Мифы о Средневековье

Средневековье — одна из самых спорных и противоречивых эпох в истории человечества. Одни воспринимают её как времена прекрасных дам и благородных рыцарей, менестрелей и скоморохов, когда ломались копья, шумели пиры, пелись серенады и звучали проповеди. Для других же Средневековье — это время фанатиков и палачей, костров инквизиции, вонючих городов, эпидемий, жестоких обычаев, антисанитарии, всеобщей темноты и дикости. Давайте посмотрим: а так ли уж страшно на самом деле жилось в Средние века?
Мода ругать Средние века появилась ещё в эпоху Возрождения, когда шло резкое отрицание всего, что имело отношение к недавнему прошлому (как нам это знакомо), а потом уже с легкой руки историков XIX века этим самым грязным, жестоким и грубым Средневековьем стали считать… времена с падения античных государств и до самого XIX века, объявленного торжеством разума, культуры и справедливости. Тогда и развились мифы, которые теперь кочуют из статьи в статью, пугая поклонников рыцарства, короля-солнца, пиратских романов, и вообще всех романтиков от истории.


Миф 1. Все рыцари были тупыми, грязными, необразованными мужланами.
Это, наверное, самый модный миф. Каждая вторая статья об ужасах Средневековых нравов заканчивается ненавязчивой моралью — смотрите мол, дорогие женщины, как вам повезло, какие бы ни были современные мужчины, они точно лучше рыцарей, о которых вы мечтаете. Грязь оставим на потом, об этом мифе будет отдельный разговор. Что же касается необразованности и тупости… Подумалось мне тут недавно, как было бы забавно, если бы наше время изучали по культуре «братков». Можно себе представить, каким бы тогда был типичный представитель современных мужчин. И ведь не докажешь, что мужчины-то все разные, на это всегда есть универсальный ответ — «это исключение».


В Средние века мужчины, как это ни странно, тоже были все разные. Карл Великий собирал народные песни, строил школы, сам знал несколько языков. Ричард Львиное Сердце, считающийся типичным представителем рыцарства, писал стихи на двух языках. Карл Смелый, которого в литературе любят выводить этаким хамом-мачо, прекрасно знал латынь и любил читать античных авторов. Франциск I покровительствовал Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи. Многожёнец Генрих VIII знал четыре языка, играл на лютне и любил театр. И список этот можно продолжить. Но главное — это всё были государи, образцы для своих подданных, да и для более мелких правителей. На них ориентировались, им подражали, и уважением пользовались те, кто мог как его государь — и противника с коня сбить, и оду к прекрасной даме написать. Ага, скажут мне — знаем мы этих Прекрасных Дам, ничего общего они с женами не имели. Значит перейдем к следующему мифу.


Миф 2. К жёнам «благородные рыцари» относились как к собственности, били и ни в грош не ставили.
Для начала повторю то, что уже говорилось — мужчины были разные. И чтобы не быть голословным, вспомню знатного сеньора из XII века, Этьена II де Блуа. Был этот рыцарь женат на некой Адель Норманнской, дочери Вильгельма Завоевателя и его любимой супруги Матильды. Этьен, как и положено ревностному христианину, отправился в Крестовый поход, а жена осталась ждать его дома и управлять поместьем. Банальная, казалось бы, история. Но особенность её в том, что до нас дошли письма Этьена к Адель. Нежные, страстные, тоскующие. Подробные, умные, аналитические. Эти письма — ценный источник сведений по Крестовым походам, но они же ещё и свидетельство того, как сильно мог любить средневековый рыцарь не какую-то мифическую даму, а собственную жену.

Можно вспомнить Эдуарда I, которого смерть обожаемой жены подкосила и свела в могилу. Его внук Эдуард III жил в любви и согласии со своей женой более сорока лет. Людовик XII женившись превратился из первого развратника Франции в верного мужа. Что бы там не говорили скептики, любовь — явление не зависящее от эпохи. И всегда, во все времена, на любимых женщинах старались жениться. Теперь переходим к более практическим мифам, которые активно пропагандируются в кино и сильно сбивают романтический настрой у любителей Средневековья.

