Жемчуг, который растет
Знаете ли чем занимались когда-то жители Арабских Эмиратов до того, как на их территории нашли нефть? Хотя технически тогда никаких Эмиратов тогда не было, ведь государство это молодое, образованное в 1971 году. Так вот… когда-то здешние арабы зарабатывали на жизнь ловлей жемчуга в водах Персидского и Оманского заливов.
Сначала жители Аравийского полуострова просто ныряли за диким жемчугом, но в 30-х годах прошлого века переняли опыт японцев и начали выращивать жемчуг искусственно, имплантируя внутрь раковин-жемчужниц перламутровые шарики.
Я расскажу про историю ловли и выращивания жемчуга, покажу вам музей жемчуга Рас-эль-Хайма и особенности проведения “операции” над устрицей-жемчужницей. А еще вы узнаете, как отличить настоящую жемчужину от подделки.
Рас-Аль-Хайма – один из семи эмиратов, входящих в федерацию. Он – самый северный, а поэтому температура тут на пару градусов ниже, чем у соседей. В начале сентября температура днем составляет около 37-40 градусов. Но это – еще не сезон. Основной наплыв туристов в Эмираты начинается с октября. Тогда температура падает до более комфортных 30+ градусов.
Стены здания Музея жемчуга усыпаны тысячами устричных раковин.
После того, как из жемчужницы вынули ее ценную начинку, раковина может идти в дело – тут ничего не выбрасывают. Устрицы используются для декорирования помещений, инкрустации мебели, изготовления аксессуаров и сувениров или просто пускают на удобрения.
Как оказалось – моллюски-жемчужницы снаружи совсем невзрачные.
До того, как жемчуг здесь начали выращивать промышленным способом, местные ловцы жемчуга ныряли на глубину в несколько метров и собирали моллюски в корзины, плетенные из пальмовых листьев. Это была непростая и опасная работа.
Для защиты от медуз использовали специальные полотняные костюмы, руки защищали перчатками, а на нос надевали зажимы. Чтобы уберечь свою кожу от повреждений, ныряльщики натирали ее особыми маслами. Их глаза и уши оставались открыты, поэтому часто профессиональные ловцы жемчуга теряли зрение и слух от резких перепадов давления и долгого контакта с соленой водой.
Но их работа всегда хорошо вознаграждалась – до того, как на рубеже 19-го и 20-го веков японцы запатентовали культивирование жемчуга, жемчуг на мировом рынке был очень дорогим. А зародившиеся в соленой воде жемчужины до сих пор ценятся больше, чем пресноводный жемчуг, поскольку они сложнее в добыче/выращивании и имеют гораздо более выраженный блеск.
Сегодня морской жемчуг занимает малую долю мирового жемчужного рынка: 95% всего производства в мире занимает пресноводный.
На фото – традиционный защитный костюм арабских ловцов жемчуга, защищающий от укусов медуз.
Старинные весы и гирьки, которые использовались для оценки жемчужин, книга для каталогизации ценных находок и ящик для хранения драгоценных жемчужин.
Конечно, после появления техники массового выращивания жемчуга цены на него снизились, и он стал доступней, но, тем не менее, стоимость одной жемчужины может варьироваться от нескольких долларов до нескольких сотен тысяч.
При оценке учитывают множество факторов, и это не только цвет, размер, гладкость и блеск, но и возможность выбрать равноценные по всем этим качествам жемчужины, чтобы они гармонично смотрелись вместе.
В лестничном пролете музея застыли в вечном порыве друг к другу два проволочных ныряльщика.
В эмирате Рас-Аль-Хайма, выращивают жемчуг по японской технологии. Это – культивированный жемчуг, который носит название «акойа» и благодаря своему блеску считается эталоном качества на мировом рынке.
