Чайковский вместо таблеток
Знаменитый новогодний балет «Щелкунчик» сможет изменить вашего ребенка к лучшему. Правда, для этого он должен научиться не только слушать эту музыку, но и исполнять ее.
Одно из самых известных произведений классической музыки, тесно связанное с Рождеством и Новым годом, — это «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского. За недели до и после Нового года крупнейшие музыкальные театры России и стран бывшего СССР (да даже порой и Европа с США) обязательно ставят этот балет. Из последнего ноу-хау — ледовое представление на Пушкинской площади в Москве.
Именно через балет «Щелкунчик» группа профессора психиатрии Джеймса Худзяка из Медицинского колледжа детской психиатрии при Университете штата Вермонт (США) решила рассказать широким слоям общества о своем исследовании — релиз к их работе называется так: «Может ли исполнение «Щелкунчика» Чайковского и другой музыки улучшить мозг детям?»
В своей работе ученые убедительно дают положительный ответ.
Они установили, что занятия в музыкальной школе, возможно, полезнее для детей, чем даже бассейн или художественная гимнастика вкупе с шахматами, борьбой и собиранием марок, и уж во всяком случае музыка способствует нормальному развитию детского мозга, предохраняя его от различных ментальных расстройств, свойственных этому возрасту. Результаты работы опубликованы в последнем номере журнала Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry.
Будучи практикующим психиатром, профессор Худзяк предпочитает лечение без лекарств. Он давно уверен, что занятие искусствами и, в первую очередь музыкой, способно предохранить детей и подростков от таких расстройств развития, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, да и здоровым детям помогает сосредоточить свое внимание, лучше контролировать свои эмоции, принимать правильные решения и избавляет от излишнего беспокойства.
Чтобы проверить свою теорию, он просканировал томографом мозг у 232 здоровых детей в возрасте от 6 до 18 лет, причем каждый раз он делал это трижды по мере их взросления.
Давно известно, что по мере развития кора детского головного мозга становится все тоньше, но, как выясняется, процесс этот не всегда равномерен. Недавно группа Худзяка, исследовав результаты упомянутого сканирования, установила, что даже у здоровых детей кортикальное утолщение или истончение в конкретных областях мозга отражается на возникновении тревоги и депрессии, проблемах с концентрацией внимания, также на агрессии и контроле поведения. Теперь, изучив те же самые результаты, Джеймс Худзяк выяснил, что, как он и ожидал, игра на музыкальных инструментах, таких как скрипка или пианино, самым положительным образом влияет на ход кортикального развития мозга, причем именно в тех местах его коры, которые регулируют «рабочую память, управление вниманием, а также организацию и планирование будущего».
Результаты исследования не только подтвердили теорию Худзяка, но и удивили его самого.
Он-то рассчитывал доказать, что здесь все дело в моторике, в том, как ребенок ставит пальцы, напрягая свой мозг в «нужных» местах и тем самым развивая его в «нужном» направлении, но выяснилось, что не только, а скорее даже не столько это дарит музыка развивающемуся мозгу.
Выяснилось, что занятия музыкой оказывают положительное влияние и на те участки коры, которые заведуют человеческими эмоциями. Это удивительный результат, который может показаться одновременно, и самоочевидным и неожиданным, – музыка, чистая музыка, оказывается, играет человеческим мозгом на тех стадиях, когда он еще развивается.
Музыка не только воспитывает детский мозг, она еще и может его лечить, считает его коллега Дэвид Рэттью, детский психиатр из того же колледжа, что и Худзяк. Упомянутый выше синдром дефицита внимания и гиперактивности, детская болезнь, которой не найдено сегодня лечения и которая проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность, тоже отличается аномалиями в изменениях толщины коры головного мозга, причем как раз в тех местах, которыми так хорошо управляет музыка.
Все это, как говорится, очень благородно, но тут, по крайней мере в США, возникает одна небольшая проблема: тамошних детей музыкальное образование интересует все меньше и меньше. Ссылаясь на статистику министерства образования, авторы статьи утверждают, что сегодня три четверти американских школьников «редко или вообще никогда» не принимают участие во внешкольных занятиях по музыке и другим видам искусств. Нельзя сказать, что без скрипки и пианино Америке грозит перспектива стать страной психопатов, но Худзяк своей работой подчеркнуто заявляет о том, что первый звоночек там уже прозвенел.
Одно из самых известных произведений классической музыки, тесно связанное с Рождеством и Новым годом, — это «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского. За недели до и после Нового года крупнейшие музыкальные театры России и стран бывшего СССР (да даже порой и Европа с США) обязательно ставят этот балет. Из последнего ноу-хау — ледовое представление на Пушкинской площади в Москве.