Миф 3. Города были свалкой нечистот.
О, чего только не пишут о средневековых городах. Вплоть до того, что мне встречалось утверждение, что стены Парижа приходилось достраивать, чтобы нечистоты, выливаемые за стену города, не полились назад. Эффектно, не правда ли? А ещё в той же статье утверждалось, что поскольку в Лондоне отходы человеческой жизнедеятельности сливали в Темзу, то она была тоже сплошным потоком нечистот. Моё богатое воображение сразу забилось в истерике, поскольку я ну никак не мог представить, откуда же могло взяться столько нечистот в средневековом городе. Это же не современный многомиллионный мегаполис — в средневековом Лондоне жило 40-50 тысяч человек, да и в Париже не многим больше. Оставим в стороне совсем уж сказочную историю со стеной и представим себе Темзу. Эта не самая маленькая река выплескивает в море 260 кубометров воды в секунду. Если мерить это в ваннах, то получится больше 370 ванн. В секунду. Думаю, дальнейшие комментарии излишни. Впрочем, никто не отрицает, что средневековые города отнюдь не благоухали розами. И сейчас стоит только свернуть со сверкающего проспекта и заглянуть на грязные улочки и в темные подворотни, как понимаешь — отмытый и освещённый город очень сильно отличается от своей грязной и вонючей изнанки.

Миф 4. Люди не мылись по много лет.
Про мытьё говорить тоже очень модно. Причем тут приводятся совершенно настоящие примеры — монахи, которые от излишка «святости» не мылись годами, вельможа, который тоже от религиозности не мылся, чуть не умер и его отмыли слуги. А ещё любят вспоминать принцессу Изабеллу Кастильскую (многие её видели в недавно вышедшем фильме «Золотой век»), которая дала обет не менять белье, пока не будет одержана победа. И бедная Изабелла держала своё слово три года. Но опять-таки выводы делаются странные — отсутствие гигиены объявляется нормой. То, что речь во всех примерах о людях, которые дали обет не мыться, то есть видели в этом какой-то подвиг, подвижничество, не принимается во внимание. Между прочим, поступок Изабеллы вызвал большой резонанс во всей Европе, в честь неё был даже придуман новый цвет, настолько всех потряс данный принцессой обет.

А если почитать историю ванн, а еще лучше — сходить в соответствующий музей, то можно поразиться разнообразию форм, размеров, материалов, из которых делали ванны, а также способов подогрева воды. В начале XVIII века, который тоже любят называть веком грязнуль, у одного английского графа в доме даже появилась мраморная ванна с кранами для горячей и холодной воды — предмет зависти всех знакомых, ходивших в его дом как на экскурсию. Королева Елизавета I принимала ванну раз в неделю и требовала, чтобы все придворные тоже мылись почаще. Людовик XIII вообще мок в ванне каждый день. А его сын Людовик XIV, которого любят приводить в пример как короля-грязнулю, поскольку он-то как раз ванны не любил, протирался спиртовыми лосьонами и очень любил купаться в реке (но о нём будет отдельный рассказ). Впрочем, чтобы понять несостоятельность этого мифа, не обязательно читать исторические труды. Достаточно посмотреть картины разных эпох. Даже от ханжеского Средневековья осталось немало гравюр с изображением купания, мытья в банях и ваннах. А уж в более поздние времена особенно любили изображать полуодетых красавиц в ваннах. Ну и самый главный аргумент. Стоит посмотреть статистику производства мыла в Средние века, чтобы понять — всё, что говорят о повальном нежелании мыться — враньё. Иначе для чего бы требовалось производить такое количество мыла?

Миф 5. От всех ужасно воняло.
Этот миф напрямую вытекает из предыдущего. И у него тоже есть реальное доказательство — русские послы при французском дворе жаловались в письмах, что от французов «ужасно смердит». Из чего был сделан вывод, что французы не мылись, воняли и пытались заглушить запах духами (про духи — общеизвестный факт). Этот миф мелькнул даже в романе Толстого «Петр I». Объяснение ему — проще некуда. В России не принято было сильно душиться, тогда как во Франции духами просто обливались. И для русского человека обильно воняющий духами француз был «смердящим аки дикий зверь». Кто ездил в общественном транспорте рядом с сильно надушенной дамой, тот их хорошо поймёт.

Правда, есть ещё одно свидетельство, касающееся всё того же многострадального Людовика XIV. Его фаворитка, мадам Монтеспан, как-то раз в порыве ссоры крикнула, что от короля воняет. Король был оскорблен и вскоре после этого расстался с фавориткой окончательно. Кажется странным — если король обижался на то, что от него воняет, то почему бы ему не помыться? Да потому, что запах шел не от тела. У Людовика были серьезные проблемы со здоровьем, и с возрастом у него стало плохо пахнуть изо рта. Сделать было ничего нельзя, и естественно король сильно переживал по этому поводу, так что слова Монтеспан были для него ударом по больному месту. Кстати, не надо забывать, что в те времена не было промышленного производства, воздух был чистым, а еда может и не очень здоровой, но хотя бы без химии. И потому с одной стороны волосы и кожа дольше не засаливались (вспомнить наш воздух мегаполисов, который быстро делает вымытые волосы грязными), поэтому люди в принципе дольше не нуждались в мытье. А с человеческим потом выделялась вода, соли, но не все те химикаты, которых полно в организме современного человека.