По сути – природный жемчуг представляет собой инородное тело, чаще всего личинку паразита, которая попала внутрь моллюска. Чтобы защитить себя от растущего и развивающегося чужака, моллюск начинает выделять защитное вещество – перламутр, которое обволакивает паразита и нейтрализует его. Если устрица выиграла эту войну за выживание, мертвое инородное тело внутри нее год за годом продолжает обрастать все новыми и новыми перламутровыми слоями до тех пор, пока ее, может быть, не найдет удачливый ловец жемчуга. Рекордсменом по величине и весу стала громадная жемчужина весом более 6 килограмм, которую в 1930-е обнаружили в японских водах.
Таким образом растут природные жемчужины, которых сейчас на мировом рынке совсем мало (не более 2-х процентов).
Львиную долю современного рынка занимают культивируемые жемчужины, которые всю свою жизнь томятся вот в таких сетках-садках. Но прежде чем оказаться там, они попадают на стол к «жемчужному хирургу».
Именно такой мастер показывает, как происходит закладка основы будущей жемчужины в устрицу.
Все инструменты, которые лежат на столе на красной тряпочке при демонстрации в музее, во время реального процесса на жемчужных фермах погружены в кюветы с соляным раствором. Не стоит забывать, что устрицы – это живые организмы, которые будут бороться за выживание, и некоторые из них, более слабые, проиграют этот поединок. Поэтому инструменты должны быть чистыми, а сам процесс “операции” проходит максимально быстро, точными, отточенными движениями опытного специалиста.
Во время «операции» в моллюсков вставляют деревянные распорки и готовят специальный «имплант» – обычно небольшой шарик. В Рас-Аль-Хайме в качестве ядра используют перламутровые шарики, сделанные из раковин пресноводных моллюсков, выросших в реке Миссисипи.
Но чтобы организм устрицы лучше справился с внедренным внутрь него инородным телом и быстрей начал выработку перламутра, используют кусочек мантии одного из моллюсков-жемчужниц того же вида. Из него вырезают полоску…
… которую потом разрезают на кусочки. Каждый из кусочков накладывают на шарик, чтобы он смог выступить в качестве катализатора процесса образования будущей жемчужины.
Приоткрытую устрицу, готовую для закладки шарика, помещают на специальный держатель с распорками – своеобразный «операционный стол».
Кусочки мантии брызгают пищевым красителем, чтобы сделать их заметней на фоне остальных тканей внутри устрицы, над которой проводится манипуляция. После чего проходит закладка шарика и фрагмента мантии в репродуктивные органы моллюска – гонады. Опытный мастер производит до 450-ти подобных операций в день и на одну устрицу у него уходит не больше 15-ти секунд.
А это – один из чудеснейших, на мой взгляд, экспонатов музея – перламутровые буддистские святые на стенках раковин.
Собственно, человечество пыталось выращивать жемчуг искусственно уже многие столетия тому назад, задолго до того, как японцы отработали свою методику и поставили процесс на поток. Еще в средневековом Китае внутрь раковин вкладывали миниатюрные фигурки животных и крошечные изображения Будды, сделанные из металла, кости или глины. И делали это не только для того, чтобы получить удивительные перламутровые фигурки, но и чтобы задобрить богов и духов и отблагодарить их за хороший улов.
Несмотря на то, что массовое культивирование жемчуга появилось уже более ста лет тому назад, качественные жемчужные изделия до сих пор остаются очень дорогими. А все потому что получить крупную и качественную жемчужину достаточно трудно – процент образования жемчуга даже при культивировании устриц и правильном уходе совсем невелик. Еще сложнее подобрать жемчужины, которые бы подходили друг к другу по размеру, оттенку, степени блеска, гладкости и т.д.
И если сейчас, когда ежегодно искусственно выращивают миллионы моллюсков, и все равно не так просто получить качественный жемчуг, то что же говорить о тех временах, когда добыча шла исключительно природным способом – ловцу приходилось вытащить и раскрыть (т.е. убить) сотни устриц, прежде чем попадалась жемчужина приемлемого качества. Моллюски гибли тысячами и сотнями тысяч, и если бы не появление культивирования жемчуга, возможно, вообще исчезли бы с лица Земли.
