История сёрфера-миллиардера

Недавно компания GoPro усилила свою менеджерскую команду. Президентом производителя экшен-камер стал Тони Бейтс, бывший президент Skype и топ-менеджер Microsoft.
GoPro готовится к первичному размещению акций, в ходе которого надеется привлечь $100 млн на развитие. Аналитики не сомневаются в успехе: выручка и прибыль компании растут каждый год почти на 100%. Между тем создатель GoPro Николас Вудман, чьё состояние оценивается в $1,3 млрд, ещё пятнадцать лет назад вовсе не собирался производить видеокамеры.


Уязвлённое самомнение
Создатель GoPro Николас Вудман — отпрыск состоятельных родителей. Он провёл беспечное детство в Калифорнии, урокам предпочитал футбол и бейсбол, а университет выбирал исходя из близости к океану, чтобы после лекций предаваться любимому делу — гонять на сёрфе.
В конце 90-х Николас увлёкся интернет-предпринимательством, попробовал сделать онлайн-магазин электроники EmpowerAll.com, но быстро остыл к этому проекту. В 1999-м он запустил сайт Funbug — игровую платформу, которая позволяла пользователям выигрывать денежные призы. Под идею он привлёк инвестиции — $3,9 млн. Два года всё шло как по маслу, но в 2001-м лопнул пузырь доткомов, и Вудман нашёл название своей компании на страничке F**kedcompany.com. «Я задумался, хороши ли вообще мои идеи», — вспоминает предприниматель.
Залечивать раны он отправился в Индонезию, и там же придумал следующий проект.
Замена основного продукта
Вообще-то изначально Вудман не претендовал на роль создателя нового гаджета. Он метил в производители спортивного инвентаря. В подвале родительского дома на маминой швейной машинке он делал браслеты-крепления, к которым можно было присоединять разные камеры. После многочисленных неудачных тестов он понял, что одних браслетов для успеха недостаточно. Нужен как минимум водонепроницаемый чехол, как максимум — камера собственного производства.
Вудман поставил себе дедлайн: если через 4 года проект GOPRO не станет приносить хотя бы несколько тысяч долларов в год, с предпринимательством будет покончено.
Создание нового гаджета потребовало бы больших вложений, поэтому Вудман решил поискать производителя в Китае. Почти два года ушло на поиски, и в 2004 году, когда весь мир спешил избавиться от плёночных аппаратов и купить цифровую электронику, Вудман договорился с производителем аналоговых камер Hotax о пробной партии. То есть как договорился — отправил почтой пластиковый прототип корпуса будущей камеры, который склеил сам (Вудман не владел компьютерной графикой и не мог нарисовать 3D-модель изделия), перевёл на счёт китайского производителя $5 000, скрестил пальцы и сел ждать.
Сжатые сроки
В 2001 году Вудман поставил себе дедлайн: если через четыре года проект GoPro не станет приносить хотя бы несколько тысяч долларов в год, с попытками стать предпринимателем будет покончено. «Я так сильно боялся, что GoPro провалится, как провалился Funbug, что был готов работать круглосуточно», — говорит он. Вудман переехал к родителям, чтобы экономить на аренде жилья и всё свободное время тратил на новую идею. Он стучался во все магазины для сёрферов, рекламировал свой товар на форумах любителей экстремального спорта, посещал все тематические выставки и конференции, предлагал протестировать камеры спортсменам на пляжах. В 2004 году он получил первый заказ на сто камер от японской дистрибьюторской компании. Через год продажи удвоились. До 2005 года в GoPro работало всего два человека — сам Вудман и его приятель Нил Дана.



Конъюнктура рынка
Первую цифровую камеру Вудман представил в конце 2006 года. Digital Hero записывала десятисекундные ролики в формате VGA и не фиксировала звук. Вудман сделал эту версию под давлением друзей, а активно продавать продолжал первую модель, камеру, которая записывала видео и звук на плёнку 35 мм. Но покупатели вдруг начали активно интересоваться цифровой камерой. В том же году Google купила маленький сайт с коллекцией видеороликов YouTube и начала вкладывать в развитие сегмента онлайн-видео. Качество записи видеороликов вдруг стало важным для аудитории, при этом цифровые фотоаппараты больших брендов вроде Sony удовлетворить спрос не могли. Предложение Вудмана оказалось вполне конкурентным и привлекательным. Благодаря всеобщему увлечению YouTube продажи GoPro в 2007 году выросли втрое.
Если бы Вудман послушался родителей и забросил сёрф, он никогда не придумал бы GOPRO.
В том же году у GoPro появился заметный и опасный конкурент — карманная камера Flip. За два года продажи этого устройства составили 2 млн штук, и в 2009 году компания Cisco приняла решение о приобретении проекта Flip Video. В то же время Вудман продолжал развиваться на свои. В самом начале работы над GoPro он занял $35 000 у матери и $100 000 у отца, а также вложил в дело свои сбережения и продолжал рефинансировать в дело прибыль от работы.
Вудман позволил себе привлечь инвестиции только в 2011 году от консорциума из пяти инвесторов. За долю меньше 20% он получил $88 млн на развитие. В том же году неповоротливая Cisco, не разобравшись, как реагировать на вызовы нового рынка с растущим числом смартфонов, закрыла когда-то многообещающий проект Flip. В декабре 2012 года прошёл ещё один раунд, тайваньская компания Foxconn купила долю в компании Вудмана за $200 млн, оценив таким образом всю GoPro в $2,25 млрд.
Контакт с аудиторией
Если бы Вудман послушался родителей и забросил сёрф, он никогда не придумал бы GoPro. Только настоящему спортсмену понятно, как сильно нужна невесомая портативная камера с удобным креплением, если ты хочешь улучшить технику, заняться тренерской работой и просто похвастать успехами.
Именно на спортивном азарте и тщеславии Вудман строит продажи своих гаджетов. «Наша цель — восславить вдохновенных безумцев со всего света, которые творят сумасшедшие вещи» — так предприниматель и экстремал формулирует миссию своей компании. Линза «рыбий глаз», которой снимает GoPro, действительно делает картинку более героической. Оптическая иллюзия пришлась по душе не только сёрферам, пользоваться камерой начали байкеры, парапланеристы, сноубордисты и другие любители острых ощущений. Название GoPro перерастает бренд и превращается в обозначение жанра — экстремальное видео, снятое камерой, закреплённой на теле или снаряжении спортсмена.
Вудман спонсирует многих спортсменов, тратит миллионы долларов на то, чтобы камеры GoPro снимали самые сумасшедшие эксперименты самых знаменитых экстремалов. Помните знаменитый прыжок из cтратосферы? На исполнителе трюка Феликсе Баумгартнере было установлено пять камер GoPro. Вудман почти не пользуется соцсетями, но у аккаунта его компании 250 млн просмотров на YouTube и 5 млн подписчиков на Facebook.
Цена камер — $200–400 — вполне доступна для спортсмена. GoPro выпускает аксессуары для любителей горных походов, лыжников, гонщиков, байдарочников. Камеру можно держать на вытянутой руке, можно закрепить на животе с помощью специального жилета, установить на шлем по центру или около уха. В прошлом году выручка компании составила $985,7, а прибыль — $60,6 млн. Продажи ежегодно растут почти на 100%, и Вудман не боится, что экстремалы скоро охладеют к его продукту. За десять лет он создал лояльную аудиторию, которая готова покупать обновлённую прошивку, улучшенные модели, новые аксессуары и снимать свои спортивные успехи с нескольких камер.
« Сотри его из мемори
Здесь живет интернет »
  • +12

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
Я уже хочу такую камеру.