Катастрофа с женским именем

Женские имена ураганов усиливают их разрушительное действие, утверждают ученые.




Традиция присваивать ураганам женские имена сыграла жестокую шутку с США: «Кристины», «Катрины» и «Долли» вызывали меньше страха в сознании американцев по сравнению с «мужскими» стихийными бедствиями, что приводило к дополнительному росту числа жертв из-за нежелания людей эвакуироваться, считают психологи, опубликовавшиестатью в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
«Проблема заключается в том, что сегодня имя урагана никак не связано с его интенсивностью. Имена подобным катаклизмам присваиваются случайным образом, следуя по списку из чередующихся мужских и женских имен. И если люди оценивают опасность шторма по его имени, то такой подход к именованию ураганов будет невероятно опасным для их благополучия и жизни», — поясняет сотрудник университета штата Иллинойс в городе Урбана-Шампейн (США) Киджу Юнг.
Он и его коллеги пришли к такому выводу, пытаясь найти научное обоснование расхожего тезиса, что «женские» ураганы обычно сильнее и опаснее, чем аналогичные катаклизмы с мужскими именами. Особенно много сторонников этой теории появилось в США после того, как ураган «Катрина» принес гигантские разрушения и вызвал большое количество смертей в Новом Орлеане и в прибрежных штатах в 2005 году.
Традиция присваивать человеческие имена крупнейшим ураганам Атлантики возникла в 1953 году, когда Национальная метеорологическая служба США (NWS) впервые начала в порядке эксперимента называть тропические шторма именами женщин. Эта практика понравилась публике, и с тех пор NWS каждый год публикует список из 23 имен, которые случайным образом присваиваются крупнейшим циклонам сезона. Почти три десятилетия ураганы Атлантики были исключительно «женскими». В 1979 году восторжествовало равенство полов: NWS начинает составлять списки и из мужских имен, поочередно присваивая ураганам мужской и женский пол.
Обратившись к архивам метеорологической службы, группа Юнга получила данные по силе ураганов, числу смертей и масштабам разрушений за последние 60 лет. Одновременно с этим психологи набрали группу из девяти добровольцев, которым они выдали списки имен, использованных NWS за эти годы, и предложили оценить их «мужеподобность» и «женоподобность» по десятибалльной шкале. Ученые использовали данные из этих опросов для составления особого «индекса М-Ж» для этих имен.
Затем ученые сравнили силу ураганов, число жертв и уровень разрушений с мужскими и женскими именами, учитывая значение «индекса М-Ж». Это сравнение раскрыло крайне любопытный феномен: количество жертв и материальный ущерб был всегда выше у ураганов с женскими именами вне зависимости от их силы и продолжительности. Данная закономерность сохранялась даже в тех случаях, когда «мужской» ураган был заметно мощнее, чем «женский». Все ураганы с мужскими именами вызывали в среднем около 15 смертей, а «женские» катаклизмы убивали около 42 человек.
Этот факт побудил группу Юнга проверить, не влияет ли имя ураганов на то, насколько серьезно мы воспринимаем их опасность для нашего здоровья и имущества. Для этого психологи набрали три сотни добровольцев и выдали им листы с десятью именами из набора имен для ураганов, составленных NWS для 2014 года. На этих листах ученые попросили своих подопечных оценить силу урагана по семибалльной шкале, а также оценить вероятность того, что им потребуется эвакуация.
Новый опрос показал, что все добровольцы независимо от пола и возраста воспринимали ураганы с мужскими именами заметно серьезнее, присваивая им более высокую степень опасности и чаще указывая на необходимость эвакуации. Аналогичные результаты были получены в ходе экспериментов, во время которых ученые показывали добровольцам один и тот же метеоснимок, на котором был изображен «ураган Александр» или «ураган Александра», и просили их оценить силу шторма, масштаб разрушений и необходимость эвакуации.
«Похоже, при оценке силы урагана люди неосознанно применяют к ним свои стереотипы и представления о том, как ведут себя мужчины и женщины. Благодаря этому «женские» ураганы, особенно с яркими женскими именами, например Белла или Синди, выглядят более мягкими и менее жестокими. По всей видимости, именно поэтому добровольцы, представлявшие себе «женский» ураган, были не очень настроены эвакуироваться и искать убежище, — поясняет одна из соавторов статьи Шэрон Шавитт из университета Иллинойса. — Стереотипы, определяющие эти предрассудки, очень трудно уловить, и они не всегда негативны по отношению к женщинам; вполне возможно, мы просто считаем женщин более дружелюбными и менее агрессивными, чем мужчины».
« Ограничения с пользой
Удивительный подводный мир »
  • +18

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+3
А ураган просто мужского рода. А его бабой кличут… Они обижаются просто. :))