Чем отличается советский человек от постсоветского
Чем различается психология советского и постсоветского поколений, чего боялся человек советский и почему воспитывать детей в кризис опасно? Давайте разбираться.
Homo sovieticus и его фобии
«Каждый период имеет своего человека, который его определяет», — заметил на одной из своих публичных лекций известный российский социолог и исследователь общественного мнения Юрий Левада.
Сама идеологема советского человека, по мнению директора Левада-центра Льва Гудкова, зародилась в 1920–1930-х годах и была необходима для строительства социалистического общественного строя. Подобные мифологемы свойственны всем тоталитарным обществам на ранних этапах их развития. И если в нацистской Германии и Италии полноценное становление человека не произошло в силу того, что режимы просуществовали недолго, то Советский Союз породил не одно поколение людей нового типа.
Получается, что правильный советский человек не представляет ни себя, ни что-либо еще вне государства.
Он ориентируется на контроль и вознаграждение со стороны государства, которое охватывает все стороны его существования. Одновременно с этим он ожидает, что его надуют, обманут, недодадут, отчего он уклоняется от своих обязанностей, халтурит и подворовывает. Он подозрителен во всем, что касается «нового» и «иного», недоверчив, пассивен, пессимистичен, завистлив и тревожен. Типичный советский человек индивидуально безответствен, склонен переносить вину за свое положение на других — правительство, депутатов, чиновников, начальство, западные страны, приезжих и т.п., но только не на себя самого. У него развивается тотальная фобия и неприязнь ко всему новому, чужому и иностранному.
В такой схеме отношения государства с человеком представляют собой изощренный симбиоз.
Формально власть заботится о нем, обеспечивает работой, жильем, пенсией, образованием и медициной. Он, в свою очередь, поддерживает власть, исполняет патриотический долг и защищает интересы государства.
Однако обе стороны уклоняются от заявленных обязанностей, и в результате государство оставляет человека на грани бедности и выживания, а он, в свою очередь, подворовывает и всячески увиливает.
Советский против постсоветского и поколений 1990-х
Начиная с 2010 года психологи под руководством доктора психологических наук Влады Пищик провели серию исследований и выяснили, чем с психологической точки зрения различается ментальность советского, переходного и постсоветского поколений. В исследовании участвовали три группы испытуемых. В постсоветское поколение вошли рожденные в 1990–1995 годах, в поколение переходного периода — те, кто родился в 1980–1985 и 1960–1965 годах. К советскому поколению психологи отнесли родившихся в военное время, в 1940–1945 годах. Всего в исследовании приняли участие 2235 человек.
Проанализировав результаты психологических опросников, ученые сделали вывод, что для советского гражданина, жившего в атмосфере коллективизма, характерны такие культурные ценности, как «верность традициям», «открытость», «сердечность», «дисциплинированность», «уважение к власти». Переходное поколение склонно к так называемому горизонтальному индивидуализму. Среди его ярко выраженных параметров — «душевность», «разобщенность», «самостоятельность», «недоверие к власти», «свободолюбие», «анархия», «холодность», «соперничество».
Авторы исследования рисуют следующий психологический портрет поколения 1990-х.
Прежде всего это люди с неудовлетворенными потребностями в свободе и автономии, безопасности и признании и недовольные своим положением в обществе.
Они испытывают экзистенциальную тревогу от осознания конечности собственной жизни и с трудом самоопределяются. По мнению психологов, ощущение собственной реальной или мнимой неполноценности приводит к возникновению у них таких черт, как обидчивость и уязвимость перед окружающими, нетерпимость к недостаткам других, требовательность, вспыльчивость и агрессивность.
Для постсоветского поколения ведущими являются семейные, альтруистические и коммуникативные смыслы. Для переходных поколений — экзистенциальные, когнитивные, смыслы удовольствия и самореализации.
Основными у представителей советского поколения оказались семейные и экзистенциальные смыслы.
Переходные поколения в отношениях характеризуются властностью, неуступчивостью, упрямством и холодностью. Представители советского поколения, в свою очередь, более требовательны, уверены в себе, более отзывчивы и в то же время упрямы.
По оценке этнической толерантности у переходных поколений оказались самые низкие баллы; выше среднего проявилась толерантность к сложности и неопределенности окружающего мира; средними баллами выражена толерантность к иным взглядам, отступлениям от общепринятых норм и неавторитаризму. Советское же поколение получило низкие баллы по толерантности отступления от общепринятых норм, к иным взглядам и неавторитаризму; средние баллы — по этнической толерантности; выше среднего — по толерантности к сложности и неопределенности окружающего мира.
