Какую роль сыграла советская разведка в создании атомной бомбы

Когда в Советском Союзе прошли испытания атомной бомбы, в информационных сводках, естественно, ничего не говорилось о подробностях её создания. И тем более не оглашались сведения о том, какую роль в этом сыграла внешняя разведка. Должно было пройти почти полвека, прежде чем прозвучала правда о масштабной операции «Энормоз», блестяще проведённой разведчиками. Именно благодаря ей стало возможным создание атомной бомбы в СССР.

Тайные разработки

Изучение радиоактивности и свойств урана велось с начала ХХ века. Учёные во всём мире активно обменивались своими достижениями и разработками, а результаты исследований тут же становились известны коллегам из разных стран, они публиковались в профильных изданиях и озвучивались на научных конференциях.
Но весной 1939 года в лондонском журнале «Nature» была опубликована статья «Высвобождение нейтронов в ядерном взрыве урана» авторства трёх учёных: Льва Коварского, Фредерика Жолио-Кюри и Ганса Фон Халбана. Стало понятно, что атомная энергия может быть использована не только в мирных целях. После получения Жолио-Кюри патента на чертежи атомного реактора и атомной бомбы разработки тут же были засекречены.


Последняя научная статья на эту тему вышла в июне 1940 года в издании «Физик-ревю», после чего даже в специализированных научных журналах наступил этап полного молчания. Но в то время в других странах тоже велись работы в области ядерной физики, а свободная публикация материалов исследования уже прекратилась. Вместе с тем американские учёные запросили помощь у правительства на проведение работ по разработке атомной бомбы. В Западной Европе и в США разработки велись в условиях строжайшей секретности, а в прессе под запретом было даже употребление словосочетания «атомная энергия».

Сбор данных



Впервые на это обратил внимание начальник научно-технической разведки Советского Союза Леонид Квасников, а его догадки подтвердил Гайк Овакимян, резидент в Нью-Йорке, сообщивший о полном отсутствии публикаций об исследованиях.
По инициативе Квасникова резидентурам в Великобритании, Франции, Германии и США были разосланы директивы, согласно которым следовало незамедлительно начать поиск научных центров, работающих над разработкой ядерного оружия, а также обеспечить получение достоверной информации по данной проблеме.

Операция получила название «Энормоз», а доступ к ней был у очень ограниченного круга лиц, в число которых входили руководители внешней разведки СССР, резиденты, обеспечивающие выполнение задания, и переводчица.
В Центр уже в начале осени 1941 года стали поступать данные о том, что создание ядерного оружия в Англии и США уже приобрело вполне реальные очертания. Английские и американские учёные объединили свои усилия в области ядерных исследований. При этом ядерные объекты должны были строиться в США из-за постоянных угроз бомбардировки Великобритании.

А уже в начале 1942 года под Таганрогом был захвачен пленный, в вещах которого была обнаружена тетрадь, содержавшая записи о планах немцев по созданию и использованию ядерного оружия. Захваченный немецкий офицер служил в инженерных частях и в прошлом явно имел отношение к научным разработкам. Странные с точки зрения фронтовой разведки записи были переданы в Нарком обороны, а оттуда попали в руки уполномоченного Госкомитета обороны по науке Сергея Кафтанова.
На основании всех полученных данных было подготовлено специальное сообщение для Иосифа Сталина, подписанное Берией. В нём предлагалось создать при Госкомитете обороны совещательный научный орган, который бы организовывал и координировал работы по созданию ядерного оружия в Советском Союзе.

Успешная операция


Почти год вся информация, собранная резидентами внешней разведки, аккумулировалась в спецслужбах и спецотделе Академии Наук СССР. Но физиков никто к данным сведениям не допускал. Уже в ноябре 1942 года было принято решение показать материалы учёным. НКВД лично утвердил кандидатуру Игоря Курчатова, который уже предлагал использовать цепную реакцию в урановом ядерном реакторе.
Но реальные материалы из американского центра ядерных исследований были получены только в конце 1943 года, когда в США из Великобритании отправилась группа учёных, которые должны были принимать участие в создании атомной бомбы. В составе группы был Клаус Фукс, немецкий коммунист и политический эмигрант. Он и стал ключевой фигурой, благодаря которой советская разведка получила ценнейшую информацию из Лос-Аламоса, где находился секретный центр.

В результате в руках спецслужб СССР оказались тысячи страниц описаний технических конструкций и самого принципа действия атомной бомбы. Кроме того, в Советском Союзе оказались ценнейшие образцы веществ, используемых в производстве оружия. Все материалы тщательно изучал Игорь Курчатов. Разведчики работали над сбором и передачей информации учёным, при этом данные получали не только из США, но и из других стран, где велась работа над созданием ядерного оружия.

В результате изучения данных советские учёные получили возможность проанализировать результаты исследований иностранных учёных и разработать собственную концепцию создания атомной бомбы, которая и была испытана в конце августа 1949 года. Следует отметить, что без участия внешней разведки путь советских учёных мог быть куда более длинным, так как страна была истощена войной. А задержка в таком важном вопросе могла закончиться весьма плачевно для Советского Союза.
« Археологи нашли самый древний деревянный...
История Вселенной: вопросы без ответов »
  • +18

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
не преувеличиваем разведчиков. Сейчас все эти данные отрыты, но не все могут сделать
0
А где же про Барковского, Феклисова, Яцкова? Уже давно можно. И давно уже пора!…