Миф 6. Одежда и причёски кишели вшами и блохами.
Это очень популярный миф. И доказательств у него немало — блошиные ловушки, которые действительно носили знатные дамы и господа, упоминания насекомых в литературе, как чего-то само собой разумеющегося, увлекательные истории о монахах, чуть ли не заживо съеденных блохами. Всё это и правда свидетельствует — да, блохи и вши в средневековой Европе были. Только вот выводы делаются более чем странные. Подумаем логически. О чём вообще свидетельствует ловушка для блох? Или зверек, на которого эти блохи должны перескакивать? Даже не требуется особой фантазии, чтобы понять — это свидетельствует о долгой, идущей с переменным успехом войне людей и насекомых. Да, блохи и вши были настоящим бичом Европы. Этому способствовало большое количество домашних животных (у кого есть собака, тот хорошо знает как её не береги, блохи все равно заведутся), сложная многослойная одежда, которую чаще чистили, чем стирали, да и просто несовершенство средств борьбы с паразитами. Единственный реально действенный способ был — волосы обрить, а белье прокипятить. Но насколько долгий эффект это давало? Даже в наши высокоцивилизованные времена, стоит одному ребенку в садике обзавестись вошками, как проверяют абсолютно всех, потому как эти насекомые имеют милую особенность перескакивать на всех живых существ, находящихся поблизости.

Самым большим поклонникам этого мифа я бы посоветовал почитать «Педагогическую поэму» Макаренко. Там подробно рассказывается, как интеллигентные люди два года воевали с паразитами. Они все были люди чистоплотные и цивилизованные, постоянно мылись и заставляли то же самое делать воспитанников, одежду стирали и кипятили, в общем — боролись всеми доступными человеку двадцатого века способами. Но стоило в колонии появиться очередному новенькому, как блошиная эпидемия начиналась заново. Чего уж говорить о Средневековье, где горячая вода была роскошью, а каких-либо химических средств борьбы с паразитами вообще не существовало. Да и в Новое время были случаи, когда по королевскому приказу обривалась наголо вся армия, чтобы хоть на время избавиться от насекомых.

Миф 7. Никто не заботился о гигиене.
Пожалуй, именно этот миф можно считать самым обидным для людей, живших в Средние века. Мало того, что их обвиняют в том, что они были тупые, грязные и вонючие, так еще и утверждают, что им всем это нравилось. Что же такое должно было произойти с человечеством в начале XIX века, чтобы ему до этого всё нравилось быть грязным и вшивым, а потом вдруг резко разонравилось? Если полистать указания о строительстве замковых туалетов, то можно найти любопытные пометки о том, что слив надо строить так, чтобы всё уходило в реку, а не лежало на берегу, портя воздух. Видно люди всё-таки не особо любили вонь. Пойдём дальше. Есть известная история о том, как одной знатной англичанке сделали замечание по поводу её грязных рук. Дама, парировала: «Это вы называете грязью? Видели бы вы мои ноги». Это тоже приводится в пример как отсутствие гигиены. А кто-нибудь задумывался о строгом английском этикете, по которому даже сказать человеку, что он пролил себе на одежду вино, нельзя — это невежливо. И вдруг даме говорят, что у неё грязные руки. Это до какой же степени должны были быть возмущены другие гости, чтобы нарушить правила хорошего тона и сделать такое замечание. А законы, которые то и дело издавали власти разных стран — например запреты выливать помои на улицу, или регулирование строительства туалетов.

Проблема Средневековья была в основном в том, что мыться тогда было действительно сложно. Лето не так уж и долго длится, а зимой в проруби не всякий сможет искупаться. Дрова же для подогрева воды были очень дороги, не каждый вельможа мог себе позволить еженедельную ванну. А кроме того, не все понимали, что болезни приключаются от переохлаждения или недостаточно чистой воды, и под влиянием фанатиков списывали их на мытьё. И теперь мы плавно подходим к следующему мифу.

