Как связаны мимика, жесты и эмоции

Мимика (греч. mimikos — подражательный) — выразительные движения мышц лица, в которых проявляются эмоции, чувства, умственное напряжение, волевое напряжение или попытки скрыть своё душевное состояние. Считается, что выражения многих эмоций, в основном, транскультуральны, то есть генетически детерминированы.
Некоторые исследователи указывают, что мышцы вокруг глаз выражают умственные акты, мышцы окружности рта — акты воли, мышцы лица — чувства (Сикорский, 1995).
Приведём описание внешних проявлений некоторых внутренних состояний в норме, полагая, что это может помочь распознаванию как эмоциональных состояний не только здоровых людей, так и неадекватной в том или ином отношении мимики пациентов.
Кроме того, клиницистам постоянно приходится иметь дело не только с тяжело больными людьми, но чаще всего с пациентами, которые во многих проявлениях своей внутренней жизни, включая сферу экспрессии, вполне адекватны, встречаться с не всегда адекватными родственниками пациентов, а также решать такие трудные задачи, как отграничение нормы от патологии, чему изучение мимики в части случаев может помочь.
Во всех таких случаях невербальная информация, исходящая от пациентов, их близких, испытуемых может оказаться не только клинически значимой, но и полезной в других отношениях.
Заметим, что, по убеждению некоторых клиницистов, лучше чем кто-либо о душевно здоровом человеке и внешних проявлениях психического благополучия знает психопатолог, поскольку с годами общения с разными пациентами, с одной стороны, и не имеющими психических отклонений людьми, с другой, у некоторых психиатров вырабатывается обострённое чувство здорового, интуитивное ощущение нормального и адекватного, о чём научные тексты часто не способны сообщить чего-либо определённого.
Разумеется, в проявлениях эмоций и других внутренних состояний одновременно участвует не только мимическая мускулатура лица, но также другие мышцы тела, участвующие в продуцировании жестов, голоса, поз и иных выразительных актов, так, что в итоге формируются определённые и устойчивые паттерны внешних признаков эмоций, внимания, побуждений, размышлений.

Описание основных экспрессивных комплексов:

