Почему на Западе русских считают депрессивными
Уровень самоиронии россиян обратно пропорционален размеру их населенного пункта. Такое открытие сделали психологи МГУ им. Ломоносова и специалисты других городов России в ходе совместного исследования особенностей негативного и позитивного стилей юмора в России.
Ученые пришли к выводу, что в больших городах люди проще и дружелюбнее относятся к «шпилькам» и остротам в свой адрес. Но чем меньше поселение, тем ярче и болезненнее проявляется в жителях так называемая гелотофобия (страх насмешки).
В исследовании были заняты 217 студентов из Москвы и 485 учащихся вузов из Туапсе, Кирова, Костромы, Кунгура и других городов России. В столице участвовать в опросах согласилось одинаковое число юношей и девушек, а вот в регионах студентов пришло в пять раз меньше, чем студенток. Среди опрашиваемых были будущие экономисты, психологи, историки, медики, педагоги, учителя физкультуры и даже работники телевидения от 16 до 26 лет.
Ребятам было предложено заполнить опросник, основанный на различении стилей юмора по «шкале» Роберта Мартина. Известный ученый насчитал четыре стиля юмора: два — позитивных (аффилиативный (мягкий и оптимистичный) и самоподдерживающий) и два – негативных (агрессивный и самоуничижительный).
В анкете предлагалось оценить по шкале от 1 до 7 (1 означает «полностью не согласен», а 7 – «полностью согласен») 32 утверждения. Они описывали различные ситуации использования юмора (шутки в компании, самоирония, подтрунивание над другими и т.д.) Часть из них сформулированы в утвердительной форме, часть – в отрицательной. Например: «Мне нетрудно рассмешить других – мне кажется, у меня от природы хорошее чувство юмора», «Если кто-то допускает ошибку, я часто подшучиваю над этим».
Собранные ответы показали, что московские юноши чаще всего шутят, когда хотят произвести впечатление в компании. Такой смех ученые называют «аффилиативным» и характеризуют как мягкий и добродушный, оптимистичный и жизнерадостный. Человек, который так шутит, не сомневается в себе. Он успешно устанавливает и поддерживает отношения с окружающими.
Становясь объектом юмора для своих друзей москвичи легко отличают добрую шутку от насмешки. Студенты из маленьких городов, напротив, менее склонны шутить над собой и любой юмор в свой адрес воспринимают настороженно, плохо различая его оттенки. Возможно, это связано с тем, что в провинции шутят более жестко, чаще используя смех как орудие насмешек и манипуляций. Такой смех относится к негативной группе и называется «агрессивный». Он включает в себя сарказм, насмешку, подтрунивание. Люди с агрессивным стилем юмора часто не могут справиться с желанием сострить, даже если шутка может кого-то обидеть. Этот стиль юмора связан с враждебностью, гневом и агрессией.
Однако, с агрессивным юмором в глубинке сильно связана самоподдерживающая ирония, которую Мартин отнес к позитивному стилю юмора. «Самоподдерживающий» стиль юмора подразумевает оптимистичный взгляд на жизнь, умение сохранять чувство юмора перед лицом трудностей и проблем в регионах, где жизнь нередко сложнее, чем в мегаполисах. Смех, таким образом, является в провинции регулятором эмоций и механизмом, снимающим стресс.
Интересное наблюдение сделали московские психологи по поводу самоуничижительного стиля смеха. Он примешивается и к более добродушному смеху москвичей, и более агрессивному смеху регионалов. Этот тип юмора Роберт Мартин относит к негативной группе. По его мнению, этот стиль направлен против самого себя, с целью снискать расположение у кого-то значимого. Он характеризует людей с таким смехом как остроумных и веселых, но за этим, по его мнению, стоят низкая самооценка, депрессивность и обострённая потребность в принятии.
Однако, российские ученые не совсем согласны с такой трактовкой ироничного самоуничижения. Самоуничижительный стиль юмора, считают они, в российской культуре не воспринимается столь однозначно негативно, как в западной. Этому есть культурно-историческое объяснение.
Во-первых, ценность мученичества и самокритики заложена в нас православной русской культурой. Подвергания себя насмешкам окружающих приобретает высокий религиозный смысл борьбы с собственной гордыней.