Миф 8. Медицина практически отсутствовала.
Чего только не наслушаешься о средневековой медицине. И средств-то никаких кроме кровопускания не было. И рожали все сами по себе, а без врачей так даже лучше. И контролировали всю медицину одни священники, которые всё отдавали на откуп Божьей воле и лишь молились. Действительно, первые века христианства медициной, как впрочем и остальными науками занимались в основном в монастырях. Там и госпитали были, и научная литература. Монахи своего в медицину вносили мало, однако неплохо пользовались достижениями античных медиков. Но уже в 1215 году хирургия была признана не церковным делом и перешла в руки цирюльников. Разумеется, вся история европейской медицины просто не влезет в рамки статьи, поэтому я остановлюсь на одном человеке, имя которого известно всем читателям Дюма. Речь идет об Амбруазе Паре, личном враче Генриха II, Франциска II, Карла IX и Генриха III. Простое перечисление того, что этот хирург внес в медицину хватит, чтобы понять, на каком уровне была хирургия в середине XVI века.

Амбруаз Паре ввёл новый способ лечения новых тогда огнестрельных ран, изобрёл протезы конечностей, начал делать операции по исправлению «заячьей губы», усовершенствовал медицинские инструменты, написал медицинские труды, по которым потом учились хирурги по всей Европе. И роды до сих пор принимают по его методу. Но главное — Паре изобрёл способ ампутировать конечности так, чтобы человек не умирал от потери крови. И этим способом хирурги пользуются до сих пор. А ведь он даже не имел академического образования, просто был учеником другого врача. Неплохо для «темных» времён?
« Лечебные животные
Психбольница изнутри »
  • +44

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
При всем уважении к автору. Современные врачи не пользуются методом ампутации, предложенным Паре. А пользуются методом, изобретенным в XIX в. русским врачом Пироговым. Да, собственно, Паре и не предлагал новых методов ампутации. Он додумался, что ампутированную конечность не следует прижигать раскаленным железом (что в 80% случаев вызывало смерть от сепсиса). К тому же, на 1 гениального Паре приходилось много тысяч шарлатанов и недоучек. А хирургия, как таковая, вообще не считалась медициной, и операции производили цирюльники. То есть, один и тот же человек учился брить и причесывать, и параллельно — ампутировать руки-ноги и делать кесарево. Сам Амбруаз Паре, кстати, тоже по профессии считался не врачом, а цирюльником. За то, что он лез в медицину, ему бы не поздоровилось, но Паре покровительствовал кто-то из родственников короля, не помню, кто именно. Иначе Паре загубили бы, как загубили другого гениального врача, Везалия. Или сожгли бы на костре, как физиолога Сервета. Самые лучшие врачи вызывались из арабских стран, и позволить себе их услуги могли только самые богатые и знатные. А в Европе анатомии не знали: вскрытия производились только в Болонском университете, не больше 4 раз в год, и на каждое требовался специальный папский эдикт. Так что не надо идеализировать Средневековье, хотя наврано про него, конечно, тоже много. Достаточно сказать, что «ужасы инквизиции» сильно преувеличены, а пик репрессий против «ведьм» приходится вовсе не на средние века, а на начало так называемой «эпохи просвещения». Что касается рыцарей — почитайте средневековую литературу, своим личным «дамам сердца» ручки целовали, а посторонней даме могли и в ухо съездить при случае. Фактические брачные отношения осуществляли при свидетелях, иногда прямо в церкви после венчания. Короче, «мракобесие и джаз» ©. Просто их мракобесие отличалось от нынешнего, и потому кажется экзотикой.
+5
всё вышеизложенное — сплошное противоречие. сначала мылись, потом «ой как сложно мыться людям!..», те мылись летом. пишут, что знать мылась. какая прелесть! это не большой процент населения. вшей не было, а потом что это так заразно и пока не шагнул прогресс ничего с этим не поделать… рожали в средние века в Европе на стуле, а не как сейчас. и в конце — самый интересный факт — был один придворный доктор и он скорее всего и вылечил всю Европу. тока со вшами не догадался как бороться…
+2
Можно почитать книгу Сильги де Катрин. История мусора: От средних веков до наших дней(2011). Занимательное чтение, имеющее научную основу, поскольку автор — ученый -эколог, специалист по охране окружающей среды. Средневековью уделено много страниц и никаких «мифов» — реальная жизнь реальных людей разных слоев общества: грязная, вонючая, с горами мусора, эпидемиями и пр.
+6
Молодец автор! Подтвердил «мифы» ибо ничто так не подтверждает правило, как исключения. :)) Раз был Паре-везде была медицина и раз Людовик побрил разок армию-в причёсках вши не кишели. :))