А после посещения музея отправляемся на прогулку по заливу. Я не очень уверен в том, что эта лодочка хоть чем-то похожа на традиционные арабские лодки ловцов жмечуга – «яла», которые бороздили воды заливов до появления здесь жемчужных ферм.
Возможно, те промысловые лодки больше напоминали вот такую. На лодке «яла», вмещающей в себе запас провизии и воды, ловцы жемчуга уходили в море на несколько недель, и целыми днями в проводили в поисках драгоценных жемчужин, в день совершая до трех сотен погружений. Хотя, в любом случае, дикий жемчуг здесь уже давным-давно не ловят.
Вернемся к нашим моллюскам. После внедрения шариков-имплантов устриц рассаживают в садки, которые подвешивают на веревках в нескольких метрах от берега. Несколько раз в месяц их вынимают, очищают от паразитов и наростов, подкармливают, следят за составом воды, ее чистотой и степенью солености.
Но несмотря на все эти заботы, в первый же месяц часть устриц погибает, а часть – отторгает внедренный в них шарик-имплант. “Оставшиеся в работе” моллюски, а их меньше трети от общего числа, формируют по паре миллиметров перламутра за несколько месяцев. Чтобы вырастить максимально крупные для используемого в Рас-Аль-Хайме вида моллюсков жемчужины Акойа – а это 10-12 мм – потребуется от трех лет.
На современных жемчужных фермах, чтобы лишний раз не травмировать устрицы, их просвечивают рентгеном и определяют, есть ли внутри жемчужина, и если есть, то какого она диаметра.
Вот так выглядит вскрытая устрица с качественной жемчужиной Акойа. Она была выращена по японской технологии на фермах компании RAK Pearls, достаточно молодой, появившейся в 2005-м году. Аббревиатура RAK означает Ras-Al-Khaima, название эмирата.
А куда же идут жемчужины неправильной формы, которые не могут быть использованы в ювелирных целях? Их используют при производстве косметических средств, медикаментов и для других целей (например, для изготовления искусственного жемчуга).
Многие путаются в понятиях и считают культивированный жемчуг искусственным. Но это не так. Искусственный жемчуг не имеет никакого отношения к выращиванию в раковинах. Традициям имитации жемчуга уже несколько сотен лет – еще в эпоху Возрождения жемчуг делали из стекла, заполненного… парафином.
Сейчас вариантов имитации – множество. Это и стекло, и пластик, и бусины, выточенные из перламутровых раковин, а также знаменитые “майорика”, которые вот уже 120 лет изготавливают на испанском острове Майорка в Средиземном море.
При его производстве используются алебастровые шарики, которые покрывают тончайшими слоями перламутра. Отличить такой жемчуг от натурального очень сложно. Не разрезая жемчужину, определить оригинальность может только специалист с помощью оборудования.
Но нам, простым потребителям, тоже стоит узнать некоторые особенности и различия – чтобы не ошибиться и не купить подделку, нужно прежде всего смотреть на цвет и форму жемчуга: искусственный жемчуг всегда будет однородным, одного размера и оттенка, без каких-либо неровностей и дефектов.
Если провести жемчужиной по зубам, (грызть его ни в коем случае не надо), то натуральная будет тихонько поскрипывать и будет немного шероховатой. Ну а отличить крашеные пластик или стекло совсем просто – нужно посмотреть на отверстие жемчужины, в большинстве случаев будет заметен слой краски или стеклянное “нутро” бусины.
Но оказывается, есть еще один подвох – жемчуг может быть натуральным, но при этом низкого качества. Такой продукт пытаются “облагородить” – его подкрашивают или облучают. Крашеные жемчужины можно определить, рассмотрев в лупу. Обычно поверхность шарика неравномерная и краска может ложиться пятнами.