1. Внимание к собеседнику:
— рука расположена у щеки, голова опирается на кисть руки, при этом указательный палец может быть вытянут вдоль виска, — «я весь внимание”;
— голова наклонена набок — »я слушаю вас с интересом”. Когда интерес к собеседнику ослабевает, плечи сначала поднимаются, затем опускаются (это знак сомнения в том, что собеседник так уж интересен, или просьба к нему поскорее завершить сообщение), взгляд начинает блуждать по сторонам (указание, что есть что-то и поинтереснее), а тело принимает позу, обращённую от собеседника.
2. Гнев (приступ к драке, по Ч.Дарвину):
— голова откинута и расположена вполоборота к объекту гнева;
— глазные щели сужены, угловаты или, напротив, появляется экзофтальм;
— брови опущены, они принимают горизонтальное положение и сведены к переносью так, что между ними появляется горизонтальная складка;
— неотрывный взгляд на объект гнева;
— шумное дыхание;
— сжатые кулаки;
— обнажение клыков;
— гиперемия склер («глаза налиты кровью”);
— зубы стиснуты, скрежет зубов, губы плотно сжаты.
3. Досада:
— злобное выражение лица;
— выражение напряжённой мысли;
— отсутствие признаков общего мышечного напряжения (знак того, что имеющееся недовольство индивид не склонен проявлять агрессией).
4. Жеманство:
— преувеличенные, нарочито замедленные, а временами намеренно задерживаемые движения;
— замедление, ускорение или утрирование выразительных актов, а также их разнообразие, что должно бы обратить внимание на себя кого-то из окружающих;
Жеманство есть частный вариант кокетства — поведения, при котором хотят понравиться, выставляя напоказ свои привлекательные качества и одновременно стараются их скрыть, замаскировать, но так, чтобы они были бы на первом плане.
5. Зависть (по описанию Овидия):
— медленная поступь (демонстрация высокомерия, надменности, самоуверенности);
— бледное лицо (выдаёт скорее страх и тревогу, нежели гнев и агрессию);
— косой взгляд (скрытый от объекта зависти, отчего М.Ю.Лермонтов называет зависть тайным чувством);
— отсутствие улыбки, исключая те случаи, когда злорадный завистник видит страдания других людей.
6. Закрытость:
— скрещивание рук со сжатыми кулаками или придание им такого положения, когда одна рука сжимает другую (»я нахожусь в обороне, так как ничего хорошего от кого-то не жду”);
— сидение на стуле, повёрнутом спинкой вперёд (демонстрация силы и готовности к ответной агрессии);
— ноги расположены поверх стула, стола, кресла (жест высокомерия, развязности);
— скрещивание или поза нога на ногу («я готов в конфронтации”). Если при этом скрещены ещё и руки, то это явный знак того, что собеседник для индивида – не склонен вступить в контакт, если не ощущает себя при этом в роли врага.
7. Злоба (лучшая иллюстрация — изображение лица Мефистофеля рядом художников):
— брови вытянуты в горизонтальную линию, внутренние их углы опущены, наружные, — в противоположность печали, — приподняты;
— поперечные складки на переносье.
8. Негодование (благородный, праведный гнев):
— брови опущены и расположены горизонтально (знак напряжения мысли, чего нет при гневе, когда индивиду в состоянии этого аффекта не до рефлексии и размышлений);
— руки воздеты и обращены ладонями вверх (знак, который называют „весами справедливости”, это как бы обращение к небу, верховному и беспристрастному арбитру);
— на лице выражение бесстрастия (во всяком случае признаков злобы нет).
9. Недоумение (растерянность):
— застывание на одном месте и в одной позе;
— признаки остановки мысли;
— разведение рук в стороны (означает неспособность действовать из-за остановки мыслей);
— полуоткрытый рот (означает остановку вокализации, неспособность что-то сказать).
10. Напряжение воли (по описанию Ч.Дарвина):
— плотное сжатие губ;
— напряжение мышц тела, отсюда — живость и резкость движений.
11. Отвращение:
— отворот головы (знак — “противно смотреть”). В псалмах библейского Давида содержится, например, просьба к Богу не отвращать от него своё лицо, взгляд;
— нахмуренные брови (означает:”глаза мои не глядели бы на эту мерзость”);
— сморщенный нос, как это бывает при неприятном запахе;
— приподнятая верхняя губа и опущенная нижняя (означает:”выплюнуть бы такую дрянь”);
— угловатая форма рта (означает:”какая-то гадость во рту”);
— язык слегка вытянут, он словно выталкивает что-то неприятное изо рта или препятствует его попаданию в рот;
— туловище занимает положение с отворотом, оно словно от чего-то отстраняется;
— рука (руки) вытянуты, пальцы рук раздвинуты (означает: ничего не возьму в руки из чувства гадливости).
12. Открытость:
— развёрнутые, раскрытые навстречу партнёру руки (это как бы означает: смотрите, у меня нет за пазухой камня”);
— частое поднятие плеч (означает: „всякие сомнения в отношении моей закрытости и враждебности безосновательны”);
— расстёгнутые пиджак или куртка (означает: “убедитесь сами, что я открыт и мои намерения самые добрые”);
— наклон в сторону партнёра (знак симпатии, расположения).
13. Печаль:
— брови вытягиваются в прямую линию, внутренние их углы приподняты, наружные — опущены;
— в области средней трети лба образуется несколько поперечных морщин;
— на переносье появляется несколько вертикальных складок (знак сосредоточенности на каких-то угнетающих индивида проблемах);
— глаза слегка сужены, здоровый блеск в них отсутствует (»потухший взор”);
— уголки рта опущены («кислое выражение лица”);
— темп движений и речи замедлен.
14. Подобострастие:
— преувеличенное изображение уважения, до степени самоунижения и раболепия (например, тело излишне наклонено вперёд, лицо копирует выражение прислуживания объекту отношений, оно изображает умиление, заискивающий взгляд не отрывается от важной персоны, выражает готовность угадать и исполнить любое её желание);
— отсутствие признаков напряжения ума;
— отсутствие признаков напряжения воли.
15. Подозрительность:
— неподвижный взор, устремлённый на объект подозрения;
— взгляд искоса (означает желание дистанцироваться от объекта угрозы или скрыть своё настороженное к нему отношение);
— слабое смыкание губ (знак неуверенности в том, что может случиться, чего следует ожидать);
— тело ориентировано от объекта угрозы (означает желание удалиться от объекта угрозы);
— признаки злобы.
16. Радость:
— брови и лоб спокойны;
— нижние веки и щёки приподняты, глаза прищурены, под нижними веками появляются морщинки;
