Вспоминая "холодную войну"

30 лет назад Рональд Рейган пошутил, проверяя микрофон, о том, что ядерная бомбардировка СССР начнется через пять минут. Это высказывание стало одним из самых одиозных во время «холодной войны». Давайте вспомним о временах, когда мир был постоянно на грани гибели в ядерном пожаре.




Вторая половина ХХ века прошла для мира под знаком «холодной войны» — противостояния двух сверхдержав. Советский Союз и США, представлявшие не только два разных центра силы, но и две разные политические системы, стремились к расширению своего влияния и ослаблению влияния противника. Вокруг них сформировались военные блоки — созданная США организация Североатлантического альянса (НАТО) и сформированная СССР Организация Варшавского договора (ОВД). Обе державы стали ядерными в конце 1940-х годов, что сделало конфликт между ними потенциально убийственным для всего человечества.
В отношениях между странами были периоды потепления (разрядки) и обострения. В одни периоды страны опосредованно воевали между собой, например в Корее в начале 1950-х годов, во Вьетнаме в 1960–1970-х годах, а в другие периоды главы государств совершали обоюдные визиты.
Однако страх, что именно сегодня ночью с аэродрома взлетит самолет с атомной бомбой на борту, поразил несколько поколений советских, американских и европейских людей.
«Холодная война» велась не только в генеральных штабах и медиа: ее участниками вольно или невольно становились политики, внесшие свой вклад в нее своими суждениями.Отдел науки «Газеты.Ru» публикует ряд самых ярких высказываний о «холодной войне».
5 марта 1946 года, Фултон, штат Миссури, США. Уинстон Черчилль, лидер Консервативной партии Великобритании:
«Протянувшись через весь континент от Штеттина на Балтийском море и до Триеста на Адриатическом море, на Европу опустился железный занавес. Столицы государств Центральной и Восточной Европы — государств, чья история насчитывает многие и многие века,— оказались по другую сторону занавеса. Варшава и Берлин, Прага и Вена, Будапешт и Белград, Бухарест и София — все эти славные столичные города со всеми своими жителями и со всем населением окружающих их городов и районов попали, как я бы это назвал, в сферу советского влияния. Влияние это проявляется в разных формах, но уйти от него не может никто».
После Фултонской речи, ставшей начальной точкой «холодной войны», в международный обиход вошло выражение «железный занавес».
Но главное, что всего через год после триумфальной победы стран антигитлеровской коалиции в войне между ними произошел раскол.
Мир стал разделен на два лагеря, и это вызвало шок у миллионов, которые считали, что кошмар мировой войны навсегда забыт.
18 марта 1956 года, Москва, СССР, Никита Хрущев, первый секретарь ЦК КПСС:
«Нравится вам или нет, но история на нашей стороне. Мы вас похороним».
Произнесенные на встрече с западными дипломатами слова советского лидера были посвящены противоборству социализма и капитализма. Однако до западного читателя они дошли обрубленно: «Мы вас похороним» или «Мы вас закопаем», напугав его до судорог.
24 июля 1959 года, Москва, СССР, Никита Хрущев, первый секретарь ЦК КПСС:
«Но если есть страна слишком склонна к войне, мы ей слегка надерем уши и скажем: «Не смей! Сейчас драться нельзя. Сейчас времена ядерного оружия, какой-нибудь дурак может начать войну, и тогда даже мудрые люди не смогут ее прекратить». Поэтому мы руководствуемся этой идеей в нашей внешней и внутренней политике».
Эти слова были произнесены советским лидером на «кухонных дебатах», состоявшихся в парке «Сокольники» на открытии Американской промышленной выставки. Значительная часть реплик Хрущева и его оппонента — вице-президента Ричарда Никсона — была показана по телевидению обеих стран.
Последовательность никогда не была в числе добродетелей Никиты Хрущева. При нем страны оказались на грани Третьей мировой войны в дни кризиса в Карибском море.
Однако стоит заметить, что при этом Хрущев стал первым главой советского государства, посетившим заокеанского конкурента. При нем советско-американские связи заметно активизировались, а гибель президента Джона Кеннеди была воспринята как трагедия.
Петр Вайль и Александр Генис приводят строки из заводской стенгазеты: «Сообщило «Би-би-си»: // Убит Кеннеди в такси…»
8 марта 1983 года, штат Флорида, США, Рональд Рейган, президент США:
«В ваших обсуждениях по ограничению ядерных вооружений остерегайтесь искушения гордости — искушение блаженного объявления выше происходящего, маркировать обе стороны одинаково ошибочно, игнорировать факты истории и агрессивных импульсовимперии зла, просто называть гонку вооружений гигантским недоразумением и таким образом удалять себя из борьбы между правдой и ложью, добром и злом».
Президент США, выступая перед суперконсервативным собранием христиан-евангелистов, посвятил выступление «холодной войне» и религиозным нормам. Однако от вопроса о законности абортов гость из Вашингтона перешел к историософским размышлениям.
Под империей зла в этом суждении понимался, разумеется, Советский Союз, и это выражение стало крылатым.
Столь яростный антикоммунизм лидера США не позволил даже размышлять о разрядке в период первого срока Рейгана в Белом доме. Его выступление называли истеричным, до сих пор историки и политологи спорят о его уместности, но одно можно сказать твердо: «империя зла» стала одним из политических клише ХХ века. Правда, в разгар перестройки, в 1988 году, во время визита в Москву Рейган заявил, что теперь он Советский Союз империей зла не считает.
11 августа 1984 года, Вашингтон, Рональд Рейган, президент США
Во время традиционного радиообращения Рональд Рейган вспомнил свое актерское прошлое и своеобразно подошел к проверке микрофона. Он заявил: Мои соотечественники американцы, я рад сообщить вам сегодня, что подписал указ об объявлении России вне закона на вечные времена. Бомбардировка начнется через пять минут.
Советское правительство, однако, шутить настроено не было. В ответ ТАСС сделал заявление о несовместимости поведения президента с тем, что его страна входит в ядерный клуб.
Однако Рейган использовал попадание этих фраз в эфир в рамках своей предвыборной кампании, проходившей в обстановке заметного ухудшения советско-американских отношений, привлекая, таким образом, голоса радикалов.
12 июня 1987 года, Западный Берлин, Рональд Рейган, президент США:
«Генеральный секретарь Горбачев, если вы ищете мира, если вы ищете процветания для Советского Союза и Восточной Европы, если вы ищете либерализации, приезжайте сюда к этим воротам, господин Горбачев, откройте эти ворота. Господин Горбачев, снесите эту стену!»
Разделение Берлина и Германии стало главным символом «холодной войны» и разделенного мира. В 1961 году граница между капиталистическим и социалистическим мирами стала буквальной.
Восточная часть Берлина, входившая в состав Германской Демократической Республики, была отделена от Западного Берлина стеной.
Многие берлинцы лишились возможности посещать своих родных и друзей в «идеологически неправильных» районах города. Многие жители востока погибли при попытках перехода границы. Гласность, объявленная Горбачевым, многими в Германии виделась как возможность решить проблему физически разделенных города и страны. Рейган воспользовался ею сполна. Призыв его был услышан: в 1989 году в ГДР произошла революция, а 9 ноября стену начали разрушать.
« Похороненные заживо
Древнекитайская современность »
  • +7

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
Наивные думали, что в то время противостояли капитализм и социализм… Оказалось нет, цель то Россия с любым, даже с распрекрасным демократическим строем…
0
А сейчас у нас что? Война дурдомов каких-то…