Именно через балет «Щелкунчик» группа профессора психиатрии Джеймса Худзяка из Медицинского колледжа детской психиатрии при Университете штата Вермонт (США) решила рассказать широким слоям общества о своем исследовании — релиз к их работе называется так: «Может ли исполнение «Щелкунчика» Чайковского и другой музыки улучшить мозг детям?»
В своей работе ученые убедительно дают положительный ответ.
Они установили, что занятия в музыкальной школе, возможно, полезнее для детей, чем даже бассейн или художественная гимнастика вкупе с шахматами, борьбой и собиранием марок, и уж во всяком случае музыка способствует нормальному развитию детского мозга, предохраняя его от различных ментальных расстройств, свойственных этому возрасту. Результаты работы опубликованы в последнем номере журнала Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry.
Будучи практикующим психиатром, профессор Худзяк предпочитает лечение без лекарств. Он давно уверен, что занятие искусствами и, в первую очередь музыкой, способно предохранить детей и подростков от таких расстройств развития, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, да и здоровым детям помогает сосредоточить свое внимание, лучше контролировать свои эмоции, принимать правильные решения и избавляет от излишнего беспокойства.
Чтобы проверить свою теорию, он просканировал томографом мозг у 232 здоровых детей в возрасте от 6 до 18 лет, причем каждый раз он делал это трижды по мере их взросления.
Давно известно, что по мере развития кора детского головного мозга становится все тоньше, но, как выясняется, процесс этот не всегда равномерен. Недавно группа Худзяка, исследовав результаты упомянутого сканирования, установила, что даже у здоровых детей кортикальное утолщение или истончение в конкретных областях мозга отражается на возникновении тревоги и депрессии, проблемах с концентрацией внимания, также на агрессии и контроле поведения. Теперь, изучив те же самые результаты, Джеймс Худзяк выяснил, что, как он и ожидал, игра на музыкальных инструментах, таких как скрипка или пианино, самым положительным образом влияет на ход кортикального развития мозга, причем именно в тех местах его коры, которые регулируют «рабочую память, управление вниманием, а также организацию и планирование будущего».
Результаты исследования не только подтвердили теорию Худзяка, но и удивили его самого.
Он-то рассчитывал доказать, что здесь все дело в моторике, в том, как ребенок ставит пальцы, напрягая свой мозг в «нужных» местах и тем самым развивая его в «нужном» направлении, но выяснилось, что не только, а скорее даже не столько это дарит музыка развивающемуся мозгу.
Выяснилось, что занятия музыкой оказывают положительное влияние и на те участки коры, которые заведуют человеческими эмоциями. Это удивительный результат, который может показаться одновременно, и самоочевидным и неожиданным, – музыка, чистая музыка, оказывается, играет человеческим мозгом на тех стадиях, когда он еще развивается.
Музыка не только воспитывает детский мозг, она еще и может его лечить, считает его коллега Дэвид Рэттью, детский психиатр из того же колледжа, что и Худзяк. Упомянутый выше синдром дефицита внимания и гиперактивности, детская болезнь, которой не найдено сегодня лечения и которая проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность, тоже отличается аномалиями в изменениях толщины коры головного мозга, причем как раз в тех местах, которыми так хорошо управляет музыка.
Все это, как говорится, очень благородно, но тут, по крайней мере в США, возникает одна небольшая проблема: тамошних детей музыкальное образование интересует все меньше и меньше. Ссылаясь на статистику министерства образования, авторы статьи утверждают, что сегодня три четверти американских школьников «редко или вообще никогда» не принимают участие во внешкольных занятиях по музыке и другим видам искусств. Нельзя сказать, что без скрипки и пианино Америке грозит перспектива стать страной психопатов, но Худзяк своей работой подчеркнуто заявляет о том, что первый звоночек там уже прозвенел.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
И опять подтверждаются мудрые слова Задорнова: «Ну и тупые, эти американцы!» А грозит им стать ЕЩЁ ТУПЕЕ!!!
- ↓
+1
Боюсь, что нам тоже это грозит… К сожалению.
- ↑
- ↓
0
Ох, как я согласна с авторами! Моя любимая статистика подтверждает их выводы. Хоть три блатных аккорда на гитаре, но ребёнку надо самому выучить, если уж совсем способностей никаких, и конечно слушать классику. Пусть даже самую «классическую» типа «Лунной сонаты».
- ↓
+2
Насчёт «Лунной сонаты» я не спорю, но добавил бы ещё и Грига. А Чайковский — ВСЁ РАВНО ЛУЧШЕ! Его «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» это вершина оперной музыки!!!
- ↑
- ↓
0
… извините, но «Щелкунчик» и «Лебединое Озеро» — это классический, музыкальный концерт под руководством...., НО никак не оперная музыка...))) А ГРИГ — ЗАМЕЧАТЕЛЕН — особенно в «Пещере горного короля»...)))
- ↑
- ↓
0
Да я бы много чего добавила. Просто остальная музыка сложней уже немного для детского восприятия.
- ↑
- ↓