Во- вторых, если говорить о недавней истории, то в советский период ценность смеха над собой, самоиронии была очень высока и являлась необходимым атрибутом интеллигентного человека. Самоиронией пронизаны литературные произведения советского периода, находившиеся в оппозиции к официальной идеологии и нередко запрещённые цензурой (например, творчество Сергея Довлатова, Бориса и Аркадия Стругацких). Особая ценность смеха над собой (в том числе и особенно самоуничижи-тельного) сохраняется и в настоящее время. В западной же культуре, так называемый, самоуничижительный стиль юмора воспринимается, к сожалению, только негативно. Об этом говорят данные соответствующего канадского исследования. Там «позитивные» и «негативные» стили юмора в основном не смешиваются между собой: если человек добродушен, то у него чаще проявляются аффилиативный и самоподдерживающий стили юмора, с агрессией же «дружит» только самоуничижение.
Помимо региональных различий нашли ученые и гендерные отличия юмора. Так, российские парни гораздо чаще девушек употребляют в своей речи остроты и «подколки». Использование агрессивного юмора, по мнению экспертов, говорит о доминировании традиционных представлений о мужественности в России. Кроме того, мужчины в целом получили более высокие, по сравнению с женщинами, баллы по результатам опросов, что говорит о чувстве юмора, развитом в большей степени. К слову, в Канаде особых гендерных различий юмора замечено не было вообще.
Также ученые установили, что добрые шутки «генерят» люди, состоящие в браке, независимо от их пола. После развода, напротив, люди тяготеют к мрачному зубоскальству.
Ученые пришли к выводу, что в больших городах люди проще и дружелюбнее относятся к «шпилькам» и остротам в свой адрес. Но чем меньше поселение, тем ярче и болезненнее проявляется в жителях так называемая гелотофобия (страх насмешки).
В исследовании были заняты 217 студентов из Москвы и 485 учащихся вузов из Туапсе, Кирова, Костромы, Кунгура и других городов России. В столице участвовать в опросах согласилось одинаковое число юношей и девушек, а вот в регионах студентов пришло в пять раз меньше, чем студенток. Среди опрашиваемых были будущие экономисты, психологи, историки, медики, педагоги, учителя физкультуры и даже работники телевидения от 16 до 26 лет.
Ребятам было предложено заполнить опросник, основанный на различении стилей юмора по «шкале» Роберта Мартина. Известный ученый насчитал четыре стиля юмора: два — позитивных (аффилиативный (мягкий и оптимистичный) и самоподдерживающий) и два – негативных (агрессивный и самоуничижительный).
В анкете предлагалось оценить по шкале от 1 до 7 (1 означает «полностью не согласен», а 7 – «полностью согласен») 32 утверждения. Они описывали различные ситуации использования юмора (шутки в компании, самоирония, подтрунивание над другими и т.д.) Часть из них сформулированы в утвердительной форме, часть – в отрицательной. Например: «Мне нетрудно рассмешить других – мне кажется, у меня от природы хорошее чувство юмора», «Если кто-то допускает ошибку, я часто подшучиваю над этим».
Собранные ответы показали, что московские юноши чаще всего шутят, когда хотят произвести впечатление в компании. Такой смех ученые называют «аффилиативным» и характеризуют как мягкий и добродушный, оптимистичный и жизнерадостный. Человек, который так шутит, не сомневается в себе. Он успешно устанавливает и поддерживает отношения с окружающими.
Становясь объектом юмора для своих друзей москвичи легко отличают добрую шутку от насмешки. Студенты из маленьких городов, напротив, менее склонны шутить над собой и любой юмор в свой адрес воспринимают настороженно, плохо различая его оттенки. Возможно, это связано с тем, что в провинции шутят более жестко, чаще используя смех как орудие насмешек и манипуляций. Такой смех относится к негативной группе и называется «агрессивный». Он включает в себя сарказм, насмешку, подтрунивание. Люди с агрессивным стилем юмора часто не могут справиться с желанием сострить, даже если шутка может кого-то обидеть. Этот стиль юмора связан с враждебностью, гневом и агрессией.
