Как мир узнал о "мертвой петле"

9 сентября (по старому стилю – 27 августа) 1913 г. русский военный летчик Петр Нестеров впервые совершил «мертвую петлю» – фигуру высшего пилотажа, названную впоследствии «петлей Нестерова». И хотя первенство в ее исполнении неоднократно оспаривалось зарубежными летчиками, Нестеров несомненно остается первым, кто совершил полный круг в вертикальной плоскости в то время, когда несовершенные летательные аппараты исключали возможность крутых виражей и резких поворотов.



Петр Нестеров увлекался воздухоплаванием с юности. В 23 года он построил планер и испытал его в воздухе. В 1912 г. он сдал экзамены на пилота-авиатора и военного летчика, в следующем году стал командиром авиационного отряда в Киеве.




Нестеров был выдающимся теоретиком и смелым экспериментатором: он отрабатывал тактику ведения воздушного боя и выполнения ночных полетов, провел первую в истории авиации маршрутную авиасъемку, обосновал возможность выполнения глубоких виражей и доказал это на практике. «В воздухе для самолета всюду опора», – говорил Нестеров.




Идея «мертвой петли» зародилась у Нестерова еще в 1912 г. Главный постулат, который летчик хотел доказать на собственном примере, – это то, что «воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях. Он будет удерживать в любом положении самолет при правильном управлении им». В те времена считалось, что существуют такие «критические углы смерти», из которых выровнять самолет уже невозможно. Нестеров же пытался доказать обратное: если высота позволяет, самолет можно выровнять из любого положения.


Петр Нестеров с женой и дочерью
Почти год летчик изучал возможность совершения подобной фигуры высшего пилотажа и готовился к осуществлению своей идеи. 27 августа (9 сентября) 1913 г. в 18.15 в небе над Киевом Петр Нестеров первым в мире совершил «мертвую петлю» на самолете «Ньюпор IV». Его триумф не только не признали, но даже чуть было не посадили под арест «за риск казенным имуществом». А летчикам запретили повторять эту фигуру.



Самолет П. Нестерова *Ньюпор IV*


Штабс-капитан П.Н. Нестеров возле своего самолета *Ньюпор IV*
4 сентября того же года Нестеров опубликовал в парижской газете описание своего полета. А 8 сентября «мертвую петлю» повторил французский летчик Адольф Пегу. За границей его тут же объявили первопроходцем, хотя сам он так не считал. Весной 1914 г. Пегу прибыл в Петербург для демонстрации «мертвой петли», и местные газеты тут же принялись петь дифирамбы французу. Нестерову пришлось разослать в газеты телеграммы: «Императорскому аэроклубу уже давно необходимо подтвердить, что первую «мертвую петлю» совершил русский летчик». А летом 1914 г. Киевское общество воздухоплавания опубликовало в журнале «Автомобильная жизнь и авиация» подборку материалов, подтверждающих первенство Нестерова в выполнении «мертвой петли».



Петр Нестеров – первый летчик, исполнивший *мертвую петлю*
Когда началась Первая мировая война, Нестерову пришлось продолжить свои эксперименты в военной авиации. Он стал одним из первых, кто произвел бомбардировку артиллерийскими снарядами. В начале войны самолеты применялись в основном для разведки и не были оснащены пулеметами. Пилоты либо стреляли друг в друга из револьверов, либо поднимались выше и сбрасывали бомбы. «Вороны, а не ястребы!» – так отзывался Нестеров о российских боевых самолетах.



Слева – памятник Нестерову и его *мертвой петле* в Киеве. Справа – Макет самолета *Ньюпор*, на котором Нестеров выполнял фигуры высшего пилотажа
8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 г. австрийский самолет проводил разведывательные полеты над аэродромом в районе Жолквы. Нестеров направил свой самолет на противника и протаранил его. Оба пилота погибли. Знаменитому летчику на тот момент было всего 27 лет. Нестеров не намеревался уничтожить противника ценой собственной жизни, на тот момент он уже давно вынашивал идею тарана – удара сверху по вражескому самолету колесами собственной машины или тросами с грузом на конце. Но сам не рассчитал своих сил и не выдержал удара о ветровое стекло. Через 7 месяцев после гибели Нестерова его идею осуществил российский летчик Козаков: применив воздушный таран, он поразил противника и благополучно вернулся на аэродром. А во время Великой Отечественной войны советские летчики совершили более 600 успешных таранов.



Основоположник высшего пилотажа Петр Нестеров на почтовой марке СССР
« Как спасти простого человека невероятными...
Невероятные новые рекорды »
  • +22

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
  • avatar
  • bja1
Вечная слава русскому герою. А европа всегда стремится затоптать достижение России. Им асё время нужго не просто напоминать, а вдалбливать. Небось и забыли уж, что за 300 лет до братьев Монгольфье, на воздушном шаре поднялся русский дьяк Иван Крякутной. Он сшил шар, надул его «дымом поганым и вонючим и нечистая сил подняла его выше берёзы». Так писала летопись ао время Ивана Грозного.