Тут еще тоже важно просмотреть отверстия в жемчужинах – обычно тут скапливается больше краски, чем в других местах. А облучают жемчуг для того, чтобы изменить его цвет – обычно темные таитянские жемчужины ценятся больше, поэтому их тоже имитируют.
Вот так выглядит культивированный жемчуг в разрезе. Слева – таитянская жемчужина, толщина перламутра на ней – всего 0,4 мм. Справа – японка, с таким же слоем перламутра. А по центру – жемчужина из Рас-Аль-Хайма. У них толщина перламутрового слоя обычно варьируется от 0,4 до 2 мм.
Местный жемчуг славится своим хорошим качеством. В развитие жемчужного бизнеса, так же как и в туризм, местные власти вливают немалые средства из нефтяных денег, которые, как известно, не вечны.
Любой желающий может почувствовать себя ловцов жемчуга и нарядившись в белый костюм подобный тому, какой вы видели выше, понырять на мелководье в поисках разложенных предварительно устриц с жемчужинами.
По-моему, мило и забавно. Напоминает стрельбу по тарелочкам. Стоит такое увеселение 330 долларов. А для тех, кто не любит подвижные игры, есть более консервативный вариант потратить – просто пойти в магазин при жемчужном музее или в одну из многочисленных лавок в Рас-Аль-Хайме…
Еще очень поразил такой факт – оказывается, жемчужины не «живут» долго. Видимо, потому, что представляет собой смесь органических и неорганических веществ. Это очень капризный драгоценный камень, за которым нужен правильный уход. Жемчуг, который не носят, «умирает». И даже если его постоянно носить и правильно ухаживать, жемчуг все равно обычно не сохраняется дольше 150-200 лет. Самая старая крупная жемчужина из ныне существующих – это грушевидная «Перегрина», которую выловили в 16-м веке.
А напоследок – коллаж из украшений, которые были созданы из выращенного в Рас-Аль-Хайме жемчуга и перламутра…
Сначала жители Аравийского полуострова просто ныряли за диким жемчугом, но в 30-х годах прошлого века переняли опыт японцев и начали выращивать жемчуг искусственно, имплантируя внутрь раковин-жемчужниц перламутровые шарики.
Я расскажу про историю ловли и выращивания жемчуга, покажу вам музей жемчуга Рас-эль-Хайма и особенности проведения “операции” над устрицей-жемчужницей. А еще вы узнаете, как отличить настоящую жемчужину от подделки.
Рас-Аль-Хайма – один из семи эмиратов, входящих в федерацию. Он – самый северный, а поэтому температура тут на пару градусов ниже, чем у соседей. В начале сентября температура днем составляет около 37-40 градусов. Но это – еще не сезон. Основной наплыв туристов в Эмираты начинается с октября. Тогда температура падает до более комфортных 30+ градусов.
Стены здания Музея жемчуга усыпаны тысячами устричных раковин.
После того, как из жемчужницы вынули ее ценную начинку, раковина может идти в дело – тут ничего не выбрасывают. Устрицы используются для декорирования помещений, инкрустации мебели, изготовления аксессуаров и сувениров или просто пускают на удобрения.
Как оказалось – моллюски-жемчужницы снаружи совсем невзрачные.
До того, как жемчуг здесь начали выращивать промышленным способом, местные ловцы жемчуга ныряли на глубину в несколько метров и собирали моллюски в корзины, плетенные из пальмовых листьев. Это была непростая и опасная работа.
Для защиты от медуз использовали специальные полотняные костюмы, руки защищали перчатками, а на нос надевали зажимы. Чтобы уберечь свою кожу от повреждений, ныряльщики натирали ее особыми маслами. Их глаза и уши оставались открыты, поэтому часто профессиональные ловцы жемчуга теряли зрение и слух от резких перепадов давления и долгого контакта с соленой водой.
