Короткий путь к сверхспособностям, или Как стать савантом

В результате повреждения мозга во время ограбления простой продавец из мебельного магазина превратился в выдающегося математика. Герой этой истории, 43-летний американец Джейсон Паджетт, опубликовал свою автобиографию.


Однажды вечером в 2002 году на выходе из караоке-бара двое неизвестных повалили Паджетта на землю и били ногами, пока он не потерял сознание. В больнице у мужчины диагностировали сотрясение мозга и кровотечение в печени, выдали обезболивающее и отправили домой.
В течение следующих дней Паджетт обнаружил в себе серьезные изменения. Одним из них было тяжелое посттравматическое расстройство, сопровождавшееся острой социофобией и навязчивыми идеями. Например, даже спустя 11 лет после инцидента он панически боится бактерий, расчесывает до крови руки и отказывается обнять собственную дочь.
Наутро после избиения Паджетт проснулся с «особым зрением». Для Джейсона Паджетта мир вдруг стал полон линий, углов, форм. «Как будто отдельные кадры связаны линией, но все еще сменяются в реальном времени, — пытается он объяснить в книге, — все вокруг выглядит, как мозаика, набор точек».
Мужчина, вынесший из школы лишь азы алгебры, начал интуитивно рисовать сложные геометрические построения, соответствующие окружающим его образам. Самым простым был идеальный круг, составленный из пересекающихся треугольников — визуализация формулы числа Пи. По чистой случайности эти рисунки попались на глаза физику, и тот посоветовал Паджетту учиться математике. Теперь бывший продавец мебели занимается теорией чисел.
То, что произошло с Джейсоном Паджеттом, называется синдромом саванта, хотя слово «синдром» здесь не вполне применимо: такое состояние не считается расстройством или его непосредственной составляющей. Савантами являются люди, обладающие выдающимися способностями в одной (реже в нескольких) узкой области знания, часто на фоне ограниченности в других аспектах.
Савантам свойственна феноменальная память, но сверх этого их «специализации» сильно различаются. Чаще всего встречается фантастическая способность к календарным расчетам — такой человек способен мгновенно ответить, на какой день недели выпадает определенная дата через сотни и тысячи лет.
Более известны страдающие синдромом с выдающимися способностями в искусстве, например, почти слепой шотландский художник Ричард Воуро, американский скульптор Алонзо Клемонс, пианисты Лесли Лемке, Мэтт Сэвидж, Рекс Люис-Кларк, Том Уиггинс, венгерская поэтесса Генриет Сет Ф. Музыканты-саванты, как правило, способны идеально воспроизвести единожды услышанную мелодию. Художники обычно безошибочно рисуют по памяти. Известен случай британца Стивена Уилтшира, который начертил подробную карту Лондона, один раз пролетев над городом на вертолете.



Стивен Уилтшир

Технические «специализации» у савантов тоже встречаются. Одним из самых известных примеров является британец Дэниел Таммет, обладающий выдающимися математическими способностями. В уме он производит операции с числами длиной более чем в 100 знаков. Ему также принадлежит рекорд по запоминанию числа Пи среди европейцев — 22 514 знаков после запятой. Помимо этого Таммет знает 11 языков, один из которых — исландский — выучил на спор за неделю.
Савантизм долгое время фиксировали только у людей с врожденными отклонениями — в первую очередь, аутизмом и синдромом Аспергера, но поздние исследования показали, что прямой связи тут нет. Не более 10% аутистов являются савантами и только половина обладателей синдрома саванта страдает от нарушений развития, остальные получили его в результате травм, приобретенных заболеваний или возрастных изменений.
Еще в 1923 году сообщалось о ребенке, в трехлетнем возрасте ставшем музыкальным гением после менингита. К 2000 году профессор Калифорнийского университета Брюс Миллер описал 12 случаев, в которых у престарелых пациентов, страдающих от лобно-височной деменции, неожиданно обнаруживались таланты к живописи или музыке, причем компьютерная томография показала сходное функционирование мозга у них и аутичного ребенка-саванта.
Редчайшим способом приобретения синдрома саванта остаются травмы. В медицине описано не более 25 таких случаев, если прибавить известные, но клинически не подтвержденные, их количество всего лишь удвоится. В 1967 году мальчик стал савантом после пулевого ранения в левое полушарие мозга, в результате которого он лишился слуха, речи и оказался частично парализован. В 1991 году другой ребенок вдруг освоил сложные календарные расчеты после удаления левого полушария мозга. В 2012 году 49-летняя британка Пип Тэйлор в одночасье стала художником-портретистом после падения с лестницы и сотрясения мозга.
Примечательна история хирурга-ортопеда Тони Цикориа. В 1994 году на выходе из телефонной будки его ударила молния. У доктора остановилось сердце. По счастливой случайности в очереди к таксофону стояла медсестра, которая его реанимировала. Ортопед отделался ожогами лица и ноги. В течение двух недель после инцидента Цикориа испытывал проблемы с памятью. Он даже обратился к неврологу, но тот не нашел никаких отклонений ни в электроэнцефалограмме, ни в томограмме. Затем все вернулось в норму. Однако еще спустя два-три дня ортопед ощутил непреодолимое желание слушать фортепианную музыку, вскоре приобрел инструмент и провел следующие три месяца за написанием собственных произведений. До удара молнией музыкой он не интересовался. В отличие от большинства савантов, Тони Цикориа практически ничего не утратил в обмен на новые способности. Параллельно с музыкальной карьерой он остается практикующим хирургом и занимает должность главврача в одной из больниц Нью-Йорка.
Предпосылкой появления синдрома саванта считается повреждение переднего отдела левой височной доли мозга, однако несмотря на то, что эффект даже удалось повторить искусственно при помощи транскраниальной магнитной стимуляции, физиология процесса пока остается загадкой для ученых. Многие исследователи полагали, что виной всему генетические особенности, но с развитием знания о приобретенном варианте синдрома эта версия оказалась под вопросом, хотя и не была опровергнута полностью: пока неясно, каждый ли человек может стать савантом. Согласно другой версии, области мозга, отвечающие за логику и вербальную коммуникацию, обычно подавляют латентные художественные способности, а их повреждение, соответственно, эти способности высвобождает. Третья теория утверждает, что при повреждении одного участка мозг пытается восстановить соединения в обход, задействовав ранее не использовавшиеся части, где и могут оказаться скрытые таланты.
Случай Джейсона Паджетта, у которого проявились математические способности после избиения, выделяется на фоне остальных еще по одной причине. Его синдром саванта сочетается с сильной синестезией — смешением сигналов от разных органов чувств. В самом простом случае люди с этой особенностью приписывают буквам и цифрам определенные цвета. Паджетт же способен видеть формулы в геометрических объектах.
Эту особенность мозга математика подтвердили исследователи Университета Майами в 2013 году при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии. Более того, им удалось временно «отключить» синестезию Паджетта благодаря транскраниальной магнитной стимуляции — точным магнитным импульсом в кору головного мозга. Во время эксперимента мужчине впервые с 2002 года вернулось обычное зрение. Но Паджетт был недоволен: несмотря на посттравматическое расстройство и социофобию, он не хотел бы отказываться от своей особенности. «Это так здорово, что невозможно описать», — пояснил он.
« Пачка трюков от учительницы английского,...
Чем опасна лженаука и научный бред и как... »
  • +21

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Спасибо за интересный пост.
0
Сериал «Хороший доктор» как раз и показывает такого юношу- аутиста с синдромом саванта.