глаза прищурены, под нижними веками появляются морщинки;

— „гусиные лапки” — лёгкие морщинки, лучами расходящиеся от внутренних углов глаз;

— рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.

17. Раскаяние:

— выражение печали, убитого вида (рудимент разрывания одежд или посыпания головы пеплом);

— выражение молитвенной мольбы к высшим силам в виде воздетых к небу рук (означает просьбу о прощении, помиловании);

— сжатие кулаков (знак гнева, досады в отношении своего недостойного поведения);

— плач с закрытыми руками глазами;

— отдаление от других людей.

18. Расположение к кому-либо:

— наклон головы, тела в сторону собеседника (означает: “мне с вами интересно и я не хочу лишиться вашего внимания”);

— рука на груди или „на сердце” (мужской жест честности и открытости);

— взгляд в глаза (означает:”мне приятно вас видеть”);

— покачивание головой в знак согласия с тем, что собеседник говорит;

— прикосновение к собеседнику (означает доверие, симпатию, теплоту отношения);

— приближение к собеседнику до пределов интимной зоны и ближе;

— закрытая позиция партнёров: они смотрят друг на друга, ступни их ног расположены параллельно.

19. Самоуверенность:

— отсутствие оживлённой мимики на лице (означает:”мне нечего скрывать, я уверен в себе и ничего не боюсь”);

— гордая, прямая поза;

— пальцы рук соединены, иногда куполом. Чем выше расположены руки, тем большее превосходство над другими ощущает или демонстрирует индивид. Он может позволить себе смотреть на кого-либо сквозь соединённые пальцы своих рук;

— руки могут быть соединены за спиной (означает готовность действовать не физической силой, а правом на своей стороне);

— высоко поднятый подбородок (“взгляд свысока”). Два последних признака образуют авторитарную позу;

— неторопливые движения, скупые жесты и движения головой и глазами. Это создаёт впечатление их многозначительности, а также убеждённости в своей непогрешимости;

— выбор места расположения где-нибудь на возвышении, как бы на троне или пьедестале;

— расположение ног на предметах или поза небрежно облокотившись на что-либо (означает: „тут моя территория, здесь я хозяин”);

— взгляд, исходящий над очками.

20. Скука:

— глаза полуприкрыты (означает: “не глядел бы на всё это, надоело всё);

— голова лежит на ладони (означает:”подушку бы, лучше уж поспать”);

— машинальное и однообразное рисование на бумаге каких-то орнаментов, решёток, фигурок;

— пустой, ничего не выражающий и ни к чему не прикованный взгляд, то, что называют „дневным сном” с пассивным течением впечатлений.

21. Смущение:

— голова поворачивается в сторону от наблюдателя;

— взгляд направлен вниз, он смещается при этом вбок;

— улыбка сжатыми губами (“сдержанная улыбка”);

— дотрагивание рукой до лица.

22. Сомнение:

— слабое напряжение мышц тела и круговой мышцы рта;

— опущенная голова;

— опущенный взор;

— руки прижаты к телу, они сложены, могут быть засунуты в рукава (признак отсутствия побуждений действовать);

— приподнятые плечи (знак вопроса: „чему тут удивляться?”).

23. Страх:

— поперечные морщины на лбу, при этом в центре лба они глубже, чем по краям;

— широко раскрытые глаза (“у страха глаза велики”);

— поднятие век так, что между верхним веком и радужной оболочкой обнажается белок глаз;

— брови поднимаются, делаются дугообразными и сводятся к переносице (выражение беспомощности);

— рот открыт (»отпала челюсть”);

— углы рта резко оттянуты (выражение задержанного крика о помощи);

— поперечные морщины на передней поверхности шеи (рудимент реакции съёживания, сворачивания в клубок);

— застывание на месте или беспорядочное метание (паралич воли или рудимент реакции бегства);

— сухость во рту, бледность лица (первое — признак, которое использовали древние детекторы лжи; второе признак, который ранее использовали для отбраковывания призывников в армию);

— напряжённый и настороженный взгляд, устремлённый в сторону источника опасности;

— дрожь в руках, ногах, во всём теле.

24. Стыд:

— прячется лицо, оно закрывается руками, отводится в сторону, опускается вниз, как это бывает в чьём-либо присутствии, даже воображаемом;

— взор обращён в сторону, опущен вниз или беспокойно двигается — Ч.Дарвин;

— веки прикрывают глаза, глаза иногда бывают закрыты (как у детей: ”не вижу, значит, этого нет”);

— умолкание речи (в Библии сказано: ”Чтобы впредь нельзя было тебе рта раскрыть от стыда”);

— тихие, бесшумные, по возможности незаметные действия (в Библии сказано: ”Крадутся люди стыдящиеся”);

— тело сжимается, съёживается, индивид как бы прячется, хочет остаться незаметным, чтобы его не видели;

— поверхностное дыхание с глубокими вздохами (рудиментами плача);

— внезапные остановки дыхания (связаны, вероятно, с горестными воспоминаниями о содеянном);

— заикание, спотыкания в речи;

— краска стыда («покрыться стыдом, бесчестием”). „Стыдливый румянец” Ч.Дарвин считал самым человеческим из всех проявлений эмоций.

25. Тревога:

— беспокойный, бегающий взгляд;

— суетливость, то есть бестолковая, торопливая и часто бесцельная активность — обнаруживается значительное или нарастающее двигательное беспокойство (особенно часто это потирание рук, непоседливость, бесцельное перемещение с одного места на другое, бессмысленное перекладывание с одного места на другое предметов и др.);

— тревожные вербигерации (повторение фраз, вопросов, выражающих страх по поводу предчувствия надвигающегося несчастья);

— дрожание рук, голоса, всего тела (сопровождает ощущение внутреннего, эмоционального и мышечного напряжения);

— крики, плач;

— бледность кожи.

26. Удивление:

— высокое поднятие бровей;

— открытие рта;

— разведение рук в стороны;

— сильное напряжение внимания;

— сильное напряжение мысли.

27. Умиление (душевное состояние, возникающее на исходе печали):

— признаки радости;

— признаки печали;

— слёзы.

28. Умственное напряжение:

— две вертикальные складки на переносице;

— нависание бровей над глазами;

— брови из дугообразных делаются горизонтальными.

Оставить комментарий

Научный хит. Все самые интересные научные открытия.
2015 — 2024