— „гусиные лапки” — лёгкие морщинки, лучами расходящиеся от внутренних углов глаз;
— рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.
17. Раскаяние:
— выражение печали, убитого вида (рудимент разрывания одежд или посыпания головы пеплом);
— выражение молитвенной мольбы к высшим силам в виде воздетых к небу рук (означает просьбу о прощении, помиловании);
— сжатие кулаков (знак гнева, досады в отношении своего недостойного поведения);
— плач с закрытыми руками глазами;
— отдаление от других людей.
18. Расположение к кому-либо:
— наклон головы, тела в сторону собеседника (означает: “мне с вами интересно и я не хочу лишиться вашего внимания”);
— рука на груди или „на сердце” (мужской жест честности и открытости);
— взгляд в глаза (означает:”мне приятно вас видеть”);
— покачивание головой в знак согласия с тем, что собеседник говорит;
— прикосновение к собеседнику (означает доверие, симпатию, теплоту отношения);
— приближение к собеседнику до пределов интимной зоны и ближе;
— закрытая позиция партнёров: они смотрят друг на друга, ступни их ног расположены параллельно.
19. Самоуверенность:
— отсутствие оживлённой мимики на лице (означает:”мне нечего скрывать, я уверен в себе и ничего не боюсь”);
— гордая, прямая поза;
— пальцы рук соединены, иногда куполом. Чем выше расположены руки, тем большее превосходство над другими ощущает или демонстрирует индивид. Он может позволить себе смотреть на кого-либо сквозь соединённые пальцы своих рук;
— руки могут быть соединены за спиной (означает готовность действовать не физической силой, а правом на своей стороне);
— высоко поднятый подбородок (“взгляд свысока”). Два последних признака образуют авторитарную позу;
— неторопливые движения, скупые жесты и движения головой и глазами. Это создаёт впечатление их многозначительности, а также убеждённости в своей непогрешимости;
— выбор места расположения где-нибудь на возвышении, как бы на троне или пьедестале;
— расположение ног на предметах или поза небрежно облокотившись на что-либо (означает: „тут моя территория, здесь я хозяин”);
— взгляд, исходящий над очками.
20. Скука:
— глаза полуприкрыты (означает: “не глядел бы на всё это, надоело всё);
— голова лежит на ладони (означает:”подушку бы, лучше уж поспать”);
— машинальное и однообразное рисование на бумаге каких-то орнаментов, решёток, фигурок;
— пустой, ничего не выражающий и ни к чему не прикованный взгляд, то, что называют „дневным сном” с пассивным течением впечатлений.
21. Смущение:
— голова поворачивается в сторону от наблюдателя;
— взгляд направлен вниз, он смещается при этом вбок;
— улыбка сжатыми губами (“сдержанная улыбка”);
— дотрагивание рукой до лица.
22. Сомнение:
— слабое напряжение мышц тела и круговой мышцы рта;
— опущенная голова;
— опущенный взор;
— руки прижаты к телу, они сложены, могут быть засунуты в рукава (признак отсутствия побуждений действовать);
— приподнятые плечи (знак вопроса: „чему тут удивляться?”).
23. Страх:
— поперечные морщины на лбу, при этом в центре лба они глубже, чем по краям;
— широко раскрытые глаза (“у страха глаза велики”);
— поднятие век так, что между верхним веком и радужной оболочкой обнажается белок глаз;
— брови поднимаются, делаются дугообразными и сводятся к переносице (выражение беспомощности);
— рот открыт (»отпала челюсть”);
— углы рта резко оттянуты (выражение задержанного крика о помощи);
— поперечные морщины на передней поверхности шеи (рудимент реакции съёживания, сворачивания в клубок);
— застывание на месте или беспорядочное метание (паралич воли или рудимент реакции бегства);
— сухость во рту, бледность лица (первое — признак, которое использовали древние детекторы лжи; второе признак, который ранее использовали для отбраковывания призывников в армию);
— напряжённый и настороженный взгляд, устремлённый в сторону источника опасности;
— дрожь в руках, ногах, во всём теле.
24. Стыд:
— прячется лицо, оно закрывается руками, отводится в сторону, опускается вниз, как это бывает в чьём-либо присутствии, даже воображаемом;
— взор обращён в сторону, опущен вниз или беспокойно двигается — Ч.Дарвин;
— веки прикрывают глаза, глаза иногда бывают закрыты (как у детей: ”не вижу, значит, этого нет”);
— умолкание речи (в Библии сказано: ”Чтобы впредь нельзя было тебе рта раскрыть от стыда”);
— тихие, бесшумные, по возможности незаметные действия (в Библии сказано: ”Крадутся люди стыдящиеся”);
— тело сжимается, съёживается, индивид как бы прячется, хочет остаться незаметным, чтобы его не видели;
— поверхностное дыхание с глубокими вздохами (рудиментами плача);
— внезапные остановки дыхания (связаны, вероятно, с горестными воспоминаниями о содеянном);
— заикание, спотыкания в речи;
— краска стыда («покрыться стыдом, бесчестием”). „Стыдливый румянец” Ч.Дарвин считал самым человеческим из всех проявлений эмоций.
25. Тревога:
— беспокойный, бегающий взгляд;
— суетливость, то есть бестолковая, торопливая и часто бесцельная активность — обнаруживается значительное или нарастающее двигательное беспокойство (особенно часто это потирание рук, непоседливость, бесцельное перемещение с одного места на другое, бессмысленное перекладывание с одного места на другое предметов и др.);
— тревожные вербигерации (повторение фраз, вопросов, выражающих страх по поводу предчувствия надвигающегося несчастья);
— дрожание рук, голоса, всего тела (сопровождает ощущение внутреннего, эмоционального и мышечного напряжения);
— крики, плач;
— бледность кожи.
26. Удивление:
— высокое поднятие бровей;
— открытие рта;
— разведение рук в стороны;
— сильное напряжение внимания;
— сильное напряжение мысли.
27. Умиление (душевное состояние, возникающее на исходе печали):
— признаки радости;
— признаки печали;
— слёзы.
28. Умственное напряжение:
— две вертикальные складки на переносице;
— нависание бровей над глазами;
— брови из дугообразных делаются горизонтальными.
Источник
« Когнитивные искажения, доставшиеся нам в...
Невероятные истории людей, выживших в... »
  • +13

    Нравится тема? Поддержи сайт, нажми:


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Пункты 6-11, 13 и 15 — типичный портрет старого человека)) рассеянная гибель периферических нервов
А вообще все это применимо с добавкой «возможно, если в данном случае нет иной причины»
  • Поделиться комментарием