Но их работа всегда хорошо вознаграждалась – до того, как на рубеже 19-го и 20-го веков японцы запатентовали культивирование жемчуга, жемчуг на мировом рынке был очень дорогим. А зародившиеся в соленой воде жемчужины до сих пор ценятся больше, чем пресноводный жемчуг, поскольку они сложнее в добыче/выращивании и имеют гораздо более выраженный блеск.
Сегодня морской жемчуг занимает малую долю мирового жемчужного рынка: 95% всего производства в мире занимает пресноводный.
На фото – традиционный защитный костюм арабских ловцов жемчуга, защищающий от укусов медуз.
Старинные весы и гирьки, которые использовались для оценки жемчужин, книга для каталогизации ценных находок и ящик для хранения драгоценных жемчужин.
Конечно, после появления техники массового выращивания жемчуга цены на него снизились, и он стал доступней, но, тем не менее, стоимость одной жемчужины может варьироваться от нескольких долларов до нескольких сотен тысяч.
При оценке учитывают множество факторов, и это не только цвет, размер, гладкость и блеск, но и возможность выбрать равноценные по всем этим качествам жемчужины, чтобы они гармонично смотрелись вместе.
В лестничном пролете музея застыли в вечном порыве друг к другу два проволочных ныряльщика.
В эмирате Рас-Аль-Хайма, выращивают жемчуг по японской технологии. Это – культивированный жемчуг, который носит название «акойа» и благодаря своему блеску считается эталоном качества на мировом рынке.
По сути – природный жемчуг представляет собой инородное тело, чаще всего личинку паразита, которая попала внутрь моллюска. Чтобы защитить себя от растущего и развивающегося чужака, моллюск начинает выделять защитное вещество – перламутр, которое обволакивает паразита и нейтрализует его. Если устрица выиграла эту войну за выживание, мертвое инородное тело внутри нее год за годом продолжает обрастать все новыми и новыми перламутровыми слоями до тех пор, пока ее, может быть, не найдет удачливый ловец жемчуга. Рекордсменом по величине и весу стала громадная жемчужина весом более 6 килограмм, которую в 1930-е обнаружили в японских водах.
Таким образом растут природные жемчужины, которых сейчас на мировом рынке совсем мало (не более 2-х процентов).
Львиную долю современного рынка занимают культивируемые жемчужины, которые всю свою жизнь томятся вот в таких сетках-садках. Но прежде чем оказаться там, они попадают на стол к «жемчужному хирургу».
Именно такой мастер показывает, как происходит закладка основы будущей жемчужины в устрицу.
Все инструменты, которые лежат на столе на красной тряпочке при демонстрации в музее, во время реального процесса на жемчужных фермах погружены в кюветы с соляным раствором. Не стоит забывать, что устрицы – это живые организмы, которые будут бороться за выживание, и некоторые из них, более слабые, проиграют этот поединок. Поэтому инструменты должны быть чистыми, а сам процесс “операции” проходит максимально быстро, точными, отточенными движениями опытного специалиста.
Во время «операции» в моллюсков вставляют деревянные распорки и готовят специальный «имплант» – обычно небольшой шарик. В Рас-Аль-Хайме в качестве ядра используют перламутровые шарики, сделанные из раковин пресноводных моллюсков, выросших в реке Миссисипи.
Но чтобы организм устрицы лучше справился с внедренным внутрь него инородным телом и быстрей начал выработку перламутра, используют кусочек мантии одного из моллюсков-жемчужниц того же вида. Из него вырезают полоску…
… которую потом разрезают на кусочки. Каждый из кусочков накладывают на шарик, чтобы он смог выступить в качестве катализатора процесса образования будущей жемчужины.
Приоткрытую устрицу, готовую для закладки шарика, помещают на специальный держатель с распорками – своеобразный «операционный стол».