Однако, с агрессивным юмором в глубинке сильно связана самоподдерживающая ирония, которую Мартин отнес к позитивному стилю юмора. «Самоподдерживающий» стиль юмора подразумевает оптимистичный взгляд на жизнь, умение сохранять чувство юмора перед лицом трудностей и проблем в регионах, где жизнь нередко сложнее, чем в мегаполисах. Смех, таким образом, является в провинции регулятором эмоций и механизмом, снимающим стресс.
Интересное наблюдение сделали московские психологи по поводу самоуничижительного стиля смеха. Он примешивается и к более добродушному смеху москвичей, и более агрессивному смеху регионалов. Этот тип юмора Роберт Мартин относит к негативной группе. По его мнению, этот стиль направлен против самого себя, с целью снискать расположение у кого-то значимого. Он характеризует людей с таким смехом как остроумных и веселых, но за этим, по его мнению, стоят низкая самооценка, депрессивность и обострённая потребность в принятии.
Однако, российские ученые не совсем согласны с такой трактовкой ироничного самоуничижения. Самоуничижительный стиль юмора, считают они, в российской культуре не воспринимается столь однозначно негативно, как в западной. Этому есть культурно-историческое объяснение.
Во-первых, ценность мученичества и самокритики заложена в нас православной русской культурой. Подвергания себя насмешкам окружающих приобретает высокий религиозный смысл борьбы с собственной гордыней.
Во- вторых, если говорить о недавней истории, то в советский период ценность смеха над собой, самоиронии была очень высока и являлась необходимым атрибутом интеллигентного человека. Самоиронией пронизаны литературные произведения советского периода, находившиеся в оппозиции к официальной идеологии и нередко запрещённые цензурой (например, творчество Сергея Довлатова, Бориса и Аркадия Стругацких). Особая ценность смеха над собой (в том числе и особенно самоуничижи-тельного) сохраняется и в настоящее время. В западной же культуре, так называемый, самоуничижительный стиль юмора воспринимается, к сожалению, только негативно. Об этом говорят данные соответствующего канадского исследования. Там «позитивные» и «негативные» стили юмора в основном не смешиваются между собой: если человек добродушен, то у него чаще проявляются аффилиативный и самоподдерживающий стили юмора, с агрессией же «дружит» только самоуничижение.
Помимо региональных различий нашли ученые и гендерные отличия юмора. Так, российские парни гораздо чаще девушек употребляют в своей речи остроты и «подколки». Использование агрессивного юмора, по мнению экспертов, говорит о доминировании традиционных представлений о мужественности в России. Кроме того, мужчины в целом получили более высокие, по сравнению с женщинами, баллы по результатам опросов, что говорит о чувстве юмора, развитом в большей степени. К слову, в Канаде особых гендерных различий юмора замечено не было вообще.
Также ученые установили, что добрые шутки «генерят» люди, состоящие в браке, независимо от их пола. После развода, напротив, люди тяготеют к мрачному зубоскальству.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+4
А с чем, и с кем сравнивали, делая глобальный вывод о депрессивности россиян? Думается, если провести подобный тест среди жителей канадского мегаполиса и канадских маленьких городов, результаты мало чем будут отличаться от российских
- ↓
+4
Никогда не понимал поведение супостатов, без повода всегда и везде улыбаться и скалить зубы, хотя при этом держать за пазухой кирпич.
- ↓
+1
Москвичи тож бывают разные.А «стиллистических» — с одной «л»))))
- ↓
0
:)) Уели! Даже не буду говорить, что опечатка и «автоматка». :))
- ↑
- ↓
0
Ухохоталась над комментом ниже. Мало того, что мы все (москвичи) по жизни какашечные и юмор у нас фискально-зубоскальный и классиков ещё не чтим! Зато русский знаем, и никогда в одной фразе 4 стиллистических и грамматических ошибки не сделаем. :))
- ↓
0
Ну что же, не читают москвичи классиков психологии русской души. Вся эта тема неплохо раскрыта в работе Александр Энгельгардт: Письма из деревни (1872-1887 гг.). Энгельгардт, тоже не совсем русский, так же как и товарищи С. Довлатов, Стругацкие, но в его заметках замечательно описано о не состыковки интеллекта московской привилегированной публикой с крестьянской душой.
- ↓