В исследовании особенностей высказываний и представлений о собственном «я» у разных поколений психологи обнаружили, что большинство высказываний у представителей переходного и советского поколений обладает признаками зависимости от группы.
У представителей постсоветского поколения 60% высказываний независимы от группы. Из этого следует, что представления о своем «я» в советском и переходных поколениях напрямую зависят от мнения коллектива.
Кризис повлияет на внуков и правнуков
Дедушки и бабушки тех, кому сейчас около 30 лет, пережили войну, голод, нищету и безработицу. Они были вынуждены начинать все с нуля, а потому в их системе ценностей ведущие позиции занимали стабильность и уверенность в завтрашнем дне.
Ряд исследователей, в частности семейный психолог Людмила Петрановская, считают, что войны, депортации, репрессии, кризисы становятся для людей историческими травмами, последствия которых размываются только к третьему-четвертому поколению.
Таким образом, перестройка 1990-х и общая атмосфера нестабильности отразились в неуверенности и беспомощности тех людей, чья ранняя и средняя взрослость пришлись на этот период. И отсутствие психологической безопасности привело к тому, подростки начала 1990-х чаще в сравнении с последующими поколениями проявляют беспомощность, тревожность и социальную пассивность.
Homo sovieticus и его фобии
«Каждый период имеет своего человека, который его определяет», — заметил на одной из своих публичных лекций известный российский социолог и исследователь общественного мнения Юрий Левада.
Сама идеологема советского человека, по мнению директора Левада-центра Льва Гудкова, зародилась в 1920–1930-х годах и была необходима для строительства социалистического общественного строя. Подобные мифологемы свойственны всем тоталитарным обществам на ранних этапах их развития. И если в нацистской Германии и Италии полноценное становление человека не произошло в силу того, что режимы просуществовали недолго, то Советский Союз породил не одно поколение людей нового типа.
Получается, что правильный советский человек не представляет ни себя, ни что-либо еще вне государства.
Он ориентируется на контроль и вознаграждение со стороны государства, которое охватывает все стороны его существования. Одновременно с этим он ожидает, что его надуют, обманут, недодадут, отчего он уклоняется от своих обязанностей, халтурит и подворовывает. Он подозрителен во всем, что касается «нового» и «иного», недоверчив, пассивен, пессимистичен, завистлив и тревожен. Типичный советский человек индивидуально безответствен, склонен переносить вину за свое положение на других — правительство, депутатов, чиновников, начальство, западные страны, приезжих и т.п., но только не на себя самого. У него развивается тотальная фобия и неприязнь ко всему новому, чужому и иностранному.
В такой схеме отношения государства с человеком представляют собой изощренный симбиоз.
Формально власть заботится о нем, обеспечивает работой, жильем, пенсией, образованием и медициной. Он, в свою очередь, поддерживает власть, исполняет патриотический долг и защищает интересы государства.
Однако обе стороны уклоняются от заявленных обязанностей, и в результате государство оставляет человека на грани бедности и выживания, а он, в свою очередь, подворовывает и всячески увиливает.
Советский против постсоветского и поколений 1990-х
Начиная с 2010 года психологи под руководством доктора психологических наук Влады Пищик провели серию исследований и выяснили, чем с психологической точки зрения различается ментальность советского, переходного и постсоветского поколений. В исследовании участвовали три группы испытуемых. В постсоветское поколение вошли рожденные в 1990–1995 годах, в поколение переходного периода — те, кто родился в 1980–1985 и 1960–1965 годах. К советскому поколению психологи отнесли родившихся в военное время, в 1940–1945 годах. Всего в исследовании приняли участие 2235 человек.
Проанализировав результаты психологических опросников, ученые сделали вывод, что для советского гражданина, жившего в атмосфере коллективизма, характерны такие культурные ценности, как «верность традициям», «открытость», «сердечность», «дисциплинированность», «уважение к власти». Переходное поколение склонно к так называемому горизонтальному индивидуализму. Среди его ярко выраженных параметров — «душевность», «разобщенность», «самостоятельность», «недоверие к власти», «свободолюбие», «анархия», «холодность», «соперничество».
Авторы исследования рисуют следующий психологический портрет поколения 1990-х.
Прежде всего это люди с неудовлетворенными потребностями в свободе и автономии, безопасности и признании и недовольные своим положением в обществе.
Они испытывают экзистенциальную тревогу от осознания конечности собственной жизни и с трудом самоопределяются. По мнению психологов, ощущение собственной реальной или мнимой неполноценности приводит к возникновению у них таких черт, как обидчивость и уязвимость перед окружающими, нетерпимость к недостаткам других, требовательность, вспыльчивость и агрессивность.