Кусочки мантии брызгают пищевым красителем, чтобы сделать их заметней на фоне остальных тканей внутри устрицы, над которой проводится манипуляция. После чего проходит закладка шарика и фрагмента мантии в репродуктивные органы моллюска – гонады. Опытный мастер производит до 450-ти подобных операций в день и на одну устрицу у него уходит не больше 15-ти секунд.
А это – один из чудеснейших, на мой взгляд, экспонатов музея – перламутровые буддистские святые на стенках раковин.
Собственно, человечество пыталось выращивать жемчуг искусственно уже многие столетия тому назад, задолго до того, как японцы отработали свою методику и поставили процесс на поток. Еще в средневековом Китае внутрь раковин вкладывали миниатюрные фигурки животных и крошечные изображения Будды, сделанные из металла, кости или глины. И делали это не только для того, чтобы получить удивительные перламутровые фигурки, но и чтобы задобрить богов и духов и отблагодарить их за хороший улов.
Несмотря на то, что массовое культивирование жемчуга появилось уже более ста лет тому назад, качественные жемчужные изделия до сих пор остаются очень дорогими. А все потому что получить крупную и качественную жемчужину достаточно трудно – процент образования жемчуга даже при культивировании устриц и правильном уходе совсем невелик. Еще сложнее подобрать жемчужины, которые бы подходили друг к другу по размеру, оттенку, степени блеска, гладкости и т.д.
И если сейчас, когда ежегодно искусственно выращивают миллионы моллюсков, и все равно не так просто получить качественный жемчуг, то что же говорить о тех временах, когда добыча шла исключительно природным способом – ловцу приходилось вытащить и раскрыть (т.е. убить) сотни устриц, прежде чем попадалась жемчужина приемлемого качества. Моллюски гибли тысячами и сотнями тысяч, и если бы не появление культивирования жемчуга, возможно, вообще исчезли бы с лица Земли.
А после посещения музея отправляемся на прогулку по заливу. Я не очень уверен в том, что эта лодочка хоть чем-то похожа на традиционные арабские лодки ловцов жмечуга – «яла», которые бороздили воды заливов до появления здесь жемчужных ферм.
Возможно, те промысловые лодки больше напоминали вот такую. На лодке «яла», вмещающей в себе запас провизии и воды, ловцы жемчуга уходили в море на несколько недель, и целыми днями в проводили в поисках драгоценных жемчужин, в день совершая до трех сотен погружений. Хотя, в любом случае, дикий жемчуг здесь уже давным-давно не ловят.
Вернемся к нашим моллюскам. После внедрения шариков-имплантов устриц рассаживают в садки, которые подвешивают на веревках в нескольких метрах от берега. Несколько раз в месяц их вынимают, очищают от паразитов и наростов, подкармливают, следят за составом воды, ее чистотой и степенью солености.
Но несмотря на все эти заботы, в первый же месяц часть устриц погибает, а часть – отторгает внедренный в них шарик-имплант. “Оставшиеся в работе” моллюски, а их меньше трети от общего числа, формируют по паре миллиметров перламутра за несколько месяцев. Чтобы вырастить максимально крупные для используемого в Рас-Аль-Хайме вида моллюсков жемчужины Акойа – а это 10-12 мм – потребуется от трех лет.
На современных жемчужных фермах, чтобы лишний раз не травмировать устрицы, их просвечивают рентгеном и определяют, есть ли внутри жемчужина, и если есть, то какого она диаметра.
Вот так выглядит вскрытая устрица с качественной жемчужиной Акойа. Она была выращена по японской технологии на фермах компании RAK Pearls, достаточно молодой, появившейся в 2005-м году. Аббревиатура RAK означает Ras-Al-Khaima, название эмирата.
А куда же идут жемчужины неправильной формы, которые не могут быть использованы в ювелирных целях? Их используют при производстве косметических средств, медикаментов и для других целей (например, для изготовления искусственного жемчуга).
