Милосердные боги

Культурологи провели масштабное исследование среди почти 600 народов и культур, существующих на Земле, в рамках которого они попытались выяснить, какие социальные и природные факторы могут влиять на развитие религиозных верований.


Оказалось, что больше всего на образ и эволюцию местных «версий» богов и представлений о мире духов влияет окружающая среда: чем сложнее условия жизни, тем больше люди склонны верить во всемогущих и высокоморальных богов. Выводы ученых были представлены в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
«Когда мы обсуждаем те силы и движущие факторы, которые ваяли историю человечества, среди нас часто возникают споры о том, под каким флагом развивалась цивилизация в целом — под знаменем культуры или же окружающей среды. Мы попытались отбросить эти предубеждения и рассмотрели все возможные движущие факторы для того, чтобы понять, как разные аспекты жизни человека могли влиять на развитие тех шаблонов поведения, которые характерны для нас сегодня», — объясняет Карлос Ботеро из университета Северной Каролины в Роли (США).
Ботеро имеет в виду один из главных дискуссионных моментов в современной культурологии и антропологии — вопрос, почему человеческие общества столь разнообразны в своей культуре, религии и политических предпочтениях. Изначально историки считали, что все существующие различия между народами обусловлены исключительно теми культурными чертами, которыми обладали их предки. Если говорить о религии в этом контексте, то она будет играть исключительно социальную роль и решать социальные задачи.
С ними сегодня не соглашаются ученые, наблюдающие за жизнью многих социальных животных и птиц. Как оказалось, «социальность» их поведения и готовность поступиться своими личными интересами во имя выживания всей группы в целом зависит преимущественно от доступности ресурсов и текущих условий окружающей среды, а не от числа особей, структуры или других социальных особенностей стаи. Как правило, чем хуже условия, тем больше они сотрудничают друг с другом.
В принципе, нечто похожее можно заметить и в существующих сегодня религиях. В пользу этого говорит то, как считает эта группа антропологов, что Библия и многие другие священные писания, по сути, состоят из «инструкций», помогавших верующим решать конкретные жизненные ситуации и избегать неочевидных опасностей. Ряды сторонников этой теории не ограничиваются только лишь учеными — подобная связь между религией, окружающей средой и экологией была очень красочно описана американским фантастом Фрэнком Гербертом в романе «Дюна» и в последующих книгах этой серии.



Пятничная молитва в мечети Истикляль в Джакарте, Индонезия, 2014 год.
Полдюжины социологов, антропологов, культурологов и биологов под руководством Ботеро проверили обе теории на прочность, изучив все возможные факторы, способные повлиять на развитие религиозных воззрений. Для этого они собрали все собранные за последние два века антропологические зарисовки, повествующие о верованиях и религиях свыше 580 народов мира, а также проанализировали те экологические условия, в которых жили их предки — количество осадков, плодородность почв, состав флоры или температуры лета и зимы.
Что интересно, авторы статьи обратили внимание не только на экологические условия, в которых жили древние народы, но и на два важных социокультурных фактора, которые раньше редко учитывались — степень развития агрикультуры и животноводства. Все эти данные и факторы Ботеро и его коллеги проанализировали при помощи статистических методов, пытаясь найти связи между экологией, культурой, уровнем развития технологий и религиозными воззрениями народов.
Оказалось, что религиозные воззрения всех народов Земли в большей степени зависели от экологических факторов, и в особенности от доступности ресурсов и способа производства продуктов питания. К примеру, народы, не испытывавшие проблем с доступом к пище и воде и освоившие азы агрикультуры, исповедуют относительно «мягкие» формы религии, в которых божества не являются всесильными или высокоморальными существами. Ярким примером этого являются древние греки или римляне.
В свою очередь, для культур, родившихся в условиях хронического недостатка пищи и воды и освоивших только лишь животноводство, были характерны совершенно иные взгляды на мир духов и демиургов. Их божества были всемогущими, всевидящими и всезнающими образцами морали, подающими пример смертным. Характерной чертой таких богов было то, что они «пропагандировали» коллективизм и помощь ближнему. Подобными чертами, как несложно догадаться, обладают иудаизм, прочие авраамические религии и породившие их народы.
Как подчеркивают Ботеро и его коллеги, экология не является единственным решающим фактором в эволюции религиозных воззрений — на их развитие, как показывают статистические расчеты, влияла и культура, и политика, и даже экономика. К примеру, члены обществ, для которых было характерно сложное политическое устройство и развитая система прав на движимое имущество, чаще верят в сильных и моральных демиургов, чем в очеловеченных богов наподобие греческого Зевса или других «слабых» сверхъестественных существ.
«Многие наши коллеги-эволюционисты часто пытаются «закопать» религию. В свою очередь, мне кажется, что наша главная задача — не опровергнуть ее, а попытаться понять, как и почему она возникла. И хотя религии во многом часто оказываются вредными приспособлениями под существующие реалии мира, их почти повсеместное существование среди всех народов земного шара говорит о том, что у них должна быть какая-то позитивная черта. Открытая нами связь между экологией и религией позволяет говорить, что плюсы от религии действительно существовали», — заключает Рассел Грей из Университета Окленда (Новая Зеландия), другой автор статьи.
« Почти фантастический космос
То, что мы о себе не знаем »
  • +14

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Главное назначение ВЕРЫ- это неизменно получать высшее водительство для несовершенного человека. В космическом пространстве все построено на том, что высшие водительствуют над низшими… Земля такое водительство почти повсеместно отвергла и… получила, что получила.
+2
Типичный упрощенный атеистическо-материалистический взгляд на религию, для широкого употребления…
+1
А как же пантеон викингов? Вот уж у кого условия жизни не идеальными были, а боги их не есть образец высокой морали. Те же «люди». Но гипотеза интересная. Чем больше стадо-тем строже должен быть пастух.