Для постсоветского поколения ведущими являются семейные, альтруистические и коммуникативные смыслы. Для переходных поколений — экзистенциальные, когнитивные, смыслы удовольствия и самореализации.
Основными у представителей советского поколения оказались семейные и экзистенциальные смыслы.
Переходные поколения в отношениях характеризуются властностью, неуступчивостью, упрямством и холодностью. Представители советского поколения, в свою очередь, более требовательны, уверены в себе, более отзывчивы и в то же время упрямы.
По оценке этнической толерантности у переходных поколений оказались самые низкие баллы; выше среднего проявилась толерантность к сложности и неопределенности окружающего мира; средними баллами выражена толерантность к иным взглядам, отступлениям от общепринятых норм и неавторитаризму. Советское же поколение получило низкие баллы по толерантности отступления от общепринятых норм, к иным взглядам и неавторитаризму; средние баллы — по этнической толерантности; выше среднего — по толерантности к сложности и неопределенности окружающего мира.
В исследовании особенностей высказываний и представлений о собственном «я» у разных поколений психологи обнаружили, что большинство высказываний у представителей переходного и советского поколений обладает признаками зависимости от группы.
У представителей постсоветского поколения 60% высказываний независимы от группы. Из этого следует, что представления о своем «я» в советском и переходных поколениях напрямую зависят от мнения коллектива.
Кризис повлияет на внуков и правнуков
Дедушки и бабушки тех, кому сейчас около 30 лет, пережили войну, голод, нищету и безработицу. Они были вынуждены начинать все с нуля, а потому в их системе ценностей ведущие позиции занимали стабильность и уверенность в завтрашнем дне.
Ряд исследователей, в частности семейный психолог Людмила Петрановская, считают, что войны, депортации, репрессии, кризисы становятся для людей историческими травмами, последствия которых размываются только к третьему-четвертому поколению.
Таким образом, перестройка 1990-х и общая атмосфера нестабильности отразились в неуверенности и беспомощности тех людей, чья ранняя и средняя взрослость пришлись на этот период. И отсутствие психологической безопасности привело к тому, подростки начала 1990-х чаще в сравнении с последующими поколениями проявляют беспомощность, тревожность и социальную пассивность.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Я вот — одновременно человек и советский и постсоветский. Во все времена есть свои прелести… Очень жалею о распаде СССР! (это с позиций общественной целесообразности) и считаю, что виновные — кто ещё жив — должны понести суровое наказание, а кто уже умер — должны быть осуждены посмертно. Не взирая, и т.д.… во имя справедливости! Точно также надо поступить и с теми, кто разорил народ в 90-е годы и кто нажился на этом. Опять же во имя справедливости. Надо сказать, что у психологов много работы… изучать кто как и на что реагировал… Не все люди имеют эволюционную способность приспосабливаться к меняющейся общественной обстановке, найти свою новую «экологическую нишу». У меня была подруга, спортсменка-комсомолка-красавица, которая так тяжело переживала конец СССР, что ударилась в религию, бросила работу, мужа и сына, нашла такую-же, как сама и они вдвоём уехали жить в глухую отдалённую деревню, занимаясь натуральным хозяйством. Теперь, правда, вернулась и живёт в квартире своих умерших за это время родителей, злая на весь мир. Муж умер, а сын вырос. Жизнь прожита… А другие люди переориентировались без особых проблем и живут, рады настоящему и верят в будущее… Все разные… Психологи работают… Мы пока живём…
- ↓
+1
Ну что же выяснили сии учёные? Что «дедушки и бабушки тех, кому сейчас около 30 лет, пережили войну, голод, нищету и безработицу».Какую нищету? Какую безработицу? О чем это автор?
Оказывается дедушки и бабушки виноваты в том, что плохие внуки плохо живут и виноваты, оказывается тем, что они пережили войну и все лишения, которые с этим связаны. Ну и ну! То, что они победили и построили мощное государство не в счёт? Не переваливайте с больной головы…
Психика отдельного человека формируется современным ему обществом, а не наоборот. А формируют те, в руках которых находится штурвал управления…
- ↓
0
Хрень какая-то
- ↓
0
Настоящий бред!
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
+8
Основные, резко-континентальные различия между гражданином Советского Союза и гражданином современного общества является то, что материальные благополучия стали выше морально-нравственных принципов и норм. Это ярко-выраженная форма различия.
- ↓
+1
я согласен с этим изречением
- ↑
- ↓