Многие путаются в понятиях и считают культивированный жемчуг искусственным. Но это не так. Искусственный жемчуг не имеет никакого отношения к выращиванию в раковинах. Традициям имитации жемчуга уже несколько сотен лет – еще в эпоху Возрождения жемчуг делали из стекла, заполненного… парафином.
Сейчас вариантов имитации – множество. Это и стекло, и пластик, и бусины, выточенные из перламутровых раковин, а также знаменитые “майорика”, которые вот уже 120 лет изготавливают на испанском острове Майорка в Средиземном море.
При его производстве используются алебастровые шарики, которые покрывают тончайшими слоями перламутра. Отличить такой жемчуг от натурального очень сложно. Не разрезая жемчужину, определить оригинальность может только специалист с помощью оборудования.
Но нам, простым потребителям, тоже стоит узнать некоторые особенности и различия – чтобы не ошибиться и не купить подделку, нужно прежде всего смотреть на цвет и форму жемчуга: искусственный жемчуг всегда будет однородным, одного размера и оттенка, без каких-либо неровностей и дефектов.
Если провести жемчужиной по зубам, (грызть его ни в коем случае не надо), то натуральная будет тихонько поскрипывать и будет немного шероховатой. Ну а отличить крашеные пластик или стекло совсем просто – нужно посмотреть на отверстие жемчужины, в большинстве случаев будет заметен слой краски или стеклянное “нутро” бусины.
Но оказывается, есть еще один подвох – жемчуг может быть натуральным, но при этом низкого качества. Такой продукт пытаются “облагородить” – его подкрашивают или облучают. Крашеные жемчужины можно определить, рассмотрев в лупу. Обычно поверхность шарика неравномерная и краска может ложиться пятнами.
Тут еще тоже важно просмотреть отверстия в жемчужинах – обычно тут скапливается больше краски, чем в других местах. А облучают жемчуг для того, чтобы изменить его цвет – обычно темные таитянские жемчужины ценятся больше, поэтому их тоже имитируют.
Вот так выглядит культивированный жемчуг в разрезе. Слева – таитянская жемчужина, толщина перламутра на ней – всего 0,4 мм. Справа – японка, с таким же слоем перламутра. А по центру – жемчужина из Рас-Аль-Хайма. У них толщина перламутрового слоя обычно варьируется от 0,4 до 2 мм.
Местный жемчуг славится своим хорошим качеством. В развитие жемчужного бизнеса, так же как и в туризм, местные власти вливают немалые средства из нефтяных денег, которые, как известно, не вечны.
Любой желающий может почувствовать себя ловцов жемчуга и нарядившись в белый костюм подобный тому, какой вы видели выше, понырять на мелководье в поисках разложенных предварительно устриц с жемчужинами.
По-моему, мило и забавно. Напоминает стрельбу по тарелочкам. Стоит такое увеселение 330 долларов. А для тех, кто не любит подвижные игры, есть более консервативный вариант потратить – просто пойти в магазин при жемчужном музее или в одну из многочисленных лавок в Рас-Аль-Хайме…
Еще очень поразил такой факт – оказывается, жемчужины не «живут» долго. Видимо, потому, что представляет собой смесь органических и неорганических веществ. Это очень капризный драгоценный камень, за которым нужен правильный уход. Жемчуг, который не носят, «умирает». И даже если его постоянно носить и правильно ухаживать, жемчуг все равно обычно не сохраняется дольше 150-200 лет. Самая старая крупная жемчужина из ныне существующих – это грушевидная «Перегрина», которую выловили в 16-м веке.
А напоследок – коллаж из украшений, которые были созданы из выращенного в Рас-Аль-Хайме жемчуга и перламутра…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Очень интересно! спасибо!
- ↓
0
Очень интересная и познавательная информация, спасибо.
- ↓