Частица Бога получила право на существование

В Стокгольме 8 октября были объявлены имена нобелевских лауреатов в области физики за 2013 год. Ими стали два профессора – Франсуа Энглер (Брюссельский свободный университет) и Питер Хиггс (Университет Эдинбурга).




Премия присуждена за «теоретическое предсказание механизма, который помогает нам понимать происхождение массы субатомарных частиц, существование которого было доказано обнаружением предсказанной элементарной частицы в большом адронном коллайдере ЦЕРН». (ЦЕРН – Европейский центр ядерных исследований (Женева, Швейцария), в котором установлен Большой адронный коллайдер.
В 1964 году Питер Хиггс теоретически предсказал существование частицы, названной потом в его честь – «бозон Хиггса» (Б.Х.), которая наделяет массой все остальные элементарные частицы. Бозоны Хиггса создают массу частиц, мешают им мгновенно менять скорость. То есть фактически частицы, которая и делает наш мир реальностью. Недаром другое название бозона Хиггса – «частица Бога». Независимо от Хиггса к таким же теоретическим выводам пришел и Франсуа Энглер. У этой истории красивая развязка. В июле 2012 года ученые, работающие в ЦЕРНе в Швейцарии, заявили, что им удалось обнаружить бозон Хиггса в результате испытаний в Большом адронном коллайдере.
Несомненно, что гвоздем нобелевской программы в этом году стала номинация по физике. Мало кто понимает, что это такое – бозон Хиггса, но все про него слышали.
Однако почему бозон Хиггса, а не бозон Энглера? Ведь формально Энглер чуть-чуть, но опередил Хиггса с публикацией своих теоретических результатов. Вопрос не праздный. Профессор Империал-колледжа Лондонского университета, доктор Иордан Нэш высказался гораздо жестче: «Общепринято, что предполагаемые или открытые частицы получают соответствующие названия, но присвоение им одного из имен первооткрывателей сильно занижает заслуги других ученых, внесших соответствующий вклад в развитие этой теории».
Но даже если бы существование Б.Х. не было подтверждено экспериментально, Нобелевскую премию Питеру Хиггсу стоило бы дать. Хотя бы в области литературы. Ведь столько для глобального пиара науки, как «придуманная» им полвека тому назад история про бозон, не поспособствовало ничто. Не случайно, кстати, Питер Хиггс – официальный консультант и представитель лондонского Музея науки. «В атомный век людей волнуют больше не вещи, но строение вещей», – написал примерно в то же время, когда Хиггс публиковал свои теоретические выкладки, другой будущий нобелевский лауреат, Иосиф Бродский. Интенция та же. Теория Хиггса описывает «строение вещей» на максимально представимом сегодня уровне фундаментальности.
Итак, бозон Хиггса существует! «Но теперь говорят не «я верю», а «согласен», если следовать Бродскому.
« Ученые объяснили, как люди выбирают собак
Самые вредные для человека фрукты »
  • +7

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.